Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Самостоятельное решение нравственных проблем, в  различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу [25].

      И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

      - методы формирования сознания (рассказ,  объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

      - методы организации деятельности  и формирования опыта поведения  (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

      - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

      В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика [15, c.117]. В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент - методов формирования нравственного сознания и поведения. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества [16].

      Нравственное  воспитание, осуществляемое в школе, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения [12].

      1.2 Принципы организации  нравственного воспитания  в общеобразовательных учреждениях

      В соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально-значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфически образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов.

      Особое  значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения в активную жизнь, формирования социальной ответственности. Воспитание детей и учащихся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.

      Содержание  и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

      Принцип  гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях.

      Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных  процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экономические последствия своих действий и поведения.

      Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

      Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

        Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении [4, с.9].

1.3 Нравственные представления  младших школьников

      Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения. Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся 1 класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности. Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

      Урок  в 1 классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное – отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения, обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

      Цель  подобных уроков – сформировать у  детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем стану ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

      Примерный тематический план курса «Азбука  нравственности» для 1 класса:

  1. Правила поведения в школе. Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе.
    1. О добром отношении к людям. Что такое «добро» и «зло». Волшебные (добрые) слова. Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
    1. Как стать трудолюбивым. «Ученье – свет, а не ученье – тьма». (О добросовестном отношении к учебе). Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд дома.
    2. Правила аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи – свое место. Обещал – выполни. Умей ценить время – свое и чужое.
    3. Правила поведения на улице и дома. Правила поведения на улице. Правила поведения дома.
    4. Школьный этикет. Знакомство со взрослыми. Знакомство со сверстниками. Правила общения с окружающими. Поведение за столом (в гостях и дома) [5, с.42-43].

 

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

     2.1 Формирование нравственной  установки младших  школьников

      Осознают  ли дети нравственную сторону взаимоотношений? Чтобы определить это, было предложено младшим подросткам написать сочинение  на тему «Что мы ценим в людях». Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, любви, смелость.

      Справедливость  подростки понимают как честность (52%) и щедрость (40%). Способность к дружбе они определяют как взаимопомощь (19%), доверие (13%) и честность (5%), хорошие взаимоотношения (40%), уважение, любовь и преданность друг к другу (17%), общие интересы, общий досуг (14%), общение (5%).

      Любовь  в представлении младших подростков – это дружба (12%), желание постоянно видеть другого человека (12%), что-то не поддающееся определению – «…просто любят кого-то» (29%), доверие (9%), забота друг о друге (9%), счастье (10%).

      Далее было предложено детям написать сочинения на темы: «Что такое счастье?», «Что такое доброта?», «Кого можно назвать настоящим человеком?», «Мой идеал». Интересно дети рассматривают критерий счастья. Они пишут: это радость (50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, любовь, сбывающиеся мечты, хороший классный коллектив (около 10%). Некоторые написали, что просто нужно быть «счастливым человеком» (20%).

      Заметим, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, как и остальные  школьники, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было тетради, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»). Часть школьников (34%) затрудняются четко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу; дружба – это дружба и т.д.).

      Понятие «любовь» многие дети высмеивают – «Он тупой, в нее втюрился» (30%), о родительской любви не говорят вовсе. Счастье нравственно незрелые подростки видят только в материальных благах (деньги, подарки).

      Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Время работы не ограничивалось. Дети отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей взволновало содержание материала:

      «Прежде всего, настоящий человек должен уважать себя, а значит, быть честным, благородным, не обижать слабых, уважать  старших. Как жаль, что в наше время не все такие. Ведь если бы все были такие, мы бы сейчас жили как в раю!» (Марина Ж.).

      «Меня всегда радуют и восхищают отзывчивость, добрые люди и друзья, приходящие на помощь в трудные минуты жизни» (Олеся К.).

      «Настоящий  человек должен нести ответственность за себя и своих детей» (Маша С.).

      Но  таких нравственно зрелых работ  немного. Школьники младшего подросткового  возраста еще не в состоянии дать определение понятию «настоящий человек». У них есть знания о моральных нормах, но эти знания хаотичны и бессистемны. Большинство нравственных переживаний детей отрывочны, наблюдения взяты не из жизни, а из книг; эти сведения внутренне связаны с нравственной сферой самого подростка. Размышления об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта.

Информация о работе Нравственное воспитание