Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.
Введение……………………………………………………………………...
Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………
Хорошие результаты показало тестирование, проведенное с детьми, касающееся мотивации их поступков, норм поведения вообще и каждого ребенка в отдельности.
По итогам работы нами была составлена таблица № 3
(cм. Таблицу № 3).
Таким образом, можно сказать, что проведенный ряд этических занятий помог формированию новых знаний детей, переходу этих знаний в умения и навыки. Занятия подтвердили, что ребята знают, как надо себя вести, знают вежливые слова, но не всегда применяют их. Дети проявляют интерес к проблеме, им нравится работать в коллективе с одноклассниками. (Даже Рома П. активно участвовал в играх, хотя вначале дети с неохотой принимали его. К концу занятий он стал ближе коллективу детей.)
|
Было замечено, что дети 3 группы(5 человек) отвечали на уровне детей второй группы, в чем проявляется повышение уровня вежливости этих детей. На основании этого были получены следующие данные, отражающие изменения уровня культуры поведения детей экспериментальной группы:
Начало эксперимента
1 группа – 2 чел. – 20% 5 чел. – 50%
2 группа – 3 чел. – 30% 3 чел. – 30%
3 группа – 5 чел. – 50% 2 чел. – 20%
Из второй группы в первую перешли три человека, а во вторую группу перешли учащиеся из третьей ( Женя Р., Лена Л., Артем К.). Но главное, что ребята начали задумываться, почему необходимо поступать так, а не иначе. Опрос учителей, работающих в классе, показал также, что дети, принимавшие участие в эксперименте, стали добрее, чаще стали использовать вежливые слова в своей речи.
Таким
образом, проведенный нами формирующий
эксперимент дал положительные результаты.
Включенные в него методы воспитания позволили
оказать положительное влияние на формирование
культуры поведения младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Культура поведения человека формирует нравственный и духовный облик личности, отношение окружающих к нему. Наше исследование приоткрывает новые эффективные пути формирования культуры поведения младших школьников. Это сложное моральное качество требует специальных воспитательных воздействий на личность ребенка, связанных с его психологическими и возрастными особенностями и отвечающих требованиям: целенаправленность, систематичность, длительность, организованность. В ходе исследования мы выявили неравномерность проявления культуры поведения у младших школьников. Одни ее показатели были наиболее развиты, другие обнаруживали себя в меньшей степени, что было обусловлено недостаточным вниманием родителей и учителя к воспитанию навыков культурного поведения, а также особенностями данного возрастного этапа, связанными с недостаточным моральным опытом детей младшего школьного возраста.
На основе учета выявленных особенностей проявления культуры поведения и определяющих ее факторов была построена программа нашего эксперимента.
Наибольший эффект в воспитании навыков культуры поведения школьников экспериментальной группы в условиях внеклассной работы принесло применение методов, связанных с “проживанием” личностью определенных моральных ситуаций ( решение проблемных задач, проведение сюжетно-ролевых игр), так как эти формы работы способствуют возникновению механизма саморегуляции у детей младшего школьного возраста и наиболее приемлемы ими, что связано с подвижным, занимательным, содержательным, эмоционально-привлекательным характером таких видов деятельности.
Этические знания, получаемые детьми, должны постоянно соотноситься ими с практическими действиями, чтобы продумывая и отбирая способы своего поведения, они сознательно следовали нравственному образцу. Эта деятельность школьников должна стимулироваться воспитателем, переводиться на уровень самовоспитания, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.
Наиболее успешно, на наш взгляд, процесс формирования культуры поведения протекает во внеурочное время, так как оно содержит все условия для этого, а самое главное - возможность дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку, простор для личностного выражения и творчества; создание доверительной, дображелательной атмосферы, способствующей моральному развитию ребенка.
Таким
образом, выдвинутая нами в начале исследования
гипотеза полностью подтвердилась.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности.-Л.,Лениздат, 1986 .
2. Безруких М.М. Я и другие Я или правила поведения для всех. -М., Педагогика, 1990.
3. Биш-бад Б.М. Мудрость воспитания. Книга для родителей.- М., Педагогика, 1987.
4. Бушелева
Б.В. Поговорим о
5. Бэкон Ф. Соч. в 2 т.т., т.2. - М., Наука, 1978 .
6. Васильева-Ганчус Л.П. Азбука вежливости. - М., Педагогика, 1982 .
7. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет.- М., Просвещение, 1987.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., Просвещение, 1987.
9. Гончаров И. Эстетическое воспитание школьников.- М., Педагогика, 1986.
10. Грасиан Б. Карманный аракул.- Ростов н/Д, РГУ, 1991.
11. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.- М., Молодая гвардия, 1988.
12. Кант И. Соч.. в 6 т.т., т.4- М., “Мысль”, 1965.
13. Кругляница Т.Ф. Этика и этикет. - М., Просвещение, 1996.
14. Культура личности - в чем она? Беседы о прекрасном в жизни и в человеке. -Ростов н/Д, кн. изд., 1986.
15. Локк Дж. О воспитании разума. Пед. соч. - М., Просвещение, 1939.
16. Матвеев В.М., Панов А.И. В мире вежливости.- М., Педагогика,1987.
17. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики.- М., Педагогика, 1995.
18. Педагогическое наследие. (Сост. Клязмин В.М., Джуринский А.И.):Каменский, Локк, Руссо, Песталлоци.- М., Педагогика, 1989.
19. Педагогический словарь.- М., Просвещение, 1986.
20. Роберт
М.А., Тильман Ф. Психология
21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М., Просвещение,1957.
22. Ушинский К.Д. Педагогика. -М., Просвещение, 1974.
23. Федоров В.А. Эстетика и культура поведения.- М., Педагогика, 1992.
24. Философская энциклопедия. - М., Наука, 1997.
25. Флэйк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими.- М., Прогресс, 1990.
26. Формановская
Н.И. Вы сказали: “
27. Хрестоматия по истории педагогики.-М., Просвещение, 1986.
28. Человек и общество. ч.2. Личность, мораль, право.- М., Новая школа, 1995.
29. Шемшурина. Этическая грамматика// ж. Воспитание школьников, № 3-5, 1995.
30. Этическая
мысль. Научно-
31. Юности честное зеркало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.- М., Просвещение, 1989.
32. Яновская
М.Г. Эмоциональные аспекты
Приложение № 1
Анкета
“Поговорим о вежливости”.
1. Какого человека можно считать вежливым?
2. Почему каждый человек должен стрмиться быть вежливым?
3. Считаешь ли ты себя вежливым?
4. Если на вопрос №3 ты ответил “да”, то ответь, почему ты так считаешь?
5. Нужно ли стремиться к тому, чтобы быть вежливым всегда и везде, или можно проявлять вежливость только в кругу близких и знакомых тебе людей?
Приложение № 2
Проблемные
ситуации.
1. Саша с мамой зашли в автобус. Все места были заняты, кроме одного. Кто из вошедших должен сесть на это место? Почему?
2. Оля с бабушкой гуляли в арке. Бабушка встретила свою знакомую и разговорилась с нею, а Оле очень хотелось пить. Как нужно поступить Оле?
3. Сережа стоял на крыльце и ел конфеты. К нему подошел Ваня, поздоровался, искоса посмотрел на кулек с конфетами. Как нужно поступить Сереже?
4. Васю мама послала в магазин за молоком, по дорге шн встретил маленькую перепуганную девочку, которая заблудилась и не могла найти дорогу домой. Как поступит Вася? А что ты сделал бы в таком случае?
5.
Перед занятиями, когда в
Приложение № 3
Мексиканская
сказка “ Вежливый кролик”
Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора. Она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда? Кролик опрометь бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидал еще одна грозная опасность - в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения входить в чужой дом нельзя. “Нужно поздороваться, - решил он. - Но с кем? С пещерой, конечно!”
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: “Здравствуйте, добрая пещера. Разрешите мне, пожалуйста, войти.”