Обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные теоретические положения базовых научных дисциплин.
- расширение содержания обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при создании локально методической системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7
Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7
1.2.Классификация лексических ошибок……………….......................16
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26
2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26
2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44
2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57
Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62
3.1. Опыт построения и проверки локально-методической системы, направленной на совершенствование методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение…………………………………………………………...………..95
Литература…………………………………………………………………99

Работа содержит 1 файл

дипломная работа по русскому языку.doc

— 670.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7

    1. Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7

1.2.Классификация  лексических ошибок……………….......................16

Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26

2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26

2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36

2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44

2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников  умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57

Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62

3.1. Опыт построения  и проверки локально-методической  системы, направленной на совершенствование  методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62

3.2. Итого педагогического  эксперимента ……………………………….88

Заключение…………………………………………………………...………..95

Литература…………………………………………………………………99

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Родной  язык  – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвистических знаний в классах.

Мы постоянно сталкиваемся и  в школе на уроках, и в общении  между собою, и на страницах газет  и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке и языке.

Человеку, стремящемуся к овладению  речевой культурой, конечно, не обязательно  как ученому знать в деталях  основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.

Пока мы не познакомимся с основами науки о языке, с ее главными положениями, с основными лексическими явлениями, мы не сможем глубоко и серьезно, а главное – точно, судить о своей собственной речевой культуре и о культуре речи наших собеседников (учеников).

Конечно, есть такие скептики, которые  считают: “ Как сказал – так  и ладно. Все равно поймут!”  Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “неувязки” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся, а, следовательно, и обогащение их активного словаря – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Тем более, что в современной речи появилось огромное количество новых сложных слов, работа над которыми требует большого запаса простых слов.

Как было сказано выше, вопросом “умение  говорить ”  посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых  упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий, способствующих предупреждению лексических ошибок в речи и обеспечивающих повышение общего уровня лексической грамотности учащихся.

А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна., что свидетельствует о скудности активного запаса слов у младших школьников. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.

В связи с выше сказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы.

Как организовать работу по формированию умений и навыков  связной речи, как научить ребенка  полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и  этапы работы по развитию связной  речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.

Тема: Обогащение активного словаря младших школьников  как фактор предупреждения лексических ошибок.

 Цель: выявление эффективных условий обогащения активного словаря как фактор предупреждения лексических ошибок.

Объект: обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок.

Предмет: условия обогащения активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок.

Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:

- опора на основные  теоретические положения базовых  научных дисциплин.

- расширение содержания  обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников  омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.

- организация продуктивной  познавательной деятельности учащихся

при создании локально методической системы.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему обогащения активного словаря младших школьников в лингвистической, психолого-педагогической и методической литературе;
  2. Проанализировать существующие классификации лексических ошибок и недочетов.
  3. Выявить наиболее типичные лексические ошибки в речи младших школьников;
  4. Систематизировать ЛМС, направленную на обогащение активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики, и проверить ее эффективность;
  5. Проанализировать результаты внедрения ЛМС в учебную практику.

Методы исследования:

Теоретические: анализ литературы,  анализ работ учеников, анализ школьной документации, статистическая обработка данных.

Практические: эксперимент, опрос, наблюдение за учебным процессом.

 

Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников

    1. . Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о  чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения.

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий  словарный состав языка в историческом развитии и его современном состоянии, называется лексикологией [47].

Историческая лексикология изучает историю слов, формирование и развитие словарного состава на разных этапах развития русского языка. Современная, или синхроническая лексикология исследует в различных аспектах словарный состав современного русского языка.

Объектом  изучения  лексикологии являются, прежде всего, слова. В соответствии с этим слова изучаются с точки зрения:

- их смыслового значения;

- места в общей системе  лексики;

- происхождения;

- употребляемости;

- сферы применения  в процессе общения;

- их экспрессивно-оценочного  характера.                       

Так как лексика в  том или ином языке является определенной системой соотносительных и взаимосвязанных  фактов, то лексикология предстает перед нами наукой не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.

Предметом  изучения лексикологии является изменение семантики слова, передвижение слова из одной сферы  употребления в другую, появление  у него новых стилистических свойств или эмоциональной окраски, трансформация соотносительных связей с другими словами [47].

В лексикологии изучаются  самостоятельные слова с точки  зрения, прежде всего, лексического значения, а также употребления и происхождения.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов:

1. Толкование (разъяснение)  слова в словарных статьях  толковых словарей. Наибольшее количество  — 200 000 слов — содержится в  знаменитом четырехтомном «Толковом  словаре живого великорусского  языка», составленном В. И. Далем полтораста лет назад. 
Самые полные толкования слов дает 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учеными Академии наук. В нем объяснено-значение 120 000 слов. В настоящее время этот словарь выходит 2-м изданием в 20 томах. Недавно появился однотомный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова. В нем объясняется значение 130 000 слов, в том числе и тех, которые появились в русском языке в последние десятилетия.

2. Подбор синонимов: радость — веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.

3. Толкование, включающее  в свой состав однокоренные слова: преподаватель — тот, кто передает знания, муравей — тот, кто живет в траве-мураве, пастух — тот, кто пасет, гонит животных на пастбище.

4. Иллюстрация смысла слова, рисунок.

Слово может иметь  одно лексическое значение, такие  слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже. Слово может иметь два или  более лексических значения, такие  слова называют многозначными, например: слово корень — многозначное, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указаны четыре значения этого слова: 1. Подземная часть растения. Яблоня пустила корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. перен. Начало, источник, основа чего-нибудь. Корень зла. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова. Корень — значимая часть слова.

Если значение слова  прямо указывает на предмет, действие, явление, то такое значение называют прямым: корень петрушки, корень зуба, корень дерева. Если прямое значение слова переносят на другой предмет, то такое значение называют переносным: корень рода, корень зла. В повседневной речи человек постоянно употребляет слова в переносном значении: золотая осень, давление падает, серебряный голос, легкий характер. Поэты и писатели пользуются особой выразительностью переносного значения слова, создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, эпитет, олицетворение. Это помогает им ярко, неожиданно выразить свои мысли и чувства:

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова... (С. Есенин.)

В русском языке огромное количество слов. Все они делятся  на группы в зависимости от того, какая лексическая особенность  слова имеется в виду.

  1. Слова однозначные, многозначные, использование слова в переносном значении. В этой группе подчеркиваются особенности лексического значения слов. Многозначность  слова  - это свойство слова имеет два или несколько значений. У многозначного слова есть прямое  и переносное значения. Прямое значение слова является основным, оно не обусловлено контекстом и, как правило, стилистически нейтрально: вода льется. Переносное значение вторично, зависит от контекста, стилистически окрашено: слова льются. Развитие многозначности обычно происходит на основе сходства  или смежности обозначаемых данным словом предметов или явлений, поэтому различают метафорические и метонимические типы переносных значений слова.

Информация о работе Обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок