Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, дипломная работа
Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные теоретические положения базовых научных дисциплин.
- расширение содержания обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при создании локально методической системы.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7
Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7
1.2.Классификация лексических ошибок……………….......................16
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26
2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26
2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44
2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57
Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62
3.1. Опыт построения и проверки локально-методической системы, направленной на совершенствование методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение…………………………………………………………...………..95
Литература…………………………………………………………………99
Неудачный выбор лексического эквивалента ( слова0 не редко приводит к подмене понятия. Чаще подменяются конкретные понятия – абстрактными или родо – видовыми, т.е. неоправданно заменяют друг друга слова, находящиеся в лексических отношениях. Очевидно, что замена видовых категорий родовыми делает речь бесцветной и казенной.
При выборе слова необходимо учитывать не только его значение , но и семантическое поле, т.е. возможности сочетаемости с другими словами. Лингвистической базой понятия лексическая несочитаемость стало разработанное В.В. Виноградовым учение о типах фразеологических единиц, в котором, в частности, рассматриваются фразеологически связанные значения слов. Границы лексической несочитаемости определяются многими факторами: семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью.
Нарушение сочетаемости употребляемых слов: “Ветер постепенно “принимал силу” /надо: набирал силу/.” Коле “выдали” благодарность /надо: объявили благодарность/.
Распространённой погрешностью речи является многословие (речевая избыточность). Лишних слов следует избегать даже в разговорной речи. Существуют два основных вида речевой избыточности:
1-ый тип - тавтология.
Этот термин применительно
к области речевой культуры
имеет несколько разных
Повторение одних и тех же слов, например: я шел по улице следом за мной шел старичок. По другой стороне шли дети.
2-ой тип избыточности речи – плеоназм- лишнее уточняющее слово- например в таких словосочетаниях с ненужными определениями: темный мрак, главная суть, ценные сокровища…
При поиске нужных слов возможна и другая крайность, противоположная многословию. Это речевая недостаточность. Чаше пропуск необходимого слова допускается в устной речи, когда говорящий спешит и не следит за точность выражения мысли. В результате в предложении нарушается грамматические и логические связи слов, искажается и затемняется общий смысл фразы. Такие ошибки могут быть связаны с влиянием разговорной речи, с проникновение эллиптических структур, свойственных спонтанной диалогической речи, в публичную деловую речь.
Данная классификация ошибок является, согласно проведенному анализу, более приемлемой для работы учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны все возможные лексические ошибки, которые встречаются в работах детей.
Таким образом, данное исследование будет опираться на типы лексических ошибок, указанных в данной классификации.
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников.
2.1 Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников
Все программы начальной школы слово рассматривают в лексическом и грамматическом плане.
Все программы предусматривают лексическую работу в курсе начальной школы. Дети занимаются грамматикой и правописанием, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, тексты, слова могут быть близкими или противоположными по значению. То есть происходит практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простейшими случаями многозначности слова, со словами противоположными и близкими по значению. Таким образом, лексическая работа носит пропедевтический характер, то есть подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики.
Для успешного осуществления такой работы учителю надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.
В этом пункте будет охарактеризовано пять дидактических систем:
- Классическая
начальная школа (авт. Т.Г.
- Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (авт. В.В. Репкин и др.);
- Школа 2100 (авт. Р.Н. Бунеев и др.);
- Система Л.В. Занкова (авт. А.В. Полякова);
- Начальная школа XXI века (авт. С.В. Иванов и др.).
Таблица 1
Требования программ к ЗУНам по основным лексическим явлениям
(синонимия, антонимия, паронимия, омонимия, многозначность)
УМК
Класс |
Классич. нач. шк. |
Сист. Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова |
Школа 2100 |
Система Л.В. Занкова |
Нач. школа XXI века |
Авт. Т.Г.Рамзаева |
Авт. В.В. Репкин и др. |
Авт. Р.Н.Бунеев и др. |
Авт. А.В. Полякова |
Авт. С.В. Иванов и др. | |
1 класс |
Сопоставление лексических значений слов. Знакомство с ролью текстовых синонимов (практически). |
Выделение слова как особого объекта действия и изучения. Номинативная функция слова. Начинается работа с синонимами. |
Наблюдение за тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей животных; осознание того, что каждое слово имеет значение. |
Употребление слов в переносном значении; слова, близкие и противоположные по значению |
Синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии) |
2 класс |
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначность слова (наблюдение). Имена существительные, имена прилагательные, глаголы близкие и противоположные по смыслу. |
Изучение омонимов, синонимов, многозначных слов (общее представление) Умение определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова. |
Наблюдение за лексическим значением слова, за тем, что слово может иметь несколько значений, за прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. |
Расширение представлений об антонимах, синонимах, многозначности, расширение словаря учащихся. Употребление слов в переносном значении. |
Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы, омонимы (без использования терминов) Представление об исконных и заимствованных, а также устаревших словах. |
3 класс
|
Связь предложений в тексте с помощью текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий комочек и т. п.). Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы (ознакомление). |
Изучение омонимов, синонимов, антонимов. Словарная работа по обогащению словаря Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и словами-синонимами. |
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1—2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами. |
Умение пользоваться толковым словарём. Использование толкового словаря для определения лексического значения слов |
Использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов. |
4 класс |
Использование глаголов-синонимов и глаголов-антонимов, прилагательных-синонимов и т. д. |
Изучается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов. Словарная работа по обогащению словаря |
Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи. Уметь пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; |
Иметь представления о синонимах, антонимах, многозначности. умение подбирать к Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы |
Совершенствование умения находить языковые средства в тексте, и ошибки, нарушающие правильность и точность текста. Наречие, значение. Имя числительное, общее значение. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи |
Дидактическая система, направленная на общее развитие школьника, разработанная под руководством Л.В. Занкова, является альтернативой. В ней реализуются те прорывные идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью – считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности, объединить обучение, воспитание и развитие.
Развитие детей в данной системе рассматривается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умение поставить перед собой цель и достичь ее. Развитие чувств – эстетических, нравственных – составляет духовное богатство человека.
В центре внимания при обучении по этой системе находится растущая и развивающаяся личность младшего школьника.
В программе, разработанной по системе Л.В. Занкова, реализованной в учебнике А.В.Поляковой "Русский язык" 1-4 класс, предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов лексикологии.
Лексическая работа по выявлению значений слов начинается с 1 класса и продолжается в начальной школе, средней школе на всех уроках русского языка. В начальной школе эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдений за словом учащиеся узнают, что слово может быть близким по значению или противоположным (синонимы, антонимы), что следует правильно употреблять их в речи.
Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях. Учителю необходимо постепенно приучать детей пользоваться различными словарями (толковым, орфографическим, словарем синонимов, словарем антонимов, фразеологическим).
Дети, начиная со 2 класса, могут оперировать такими выражениями, как слова, близкие по значению и слова, противоположные по значению. Например, в учебнике для 2 класса в упр.177 есть задание:
К данным прилагательным подберите прилагательные с противоположными значениями, запишите слова. подчеркните все орфограммы.
Образце: далекий – близкий.
Далекий, высокий, широкий, горький, частый, твердый, смелый, жесткий, пустой.
Чаще всего такие
задания встречаются после
Например.
Задание: Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению.
Следует отметить, что в учебниках русского языка мало заданий по нахождению антонимов (больше заданий на нахождение синонимов). Поэтому учитель должен самостоятельно включать в материал урока больше заданий на изучение антонимов не только на уроках русского языка, но и на уроках развития речи и чтения с целью активизации и обогащения словаря детей.
Программа, разработанная по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, ставит перед собой главную задачу – превращение ребенка в субъект учебной деятельности, заинтересовавшего в самоизменении и способного к нему.
В это программе, реализованной в учебнике В.В. Репкина и др. "Русский язык" 1-4 класс, предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов из области лексикологии.
Формированию лексических понятий специально отводится некоторое количество часов, однако усвоение учащимися лексики происходит и в связи с изучением других тем.
Сведения по лексике "разбросаны" по всем разделам курса русского языка и не являются систематизированными. Специального раздела "Лексика" в учебниках нет. Однако, те порции лексического материала, которые подаются в учебнике, могут быть как-то связанны, упорядочены, систематизированы.
Работа над лексическим значением слова, хотя и не выделяется в программе в качестве особого объекта исследования, его анализу уделяется достаточно много внимания на всех этапах обучения.
Первоначально лексическое значение выступает перед учащимися в своей нерасчлененной форме в связи с осознанием номинативной функции слова (слово как название предмета, признака, действия). Выделение основы слова как носителя номинативного значения позволяет разграничить разные слова и формы одного и того же слова.
На этой основе уже в 1 классе дети знакомятся с явлениями синонимии и омонимии. Например, в упр.159 дается задание прочитать об удивительных словах. (Приводится картинка с изображением сравниваемых предметов: лук – растение и лук – оружие. Это омонимы, т.к. разные значения у этих слов, а звуки – одинаковые. Малыш и карапуз – синонимы, т.к. слова звучат и пишутся по-разному. Зато значение у них одинаковое. Далее дается разъяснение, зачем нужны такие слова).
В учебнике 2 класса даются упражнения по нахождению омонимов в тексте, на подбор слов – синонимов, вводится понятие многозначности слова.
В 3 классе лексическая работа заключается в уточнении значений трудных слов. К таким словам по возможности подбираются слова – омонимы, синонимы, начинается работа по подбору противоположных по значению слов, без введения терминологии.
Понятие "слова – антонимы" вводится только в 5 классе в специальном разделе по лексике.
Таким образом, слово предстает перед учениками как сложная система. Вместе с тем обнаруживается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов.
Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной. По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
Материал по лексике не выделяется в специальный раздел, лексическая работа ведется попутно на материале текстов учебника.
Задание: Прочитай стихотворение. В каких строчках автор сам определяет главную мысль?
Прочитай: Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь, почему? Чем интересны эти слова?
Жила плохая девочка,
Она была хорошая.
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!