Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28
Желательно спросить детей, как они ухаживают за своей одеждой. После ответов можно поиграть с детьми в загадки о предметах, необходимых для поддержания чистоты (гребешок, вода, мыло, мочалка и т.д.).
На уроках можно использовать материалы литературных произведений (по выбору учителя).
Беседу о личной гигиене можно продолжить, используя содержание рассказов Р. Робертсона. О пользе закаливания поможет рассказать книга С. Прокофьева и Г. Сапгир «Румяные щеки» [7, с.35-36] [ПРИЛОЖЕНИЕ 3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мир эмоций, чувств и нравственных переживаний у школьников тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть восприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в школьном возрасте, и негативно сказаться на нравственном развитии ребенка [21].
В связи с этим на первый план выходит стратегия нравственного воспитания школьника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям [21].
В современных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально – технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей, за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений [4, c. 6-8].
По результатам исследования была разработана система занятий в виде классных часов, которая направлена на развитие нравственности школьника, воспитания доброжелательного отношения к сверстнику и к самому себе.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Бабанский Ю.К.– М.: Просвещение, 1985.-325 с.
2 Божович Л.И. Проблевы формирования личности. Под ред. Фельдштейна.-М.: изд-во «Институт практической психологии»,- Воронеж, 1995.-352 с.
3 Борытко Н.М., Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-320 с.
4 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2000-1, 60 с.
5 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2004-6, 78 с.
6 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2004-9, 80 с.
7 Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. «Школьная пресса»,- Москва.-2005-6, 80 с.
8 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба/ Дубровина И.В.-М.-1997.
9 Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Загвязинский В.И.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.
10 Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах./ Г.М. Коджаспирова.-3-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2008.-256 с.- (Высшее образование).
11 Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985.
12 Нуйкина Л.И., Филиппенкова Е.В. Классное руководство в системе общеобразовательной школы: Учебное пособие для студентов-практикантов педагогических вузов.- Стерлитамак. Гос.пед.Акад., 2005.-160 с.
13 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Обухова Л.Ф.-М., 1995.
14 Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ П.И. Пидкасистый. М., Российское педагогическое агенство, 1996,-602 с.
15 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-Кн.2: Общие основы. Процесс воспитания.-576 с.: ил.
16 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.- М., 1994.
17 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.
18 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-Ч.1.- 288 с.
19 Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя/ Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.- 80 с.
20 Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности// Классный руководитель.- 2003 - №4 – с. 24-29.
21 http://www/gnpbu.ru/
22 http://www.rls.ru/
23 http://www/bankereferatov.ru/
24 http://www/lib.msu.su/
25 http://www/emissia.spb/su/offl
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила поведения на уроке и перемене (дидактические материалы)
Удивительный
букет
Посмотрите!
Посмотрите!-
Удивляется народ, -
По дорожке сам собою,
Сам собой букет идет!
Удивительный букет
В форму школьную одет,
Ранец новый за спиной,
Белый бант над головой…
Это наша шестилетняя
Наташа!
Улыбается народ:
В школу девочка идет!
Кто
же это?
Вопросы для обсуждения со школьниками:
Разговор
с первым классом
Первый класс! Первый класс!
Сколько грамотных у вас?
Тридцать три! Тридцать три!
Все раскрыли буквари!
- Кто из вас, кто из вас
Нынче в школе первый раз?
- Наши все ученики
В первом классе новички!
- Первый класс, первый класс!
Есть ли лодыри у вас?
- Есть один, есть один!
Это – Вася Чекалдин.
-Кто из вас, кто из вас
Опоздал сегодня в класс?
-Тридцать три ученика
В класс явились до звонка!
Кто из вас, кто из вас
Не пришел сегодня в класс?
Иванов! Иванов!
Он сегодня нездоров!
Про него, про него –
Про лентяя одного –
Вы услышите рассказ, -
Только в следующий раз.
Вопросы для обсуждения со школьниками:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Добрые и недобрые дела (дидактические материалы)
Л. Квитко. Бабушкины руки
Я с бабушкой своею дружу давным – давно.
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят, то что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки, ласкают нежно так.
Проворные,- смотрите, готовы день – деньской
Они плясать в корыте, шнырять по кладовой.
Настанет вечер – тени сплетают на стене
И сказки – сновиденья рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят – и тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете и нет добрее рук.
Вопросы для обсуждения со школьниками:
Белка и волк (сказка)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть, но белка попросила:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде всего на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры.
Вопросы для обсуждения со школьниками: