Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, дипломная работа
Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные теоретические положения базовых научных дисциплин.
- расширение содержания обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при создании локально методической системы.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7
Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7
1.2.Классификация лексических ошибок……………….......................16
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26
2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26
2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44
2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57
Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62
3.1. Опыт построения и проверки локально-методической системы, направленной на совершенствование методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение…………………………………………………………...………..95
Литература…………………………………………………………………99
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
обогащения активного словаря младших
школьников……………………………………………………
1.2.Классификация лексических ошибок………………..................
Глава 2. Современные методы и приемы
обогащения активного словаря младших
школьников……………….…...………………………
2.1. Задачи и содержание работы над расширением
активного лексического запаса как одного
из главных направлений развития речи
младших школьников……………………………………………………
2.2.1.Методические основы расширения активного
лексического запаса младших школьников……………………………………………………
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения
активного словаря младших школьников……………………………………………………
2.3 Выявление уровня сформированности у
младших школьников умения правильно
употреблять слова по значению и стилистической
принадлежности….……………………………………
Глава
3. Перспективы совершенствования
методики обогащения активного словаря
младших школьников семонимическими разрядами
лексики……………………………………………………………
3.1. Опыт построения
и проверки локально-
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение
Родной язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвистических знаний в классах.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке и языке.
Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать в деталях основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.
Пока мы не познакомимся с основами науки о языке, с ее главными положениями, с основными лексическими явлениями, мы не сможем глубоко и серьезно, а главное – точно, судить о своей собственной речевой культуре и о культуре речи наших собеседников (учеников).
Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “неувязки” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся, а, следовательно, и обогащение их активного словаря – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Тем более, что в современной речи появилось огромное количество новых сложных слов, работа над которыми требует большого запаса простых слов.
Как было сказано выше, вопросом “умение говорить ” посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий, способствующих предупреждению лексических ошибок в речи и обеспечивающих повышение общего уровня лексической грамотности учащихся.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна., что свидетельствует о скудности активного запаса слов у младших школьников. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
В связи с выше сказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы.
Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.
Тема: Обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок.
Цель: выявление эффективных условий обогащения активного словаря как фактор предупреждения лексических ошибок.
Объект: обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок.
Предмет: условия обогащения активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок.
Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные
теоретические положения
- расширение содержания
обучения засчет обогащения
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся
при создании локально методической системы.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ работ учеников, анализ школьной документации, статистическая обработка данных.
Практические: эксперимент, опрос, наблюдение за учебным процессом.
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в историческом развитии и его современном состоянии, называется лексикологией [47].
Историческая лексикология изучает историю слов, формирование и развитие словарного состава на разных этапах развития русского языка. Современная, или синхроническая лексикология исследует в различных аспектах словарный состав современного русского языка.
Объектом изучения лексикологии являются, прежде всего, слова. В соответствии с этим слова изучаются с точки зрения:
- их смыслового значения;
- места в общей системе лексики;
- происхождения;
- употребляемости;
- сферы применения в процессе общения;
- их экспрессивно-оценочного
характера.
Так как лексика в
том или ином языке является определенной
системой соотносительных и
Предметом изучения лексикологии является изменение семантики слова, передвижение слова из одной сферы употребления в другую, появление у него новых стилистических свойств или эмоциональной окраски, трансформация соотносительных связей с другими словами [47].
В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения, прежде всего, лексического значения, а также употребления и происхождения.
Существует несколько способов объяснения лексического значения слов:
1. Толкование (разъяснение)
слова в словарных статьях
толковых словарей. Наибольшее количество
— 200 000 слов — содержится в
знаменитом четырехтомном «
Самые полные толкования слов дает 17-томный
«Словарь современного русского литературного
языка», составленный учеными Академии
наук. В нем объяснено-значение 120 000 слов.
В настоящее время этот словарь выходит
2-м изданием в 20 томах. Недавно появился
однотомный «Большой толковый словарь
русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова.
В нем объясняется значение 130 000 слов,
в том числе и тех, которые появились в
русском языке в последние десятилетия.
2. Подбор синонимов: радость — веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.
3. Толкование, включающее в свой состав однокоренные слова: преподаватель — тот, кто передает знания, муравей — тот, кто живет в траве-мураве, пастух — тот, кто пасет, гонит животных на пастбище.
4. Иллюстрация смысла слова, рисунок.
Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже. Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными, например: слово корень — многозначное, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указаны четыре значения этого слова: 1. Подземная часть растения. Яблоня пустила корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. перен. Начало, источник, основа чего-нибудь. Корень зла. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова. Корень — значимая часть слова.
Если значение слова прямо указывает на предмет, действие, явление, то такое значение называют прямым: корень петрушки, корень зуба, корень дерева. Если прямое значение слова переносят на другой предмет, то такое значение называют переносным: корень рода, корень зла. В повседневной речи человек постоянно употребляет слова в переносном значении: золотая осень, давление падает, серебряный голос, легкий характер. Поэты и писатели пользуются особой выразительностью переносного значения слова, создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, эпитет, олицетворение. Это помогает им ярко, неожиданно выразить свои мысли и чувства:
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова... (С. Есенин.)
В русском языке огромное количество слов. Все они делятся на группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду.