Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Желательно  спросить детей, как они ухаживают  за своей одеждой. После ответов можно поиграть с детьми в загадки о предметах, необходимых для поддержания чистоты (гребешок, вода, мыло, мочалка и т.д.).

      На уроках можно использовать материалы литературных произведений (по выбору учителя).

      Беседу  о личной гигиене можно продолжить, используя содержание рассказов  Р. Робертсона. О пользе закаливания  поможет рассказать книга С. Прокофьева и Г. Сапгир «Румяные щеки» [7, с.35-36] [ПРИЛОЖЕНИЕ 3].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким образом, мир эмоций, чувств и нравственных переживаний у школьников тесно  взаимосвязаны. В общении детей  формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть восприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в школьном возрасте, и негативно сказаться на нравственном развитии ребенка [21].

      В связи с этим на первый план выходит стратегия нравственного воспитания школьника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям [21].

      В современных условиях образовательное  учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

      Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально – технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

      Но  главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей, за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.

      В современных условиях очевидна необходимость  разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений [4, c. 6-8].

      По  результатам исследования была разработана  система занятий в виде классных часов, которая направлена на развитие нравственности школьника, воспитания доброжелательного отношения к сверстнику и к самому себе.

 

СПИСОК  ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Бабанский Ю.К.– М.: Просвещение, 1985.-325 с.

2 Божович Л.И. Проблевы формирования личности. Под ред. Фельдштейна.-М.: изд-во «Институт практической психологии»,- Воронеж, 1995.-352 с.

3  Борытко Н.М., Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н.М. Борытко,     А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-320 с.

4 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2000-1, 60 с.

5 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2004-6, 78 с.

6 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2004-9, 80 с.

7 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2005-6, 80 с.

8 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба/ Дубровина И.В.-М.-1997.

9 Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Загвязинский В.И.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

10 Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах./ Г.М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2008.-256 с.- (Высшее образование).

11 Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985.

12 Нуйкина Л.И., Филиппенкова Е.В. Классное руководство в системе общеобразовательной школы: Учебное пособие для студентов-практикантов педагогических вузов.- Стерлитамак. Гос.пед.Акад., 2005.-160 с.

13 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Обухова Л.Ф.-М., 1995.

14 Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ П.И. Пидкасистый. М., Российское педагогическое агенство, 1996,-602 с.

15 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-Кн.2: Общие основы. Процесс воспитания.-576 с.: ил.

16 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.- М., 1994.

17 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.

18 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-Ч.1.- 288 с.

19 Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя/ Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.- 80 с.

20 Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности// Классный руководитель.- 2003 - №4 – с. 24-29.

21 http://www/gnpbu.ru/

22 http://www.rls.ru/

23 http://www/bankereferatov.ru/

24 http://www/lib.msu.su/

25 http://www/emissia.spb/su/offline/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила поведения на уроке  и перемене (дидактические  материалы)

      Удивительный  букет 

      Посмотрите!

      Посмотрите!-

      Удивляется  народ, -

      По  дорожке сам собою,

      Сам собой букет идет!

      Удивительный  букет

      В форму школьную одет,

      Ранец новый за спиной,

      Белый бант над головой…

      Это наша шестилетняя

      Наташа!

      Улыбается народ:

      В школу девочка идет!

      Кто же это? 

                                                                                           С. Пшеничных

      Вопросы для обсуждения со школьниками:

  • Чем необычен удивительный букет?
  • Почему он всех удивил?
  • Что это за букет?
  • Какой праздник у девочки Наташи, с чем он связан?

Разговор  с первым классом 

Первый класс! Первый класс!

Сколько грамотных у вас?

Тридцать три! Тридцать три!

Все раскрыли буквари!

- Кто из вас, кто из вас

Нынче в школе первый раз?

- Наши все ученики

В первом классе новички!

- Первый класс, первый класс!

Есть ли лодыри у вас?

- Есть один, есть один!

Это – Вася Чекалдин.

-Кто из вас, кто из вас

Опоздал сегодня в класс?

-Тридцать три ученика

В класс явились до звонка!

Кто из вас, кто из вас

Не пришел сегодня в класс?

Иванов! Иванов!

Он сегодня нездоров!

Про него, про него –

Про лентяя одного –

Вы услышите рассказ, -

Только в следующий раз.

                                                                                                             С. Маршак

      Вопросы для обсуждения со школьниками:

  • О чем шел разговор автора с первым классом?
  • Часто ли первоклассники опаздывают на уроки?
  • А есть ли в классе лодыри? [5, c. 44-45].
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Добрые  и недобрые дела (дидактические  материалы)

    Л. Квитко. Бабушкины  руки

    Я с бабушкой своею дружу давным – давно.

    Она во всех затеях со мною заодно.

    Я с ней  не знаю скуки,

    И все мне любо в ней.

    Но бабушкины  руки люблю всего сильней.

    Ах, сколько  эти руки чудесного творят!

    То рвут, то шьют, то метят, то что-то мастерят.

    Так толсто мажут  пенки, так густо сыплют мак,

    Так грубо  трут ступеньки, ласкают нежно так.

    Проворные,- смотрите, готовы день – деньской

    Они плясать  в корыте, шнырять по кладовой.

    Настанет вечер  – тени сплетают на стене

    И сказки –  сновиденья рассказывают мне.

    Ко сну ночник засветят – и тут замолкнут  вдруг.

    Умней их нет  на свете и нет добрее рук.

      Вопросы для обсуждения со школьниками:

  • Почему внук называет бабушкины руки волшебными?
  • Что они умеют делать?
  • Любит ли внук бабашку? Из чего это видно?
  • За что мы любим и уважаем других людей?
 

Белка и волк (сказка)

      Белка прыгала с ветки на ветку и  упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть, но белка попросила:

      - Пусти меня.

      Волк сказал:

      - Хорошо, я отпущу тебя, только  ты скажи мне, отчего вы, белки,  так веселы. Мне всегда скучно, а вы играете и прыгаете.

      Белка сказала:

      - Пусти меня прежде всего на  дерево, я оттуда тебе скажу,  а то я боюсь тебя.

      Волк  пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

      - Тебе оттого скучно, что ты  зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры.

      Вопросы для обсуждения со школьниками:

    • О чем белка просила волка?
    • Как он поступил?
    • Что очень интересовало волка?
    • О чем белка ему поведала?
    • Можно ли отнести то, что сказала белка, к людям? [6, c. 39-40].

Информация о работе Нравственное воспитание