Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28
Чтобы проверить, действительно ли дети следуют в обыденной жизни нравственным нормам, был проведен следующий эксперимент. Учитель сознательно завышал подростку отметку за письменную работу, в которой были ошибки, и просил школьника проверить, правильна ли выставленная ему отметка? Не соглашались с завышенной отметкой 22% подростков. Совершенно очевидно, что отметка для учащихся утратила связь с внутренними нравственно сознательными мотивами.
Для проверки действительности нравственных мотивов детям было предложено ответить на вопрос: «Как ты поступаешь, если в твоем присутствии обижают человека?». 71% подростков ответили: «молчу, ведь не меня же обижают», «ухожу».
Также было проведено анкетирование: детям предлагалось дополнить предложения: чего я хочу в жизни, в чем состоит мой долг, что мне нравится, что мне не нравится. Выяснилось, что большинство детей видят разницу между долгом и желанием. У значительной части подростков желания связаны с приобретением профессии (31%), самосовершенствованием (22%). Дети метают о четвероногом друге (5%). Наибольший процент детей мечтают о приобретении материальных благ (44%).
На вопрос: «Что нравится?» дети отвечают достаточно конкретно (хорошие отметки, подарки, животные). В ответах на вопрос «Что не нравится?» дети более экспрессивны (не нравятся уроки, злые люди, быть маленьким, курить, скука и т.д.) [4, c.10].
2.2 Анализ результатов исследования
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчатостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны, к расширенному толкованию («нравственный человек - это хороший человек»), а с другой стороны - к сужению этого понятия («нравственный человек – это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых»).
Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих сочинениях встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Опрос учителей и родителей детей показал, что понимание детьми нравственных норм («слушаться взрослых, не шалить, не жадничать, хорошо учиться» и т.д.) объясняется именно повседневными наставлениями, которые дети слышат от взрослых. Представления о нравственности у младших школьников крайне ограничены, потому что взрослые, прежде всего родители, изо дня в день твердят им только о необходимости быть послушными, не шуметь, бесприкословно подчиняться требованиям старших. Учителя и родители в оценке поведения подростка ориентируются на внешние проявления неорганизованности, недисциплинированности. Игнорируются причины этих проявлений – то, что школьник не знает правила поведения, не умеет их применять в конкретной ситуации, а главное – не имеет потребности в нравственном поведении, не понимает, для чего это нужно.
Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребенка.
Очевидно, что в школе нужен специальный предмет, систематизирующий и углубляющий нравственные представления младших подростков. Необходимо также, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявляемых к подросткам требований [4, с.10-11].
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса
нравственного воспитания
Урок №1 Правила поведения на уроке и на перемене
Цель – способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.
В начале урока учитель знакомит с понятиями «урок» и «перемена», показывает, в чем отличие одного от другого. Важно, чтобы дети это усвоили, так как от отличий зависит разница в правилах их поведения на уроке и перемене. Построение урока диктуется их возрастом. Занятие лучше проводить в форме беседы с опорой на детские знания, их опыт. Хорошо также использовать игровые ситуации, которые позволят детям лучше усвоить правила поведения. Полезно показать соответствующую видеозапись с тем, чтобы дети смогли дать свою оценку правильного или неправильного поведения школьников, высказали свое мнение о том, как надо себя вести в той или иной ситуации, почему необходимо соблюдать правила поведения на уроках.
На уроке могут помочь педагогу сюжетные картинки, видеозапись, инсценировки, детская литература. Например, после прочтения в классе стихотворения С.Я.Маршака «Школьнику на память» можно предложить детям (разбив класс на группы) придумать к сюжетным картинкам соответствующие подписи. Выполненные задания обсуждаются в классе.
Используя форму диалога, необходимо подвести детей к мысли, что на перемене тоже следует соблюдать определенные правила поведения. Какие это правила? Нужны ли они? Почему? Ответы детей в ходе обсуждения корректируются учителем с помощью наводящих вопросов. Таким образом, все вместе приходят к выводу, что перемена – это отдых между уроками, который предполагает более свободное, раскованное поведение, но при этом нельзя создавать неудобства окружающим. Дети должны осознать необходимость соблюдения определенных правил поведения. Полезно использовать традиции в организации отдыха на перемене. Так, можно дать детям задание расспросить дома старших, как они любили проводить перемены, удавалось ли им при этом не нарушать общий порядок, не мешать другим.
В процессе такой работы у детей формируются представления о поведении на уроке и на перемене. К правилам поведения и сюжетным картинкам можно подобрать соответствующие цитаты из книг. Правила вместе с рисунками детей рекомендуется поместить на стенде, распределив в две колонки.
Примерные правила поведения на уроке:
Примерные правила поведения на перемене:
Урок №2 Добрые и недобрые дела
Цель – научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Уроки на эту тему можно начать с небольшого вступления. Необходимо сказать, что ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем действия, поступки, общаемся друг с другом. Рассмотрим такую ситуацию. Вы с родителями едете в общественном транспорте и видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина. Как вы оцените данную ситуацию? Ответы детей могут быть примерно такими:
1) надо уступить место женщине,
2) кто-то из нас уступит место женщине,
3) мой папа встанет и предложит женщине сесть,
4) надо сказать мальчику, чтобы он уступил место женщине,
5) я не вижу в этой ситуации ничего страшного – они едут домой.
Ответы разные, как и сами дети. Размышляя над той или иной ситуацией, дети учатся анализировать, оценивать поступки, действия людей, которые совершают их. Рассматривая с детьми ту или иную ситуацию, оценивая ее нравственную сторону, учитель постепенно подводит детей к обобщению, формулировке нормы, правила. Одни нормы содержат четкое указание на определенное действие (обращаясь с просьбой, надо говорить «пожалуйста»), другие – на то, как поступать нельзя (нельзя громко разговаривать на уроке), третьи – на определенное личное качество (надо быть добрым, справедливым, вежливым).
Усвоение каждой из норм требует определенного уровня обобщения жизненных ситуаций. Ребенок постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами. Например, если учитель, рассматривая на уроке какую-то ситуацию и делая акцент на определенной норме поведения, затрагивает и другие нормы, на них также необходимо обратить внимание детей. Это можно рассматривать или как закрепление усвоенного ранее, или как подготовительную работу к будущим занятиям (опережающее восприятие).
Необходимо использовать наглядность: сюжетные картинки, литературный материал (стихи, пословицы, поговорки, рассказы, сказки), рисование, продумываются игровые ситуации. Учитель может прочитать детям небольшие рассказы, стихотворения, на материале которых будут строится беседы и игры с детьми.
Анализируя поступки, действия, мысли литературных персонажей, учащиеся обязательно должны дать им нравственную оценку. Можно сделать своеобразную классификацию в виде таблицы («две колонки»): добрые – недобрые дела. Далее целесообразно задать детям вопрос: «Какую оценку вы можете дать себе?» (т.е. оценить свой поступок, свое отношение к окружающим людям). Учитель может обратиться к детям с просьбой принести на следующий урок свои любимые игрушки. Кукол, зверушек лучше рассадить в один ряд, чтобы они были видны каждому ребенку. Дети должны охарактеризовать каждого персонажа. Задача учителя – помочь им в этом, указав на то, что в лице каждого человека, как в зеркале, отражаются основные свойства его характера. Дети делают попытку определить, какое из качеств отражается на лице (мордочке) игрушек (доброта, хитрость, злость).
Отношение
ребенка к нормам и правилам проходит
путь от информации о них до понимания
их смысла и обязательности выполнения
на основе внутреннего принятия. Внутренний
мир ребенка формируется через анализ
и оценку действий, как своих, так и окружающих
его людей [6, с.38-39] [ПРИЛОЖЕНИЕ 2].
Урок №3 Культура внешнего вида
Цель – объяснить детям, что называют культурой внешнего вида и одежды.
Логично начать занятие с рассуждения о том, что культура человека начинается с умения следить за своим внешним видом. «Внешность, - писал великий педагог А.С.Макаренко, - имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками». Почему внешний вид является не только твоим личным делом? Почему это касается и других? – эти вопросы целесообразно задать детям. Потому что, общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом выказываешь уважение не только к себе, но и к ним. Кроме того, приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивает окружающих от их обладателя.
Для
поддержания чистоты и
Правила Мойдодыра:
Чистота – друг опрятности, красоты и здоровья – к такому выводу должны прийти дети.
Далее следует поговорить с детьми о культуре одежды. Одежда человека тоже должна быть чистой и опрятной, продолжает развивать тему урока учитель. Выходя из дома, надо посмотреться на себя в зеркало: все ли в порядке в моем внешнем виде? Надо регулярно следить за состоянием своей одежды: своевременно ее чистить, гладить, стирать. Мелкие вещи вы можете постирать и сами, а не просить старших сделать это за вас.
Надо научиться красиво носить одежду. Большое значение для внешнего вида имеют походка и осанка человека. При ходьбе некрасиво размахивать руками, топать или шаркать ногами. Некрасиво сидеть развалясь, вытянув ноги по полу, навалившись на стол. Ходить надо прямо, не сутулясь, не держа руки в карманах. Одежда должна соответствовать виду деятельности. Если вы идете играть, то лучше надеть спортивный костюм, в гости принято надевать что-то нарядное.