Обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: эффективными условиями обогащения активного словаря младших школьников как фактора предупреждения лексических ошибок являются:
- опора на основные теоретические положения базовых научных дисциплин.
- расширение содержания обучения засчет обогащения активного словаря младших школьников омонимами, синонимами, антонимами, паронимами.
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при создании локально методической системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников…………………………………………………………….7
Лингвистическая основа предупреждения лексических ошибок в речи младших школьников ……………………………………………………7
1.2.Классификация лексических ошибок……………….......................16
Глава 2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………….…...……………………….....26
2.1. Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников………………………………………………………………………..26
2.2.1.Методические основы расширения активного лексического запаса младших школьников…………………………………………………………….36
2.2.2. Современные методы и приемы обогащения активного словаря младших школьников……………………………………………………………..44
2.3 Выявление уровня сформированности у младших школьников умения правильно употреблять слова по значению и стилистической принадлежности….……………………………………………………………..........57
Глава 3. Перспективы совершенствования методики обогащения активного словаря младших школьников семонимическими разрядами лексики……………………………………………………………………….…...62
3.1. Опыт построения и проверки локально-методической системы, направленной на совершенствование методики обогащения активного лексического запаса младших школьников …………………………….………62
3.2. Итого педагогического эксперимента ……………………………….88
Заключение…………………………………………………………...………..95
Литература…………………………………………………………………99

Работа содержит 1 файл

дипломная работа по русскому языку.doc

— 670.00 Кб (Скачать)

Неудачный выбор лексического эквивалента ( слова0 не редко приводит к подмене понятия. Чаще подменяются  конкретные понятия – абстрактными или родо – видовыми, т.е. неоправданно заменяют друг друга слова, находящиеся в лексических отношениях. Очевидно, что замена видовых категорий родовыми делает речь бесцветной и казенной.

  1. Лексическая  несочетаемость.

При выборе слова необходимо учитывать не только его значение , но и семантическое поле, т.е. возможности сочетаемости с другими словами. Лингвистической базой понятия лексическая несочитаемость стало разработанное  В.В. Виноградовым учение о типах фразеологических единиц, в котором, в частности, рассматриваются фразеологически  связанные значения слов. Границы  лексической несочитаемости  определяются многими факторами: семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью.

Нарушение сочетаемости употребляемых слов: “Ветер постепенно “принимал силу” /надо: набирал силу/.” Коле “выдали” благодарность /надо: объявили благодарность/.

  1. Речевая избыточность.

Распространённой погрешностью речи является многословие (речевая избыточность). Лишних слов следует избегать даже в разговорной речи. Существуют два основных вида речевой избыточности:

1-ый тип - тавтология. Этот термин применительно   к области речевой культуры  имеет несколько разных осмыслений  Д.Э.Розенталь и М.А. Теленкова  говорят о трех его значениях 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее не чего нового ( авторские слова – это слова автора) 2. Повторение в предложении однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности произведения) 3. Неоправданная  избыточность выражения : более лучшее предположение самые высочайшие вершины. [31, 352].

Повторение одних и  тех же слов, например: я шел по улице следом за мной шел старичок. По другой стороне шли дети.

2-ой тип избыточности  речи – плеоназм- лишнее уточняющее  слово- например в таких словосочетаниях с ненужными определениями: темный мрак, главная суть, ценные сокровища…

  1. Речевая недостаточность.

При поиске нужных слов возможна и другая крайность, противоположная  многословию. Это речевая недостаточность. Чаше пропуск необходимого слова допускается в устной речи, когда говорящий спешит и не следит за точность выражения мысли. В результате в предложении нарушается грамматические   и логические связи слов, искажается и затемняется общий смысл фразы. Такие ошибки могут быть связаны с влиянием разговорной речи, с проникновение эллиптических структур, свойственных спонтанной диалогической речи, в публичную деловую речь. 

Данная классификация  ошибок является, согласно проведенному анализу, более приемлемой для работы учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны все возможные лексические  ошибки, которые встречаются в работах детей.

Таким образом, данное исследование будет опираться на типы  лексических  ошибок, указанных в данной классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Современные методы и приемы обогащения активного словаря  младших школьников.

2.1 Задачи и содержание работы над расширением активного лексического запаса как одного из главных направлений развития речи младших школьников

Все  программы  начальной школы  слово рассматривают в лексическом и грамматическом плане.

Все программы предусматривают лексическую работу  в курсе начальной школы. Дети занимаются грамматикой и правописанием, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, тексты, слова могут быть близкими или противоположными по значению. То есть происходит практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простейшими случаями многозначности слова, со словами противоположными и близкими по значению. Таким образом, лексическая работа носит пропедевтический характер, то есть подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики.

Для успешного  осуществления такой работы учителю  надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.

В этом пункте будет  охарактеризовано пять дидактических систем:

- Классическая  начальная школа (авт. Т.Г. Рамзаева);

- Система Д.Б.  Эльконина – В.В. Давыдова (авт. В.В. Репкин и др.);

- Школа 2100 (авт. Р.Н. Бунеев и др.);

- Система Л.В. Занкова (авт. А.В. Полякова);

- Начальная школа XXI века (авт. С.В. Иванов и др.).

 

Таблица 1

Требования программ к ЗУНам по основным лексическим явлениям

(синонимия, антонимия, паронимия, омонимия, многозначность)

     УМК

 

 

Класс

Классич. нач. шк.

Сист. Д.Б. Эльконина –  В.В. Давыдова

Школа 2100

Система Л.В. Занкова

Нач. школа XXI века

Авт. Т.Г.Рамзаева

Авт. В.В. Репкин и др.

Авт. Р.Н.Бунеев и др.

Авт. А.В. Полякова

Авт. С.В. Иванов и др.

1 класс

Сопоставление лексических  значений слов. Знакомство с ролью текстовых синонимов (практически).

Выделение слова как особого  объекта действия и изучения. Номинативная функция слова. Начинается работа с  синонимами.

Наблюдение за тем, что слова  называют предметы, их признаки, действия людей животных; осознание того, что каждое слово имеет значение.

Употребление слов в  переносном значении; слова, близкие  и противоположные по значению

Синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии)

2 класс

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначность слова (наблюдение).

Имена существительные, имена прилагательные, глаголы близкие и противоположные по смыслу.

Изучение омонимов, синонимов, многозначных слов (общее представление)

Умение определять с помощью  толкового словаря лексическое значение слова.

Наблюдение за лексическим значением слова, за тем, что слово может иметь несколько значений, за прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

Расширение представлений об антонимах, синонимах, многозначности, расширение словаря учащихся.

Употребление слов в переносном значении.

Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы, омонимы (без использования терминов)

Представление об исконных и заимствованных, а также устаревших словах.

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь предложений в тексте с  помощью текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий комочек и т. п.). Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы (ознакомление).

Изучение омонимов, синонимов, антонимов.

Словарная  работа по                  обогащению словаря

Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова.  Замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и словами-синонимами.

Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых четко проявлялось бы каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1—2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.

Умение пользоваться толковым словарём.

Использование толкового словаря  для определения лексического значения слов

Использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов.

4 класс

Использование глаголов-синонимов  и глаголов-антонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Изучается связь между многозначностью  слова и наличием у него синонимов  и антонимов.

Словарная  работа по обогащению словаря

Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Уметь пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

Иметь представления о синонимах, антонимах, многозначности.

умение подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные  по значению.

Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы

Совершенствование умения находить языковые средства в тексте, и ошибки, нарушающие правильность и точность текста. Наречие, значение. Имя числительное, общее значение. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи


 

Дидактическая система, направленная на общее развитие школьника, разработанная  под руководством Л.В. Занкова, является альтернативой. В ней реализуются те прорывные идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью – считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности, объединить обучение, воспитание и развитие.

Развитие детей в  данной системе рассматривается  не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее  развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умение поставить перед собой цель и достичь ее. Развитие чувств – эстетических, нравственных – составляет духовное богатство человека.

В центре внимания при обучении по этой системе находится растущая и развивающаяся личность младшего школьника.

В программе, разработанной по системе Л.В. Занкова, реализованной в учебнике А.В.Поляковой "Русский язык" 1-4 класс, предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов лексикологии.

Лексическая работа по выявлению значений слов начинается с 1 класса и продолжается в начальной школе, средней школе на всех уроках русского языка. В начальной школе эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдений за словом учащиеся узнают, что слово может быть близким по значению или противоположным (синонимы, антонимы), что следует правильно употреблять их в речи.

Лексическая работа применяется  и в словарно-орфографических  упражнениях. Учителю необходимо постепенно приучать детей пользоваться различными словарями (толковым, орфографическим, словарем синонимов, словарем антонимов, фразеологическим).

Дети, начиная со 2 класса, могут оперировать такими выражениями, как слова, близкие по значению и  слова, противоположные по значению. Например, в учебнике для 2 класса в упр.177 есть задание:

К данным прилагательным подберите прилагательные с противоположными значениями, запишите слова. подчеркните все орфограммы.

Образце: далекий –  близкий.

Далекий, высокий, широкий, горький, частый, твердый, смелый, жесткий, пустой.

Чаще всего такие  задания встречаются после изучения какой-либо части речи. Очень редко встречаются упражнения только с заданиями по лексике.

Например.

Задание: Спиши, подчеркни  имена прилагательные, противоположные  по значению.

  1. Доброе слово лечит, злое – калечит.
  2. Веревка хорошо длинная, а речь – короткая.
  3. Осенью дни ненастные, а весной ясные.
  4. Маленькое дело лучше большого безделья.
  5. Родная сторона мать, а чужая – мачеха.
  6. Платье хорошо новое, а друг старый.

Следует отметить, что  в учебниках русского языка мало заданий по нахождению антонимов (больше заданий на нахождение синонимов). Поэтому  учитель должен самостоятельно включать в материал урока больше заданий на изучение антонимов не только на уроках русского языка, но и на уроках развития речи и чтения с целью активизации и обогащения словаря детей.

Программа, разработанная по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, ставит перед собой главную задачу – превращение ребенка в субъект учебной деятельности, заинтересовавшего в самоизменении и способного к нему.

В это программе, реализованной  в учебнике В.В. Репкина и др. "Русский язык" 1-4 класс, предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов из области лексикологии.

Формированию лексических  понятий специально отводится некоторое  количество часов, однако усвоение учащимися  лексики происходит и в связи  с изучением других тем.

Сведения по лексике "разбросаны" по всем разделам курса русского языка  и не являются систематизированными. Специального раздела "Лексика" в  учебниках нет. Однако, те порции лексического материала, которые подаются в учебнике, могут быть как-то связанны, упорядочены, систематизированы.

Работа над лексическим  значением слова, хотя и не выделяется в программе в качестве особого объекта исследования, его анализу уделяется достаточно много внимания на всех этапах обучения.

Первоначально лексическое значение выступает перед учащимися в своей нерасчлененной форме в связи с осознанием номинативной функции слова (слово как название предмета, признака, действия). Выделение основы слова как носителя номинативного значения позволяет разграничить разные слова и формы одного и того же слова.

На этой основе уже  в 1 классе дети знакомятся с явлениями  синонимии и омонимии. Например, в упр.159 дается задание прочитать  об удивительных словах. (Приводится картинка с изображением сравниваемых предметов: лук – растение и лук – оружие. Это омонимы, т.к. разные значения у этих слов, а звуки – одинаковые. Малыш и карапуз – синонимы, т.к. слова звучат и пишутся по-разному. Зато значение у них одинаковое. Далее дается разъяснение, зачем нужны такие слова).

В учебнике 2 класса даются упражнения по нахождению омонимов в тексте, на подбор слов – синонимов, вводится понятие многозначности слова.

В 3 классе лексическая  работа заключается в уточнении  значений трудных слов. К таким  словам по возможности подбираются  слова – омонимы, синонимы, начинается работа по подбору противоположных по значению слов, без введения терминологии.

Понятие "слова –  антонимы" вводится только в 5 классе в специальном разделе по лексике.

Таким образом, слово  предстает перед учениками как  сложная система. Вместе с тем обнаруживается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов.

Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной. По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Развитие на основе целенаправленной систематичной работы над составом и лексическим значением слова языкового чутья детей.
  2. Сведения о словах вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
  3. Состав слова и лексика – сквозные темы всего курса.
  4. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

Материал по лексике  не выделяется в специальный раздел, лексическая работа ведется попутно на материале текстов учебника.

Задание:  Прочитай стихотворение. В каких строчках автор сам  определяет главную мысль?

Прочитай: Какие два  слова чаще всего повторяются  в этом стихотворении? Как ты думаешь, почему? Чем интересны эти слова?

Жила плохая девочка,

Она была хорошая.

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

- Ну да!

Вот это выдумки!

Информация о работе Обогащение активного словаря младших школьников как фактор предупреждения лексических ошибок