Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28
Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу [25].
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
-
методы организации
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В
процессе нравственного воспитания
применяются и такие
Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения [12].
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях
В соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально-значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфически образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов.
Особое
значение в современном обществе
приобретает психолого-
Содержание
и организационные формы
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экономические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип
эффективности социального
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении [4, с.9].
1.3 Нравственные представления младших школьников
Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения. Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся 1 класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности. Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Урок в 1 классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное – отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения, обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель подобных уроков – сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем стану ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Примерный тематический план курса «Азбука нравственности» для 1 класса:
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьников
Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений? Чтобы определить это, было предложено младшим подросткам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях». Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, любви, смелость.
Справедливость подростки понимают как честность (52%) и щедрость (40%). Способность к дружбе они определяют как взаимопомощь (19%), доверие (13%) и честность (5%), хорошие взаимоотношения (40%), уважение, любовь и преданность друг к другу (17%), общие интересы, общий досуг (14%), общение (5%).
Любовь
в представлении младших
Далее было предложено детям написать сочинения на темы: «Что такое счастье?», «Что такое доброта?», «Кого можно назвать настоящим человеком?», «Мой идеал». Интересно дети рассматривают критерий счастья. Они пишут: это радость (50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, любовь, сбывающиеся мечты, хороший классный коллектив (около 10%). Некоторые написали, что просто нужно быть «счастливым человеком» (20%).
Заметим, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, как и остальные школьники, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было тетради, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»). Часть школьников (34%) затрудняются четко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу; дружба – это дружба и т.д.).
Понятие «любовь» многие дети высмеивают – «Он тупой, в нее втюрился» (30%), о родительской любви не говорят вовсе. Счастье нравственно незрелые подростки видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Время работы не ограничивалось. Дети отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей взволновало содержание материала:
«Прежде всего, настоящий человек должен уважать себя, а значит, быть честным, благородным, не обижать слабых, уважать старших. Как жаль, что в наше время не все такие. Ведь если бы все были такие, мы бы сейчас жили как в раю!» (Марина Ж.).
«Меня всегда радуют и восхищают отзывчивость, добрые люди и друзья, приходящие на помощь в трудные минуты жизни» (Олеся К.).
«Настоящий человек должен нести ответственность за себя и своих детей» (Маша С.).
Но таких нравственно зрелых работ немного. Школьники младшего подросткового возраста еще не в состоянии дать определение понятию «настоящий человек». У них есть знания о моральных нормах, но эти знания хаотичны и бессистемны. Большинство нравственных переживаний детей отрывочны, наблюдения взяты не из жизни, а из книг; эти сведения внутренне связаны с нравственной сферой самого подростка. Размышления об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта.