Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Толопченко.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      Хорошие результаты показало тестирование, проведенное  с детьми, касающееся мотивации их поступков, норм поведения вообще и каждого ребенка в отдельности.

      По  итогам работы нами была составлена  таблица № 3

(cм.  Таблицу № 3).

      Таким образом, можно сказать, что проведенный  ряд этических занятий помог  формированию новых знаний  детей, переходу  этих знаний в умения и навыки. Занятия подтвердили, что ребята знают,  как надо себя вести, знают вежливые слова, но не всегда применяют их. Дети проявляют интерес к проблеме, им нравится работать в коллективе с одноклассниками. (Даже Рома П.  активно участвовал в играх, хотя вначале дети с неохотой принимали его.  К  концу занятий он стал ближе   коллективу детей.)

                                                                                                               Таблица № 3.

Учащиеся Показатели Группа
  Высокий уровень Средний уровень Низкий  уровень  
  1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5  
Рома  П.                     + + + + + III
Саша  Л.               +     + +   + + III
Юля М. + + + + +                     I
Наташа  К. + + + + +                     I
Оля К. + + +   +       +             I
Лариса И. + + + + +                     I
Олег  У.           + + + + +           II
Женя  Р.           + + + + +           II
Сережа  Ф.           + + + + +           II
Артем К. + + + + +                     I
 

      Было  замечено, что дети 3 группы(5 человек) отвечали на уровне детей второй группы, в чем проявляется повышение уровня вежливости этих детей. На основании этого были получены следующие данные, отражающие изменения уровня культуры поведения детей экспериментальной группы:

                Начало эксперимента                   Конец эксперимента

           1 группа – 2 чел. – 20%                   5 чел. – 50%

           2 группа – 3 чел. – 30%                   3 чел. – 30%

           3 группа – 5 чел. – 50%                   2 чел. – 20%

      Из  второй группы в первую перешли три  человека, а во вторую группу перешли учащиеся из третьей ( Женя Р.,  Лена Л.,  Артем К.). Но главное, что ребята начали задумываться, почему необходимо поступать так, а не иначе.  Опрос учителей, работающих в классе, показал также, что дети, принимавшие участие в эксперименте, стали добрее, чаще стали использовать вежливые слова в своей речи.

      Таким образом, проведенный нами формирующий  эксперимент дал положительные результаты. Включенные в него методы воспитания позволили оказать положительное влияние на формирование культуры поведения младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Культура  поведения человека формирует нравственный и духовный облик личности, отношение  окружающих к нему. Наше исследование приоткрывает новые эффективные  пути формирования культуры поведения  младших школьников. Это сложное моральное качество требует специальных воспитательных воздействий на личность ребенка, связанных с его психологическими и возрастными особенностями и отвечающих требованиям: целенаправленность, систематичность, длительность, организованность. В ходе исследования мы выявили неравномерность проявления культуры поведения у младших школьников. Одни ее показатели были наиболее развиты, другие обнаруживали себя в меньшей степени, что было обусловлено недостаточным вниманием родителей и учителя к воспитанию навыков культурного поведения, а также особенностями данного возрастного этапа, связанными с недостаточным моральным опытом детей младшего школьного возраста.

На основе учета выявленных особенностей проявления культуры поведения и определяющих ее факторов была построена программа нашего эксперимента.

      Наибольший  эффект в воспитании навыков культуры поведения школьников экспериментальной группы в условиях внеклассной работы принесло применение методов, связанных с “проживанием” личностью определенных моральных ситуаций ( решение проблемных задач, проведение сюжетно-ролевых игр), так как эти формы работы способствуют возникновению механизма саморегуляции у детей младшего школьного возраста и наиболее приемлемы ими, что связано с подвижным, занимательным, содержательным, эмоционально-привлекательным характером таких видов деятельности.

      Этические знания, получаемые детьми, должны постоянно  соотноситься ими с практическими  действиями, чтобы продумывая и отбирая  способы своего поведения, они сознательно  следовали нравственному образцу. Эта деятельность школьников должна стимулироваться воспитателем, переводиться на уровень самовоспитания, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.

      Наиболее  успешно, на наш взгляд, процесс формирования культуры поведения протекает во внеурочное время, так как оно содержит все условия для этого, а самое главное - возможность дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку, простор для личностного выражения и творчества; создание доверительной, дображелательной атмосферы, способствующей моральному развитию ребенка.

      Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась. 

      БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алешина  Л.Г.  О вежливости, о такте,  о деликатности.-Л.,Лениздат, 1986 .

2. Безруких  М.М. Я и другие Я или правила поведения для всех. -М., Педагогика, 1990.

3. Биш-бад  Б.М.  Мудрость воспитания. Книга  для родителей.- М., Педагогика, 1987.

4. Бушелева  Б.В. Поговорим о воспитанности  (для подростков).- М., Просвещение, 1987.

5. Бэкон  Ф.  Соч. в 2 т.т., т.2. - М., Наука, 1978 .

6. Васильева-Ганчус  Л.П.  Азбука вежливости. - М., Педагогика,  1982 .

7. Волченко  Л.Б.   Гуманность, деликатность, вежливость  и этикет.- М., Просвещение, 1987.

8. Выготский  Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте. -М., Просвещение, 1987.

9. Гончаров  И.       Эстетическое  воспитание школьников.- М., Педагогика, 1986.

10. Грасиан  Б. Карманный аракул.- Ростов н/Д,  РГУ, 1991.   

11. Гусейнов  А.А.     Золотое правило  нравственности.- М., Молодая гвардия, 1988.

12. Кант  И.  Соч.. в 6 т.т., т.4- М., “Мысль”, 1965.

13. Кругляница  Т.Ф.  Этика и этикет. - М., Просвещение, 1996.

14. Культура  личности - в чем она? Беседы  о прекрасном в жизни и в  человеке. -Ростов н/Д, кн. изд., 1986.

15. Локк  Дж. О воспитании разума. Пед. соч. - М., Просвещение, 1939.

16. Матвеев  В.М., Панов А.И.  В мире вежливости.- М., Педагогика,1987.

17.  Нравственное  воспитание. Проблемы теории и  практики.- М., Педагогика, 1995.

18. Педагогическое  наследие. (Сост. Клязмин В.М., Джуринский  А.И.):Каменский, Локк, Руссо, Песталлоци.- М., Педагогика, 1989.

19.  Педагогический  словарь.- М., Просвещение, 1986.

20.  Роберт  М.А., Тильман Ф. Психология индивида  и группы. - М., Прогресс, 1988.

21. Рубинштейн  С.Л.  Бытие и сознание.-М., Просвещение,1957.

22. Ушинский  К.Д. Педагогика. -М., Просвещение, 1974.

23. Федоров  В.А.       Эстетика и  культура поведения.- М., Педагогика, 1992.

24. Философская  энциклопедия.  - М., Наука, 1997.

25. Флэйк-Хобсон  К. Мир входящему: развитие  ребенка и его отношений с окружающими.- М., Прогресс, 1990.

26. Формановская  Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!”-  М., Знание, 1989.

27. Хрестоматия  по истории педагогики.-М., Просвещение, 1986.

28. Человек  и общество. ч.2. Личность, мораль, право.- М., Новая школа, 1995.

29.  Шемшурина.  Этическая грамматика// ж. Воспитание школьников, № 3-5, 1995.

30. Этическая  мысль. Научно-публицистические  чтения.-М., Полит. лит-ра, 1990.

31. Юности  честное зеркало или Показание  к житейскому обхождению, собранное  от разных авторов.// Хрестоматия  по истории школы и педагогики в России.- М., Просвещение, 1989.

32. Яновская  М.Г.  Эмоциональные аспекты нравственного  воспитания.- М., Просвещение, 1992. 
 

Приложение  № 1

Анкета  “Поговорим о вежливости”. 

      1. Какого человека можно считать  вежливым?

      2. Почему каждый человек должен  стрмиться быть вежливым?

      3. Считаешь ли ты себя вежливым?

      4. Если на вопрос №3 ты ответил  “да”, то ответь, почему ты так  считаешь?

      5. Нужно ли стремиться к тому, чтобы быть вежливым всегда  и везде, или можно проявлять  вежливость только в кругу  близких и знакомых тебе людей?

Приложение  № 2

Проблемные  ситуации. 

      1. Саша с мамой зашли в автобус.  Все места были заняты, кроме  одного. Кто из вошедших должен  сесть на это место? Почему?

      2. Оля с бабушкой гуляли в  арке. Бабушка встретила свою  знакомую и разговорилась с нею, а Оле очень хотелось пить. Как нужно поступить Оле?

      3. Сережа стоял на крыльце и  ел конфеты. К нему подошел  Ваня, поздоровался, искоса посмотрел на кулек с конфетами. Как нужно поступить Сереже?

      4. Васю мама послала в магазин  за молоком, по дорге шн встретил маленькую перепуганную девочку, которая заблудилась и не могла найти дорогу домой. Как поступит Вася? А что ты сделал бы в таком случае?

      5. Перед занятиями, когда в классе  были только Вика и Наташа, туда входит их учитель, загруженный книгами и покупками. Как должны поступить девочки?

Приложение  № 3

Мексиканская  сказка “ Вежливый кролик” 

      Жил-был  кролик, очень скромный и вежливый. Однажды вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора.  Она была очень сердита и голодна.

      У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда? Кролик опрометь бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидал еще одна грозная опасность - в  пещере поселилась змея.

      Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения входить в  чужой дом нельзя. “Нужно поздороваться, - решил он. - Но с кем? С пещерой, конечно!”

      И, присев на задние лапки, Кролик вежливо  сказал: “Здравствуйте, добрая пещера. Разрешите мне, пожалуйста, войти.”

Информация о работе Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности