Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Толопченко.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      Анализ  результатов игры подтвердил характеристику, данную нами в начале игры: 30% детей экспериментальной группы вежливы, 45% не в полной мере обладают этим качеством, 25% практически не обладают.

      Следующий метод изучения, который был использован нами – наблюдение за деятельностью и поведением детей в классе, при выполнении общественных поручений  в свободное время.

      Метод наблюдения дает возможность видеть, изучать ребенка прежде всего в естественных условиях его жизни, учебы, труда. И, следовательно, на каждом из этапов его жизни и деятельности, входя с ним в контакт, иметь возможность корректировать его поведение, общение с товарищами, отношение к окружающему миру.

      Кроме описанных ранее методов, нами проводилось интервьюирование учителей, работающих в классе и беседы с родителями учащихся.

      По  мнению учителей, которые в процессе учебной и внеурочной деятельности наблюдали за детьми экспериментальной группы, для этих детей характерно стремление к нравственным началам, но не все из них пытались получить новые знания, принять участие в обсуждение вопросов, касающихся правил и норм поведения, общения. Примерно 45% детей, зная эти нормы, не выполняли их, хотя интерес к проблеме у них был.

      Результат интервьюирования подтвердила беседа с родителями, в ходе которой было выявлено, что некоторые родители (25%) не ведут работы в семье по формированию культуры поведения  своих детей, мотивируя это тем, что в настоящее время трудно быть вежливым или объясняя это недостатком времени для этих целей.  20% родителей считают, что этим должна заниматься школа и отметили:  сегодня сами родители не являются образцом культурного поведения для своих детей по разным причинам. Для 20% родителей воспитание культуры поведения в семье является проблемой , поскольку они имеют слабое представление о том, каким образом это необходимо сделать. И лишь 35%  родителей отметили, что стремятся воспитывать у своих детей культурное поведение личным примером.

      Этот  метод исследования высветил новую проблему – для того, чтобы дети были нравственно воспитаны одних усилий школы недостаточно. Необходимо готовить родителей к проведению работы по  развитию  культуры поведения  их  детей.

      На  основе  полученных  данных в результате эксперимента,  нами была составлена таблица №1, которая продемонстрировала уровень  культуры поведения каждого участника экспериментальной группы.

 

      Оценка  степени культуры поведения проводилась  следующим образом:

      0 – качество не выражено совсем;

      1 – выражено плохо;

      2 – выражено неопределенно;

      3 – выражено достаточно ярко;

      4 – выражено ярко.

      В итоге дети получили оценки:

            1. Рома Позизин  – 1

            2. Саша Литовских  – 1

            3. Юля Мицкевич  – 2

            4. Наташа Краснова  – 3

            5. Оля Казакова  – 3

            6. Лариса Ильченко – 4

            7. Олег Умельский  – 2

            8. Женя Рожкеев  – 1

            9. Сережа Фролов  – 1

         10. Артем Крамской – 4

      Оценив  степень проявления культуры поведения  детей,  можно сделать вывод  о том, что детей с ярко выраженным качеством оказалось два человека (20%); с качеством, выраженным достаточно ярко – два человека (20%), с качеством; выраженным неопределенно – три человека (30%); с качеством, выраженным плохо – три человека (30%); с нулевым уровнем владения навыками культурного поведения мы детей не выявили, поскольку все  дети в той или иной мере  имеют представление о правилах и нормах поведения.

      Исходя  из представленных выше показателей  культуры поведения и полученных нами результатов  владения ими, учащиеся были отнесены к определенному уровню  развития культуры поведения

      1 группа – 2 человека – 20%

      2 группа – 3 человека – 30%

      3 группа – 5 человек  - 50%

        В первую группу мы включили  учащихся уровень культуры поведения,  которых характеризуется преобладающим количеством показателей высокого уровня. Для этих детей характерно действительное стремление к знанию нравственных норм и их выполнению, самопроизвольный отклик на нравственную деятельность, они не нуждаются во внешних побуждениях, стараются преодолевать возникающие трудности.

      Ко  второй группе мы отнесли ребят, у которых показатели проявляются в основном на среднем уровне, реже на высоком и низком. Эти дети характеризуются неустойчивым эмоциональным откликом, который в ряде случаев ситуативен и возникает при побуждении извне. О правилах хорошего тона этим детям приходится напоминать, и в этом случае  заметно проявление культуры поведения в отношении с окружающими.

      Третью  группу составили ученики, показатели культурного поведения которых характеризуются в основном низким уровнем и редко средним. Для этих учащихся характерен неустойчивый эмоциональный отклик, эмоциональная восприимчивость слабая, смещенная или неадекватная реакция на действия педагога, они пассивны, либо проявляют лишь элементарную активность.

      Полученные  данные дали основание для составления сводной таблицы №2.

      В таблице цифрами обозначены основные проявления показателей культурного поведения.

      Таким образом, констатирующий эксперимент  позволил судить о направленности, характере и уровне культуры поведения. Результаты экспериментального исследования дают возможность сделать некоторые выводы:

                                                                                                                 Таблица № 2

Учащиеся Показатели Группа
  Высокий уровень Средний уровень Низкий  уровень  
  1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5  
Рома  П.                     + + + + + III
Саша  Л.               +     + +   + + III
Юля М.           + + + +           + II
Наташа  К.         + + + + +             II
Оля К.           + + + + +           II
Лариса  И. + + + + +                     I
Олег  У.                 + + + + +     III
Женя  Р.                     + + + + + III
Сережа  Ф.                     + + + + + III
Артем К. + + + + +                     I
 

      Интерес младших школьников к нравственности имеет разную степень устойчивости и осознанности, что зависит от конкретных знаний школьников о нравственных нормах и правилах. Об этом можно судить также по результатам сочинений на тему “Я думаю, что нужно быть вежливым и воспитанным потому, что…”

      Большинство детей (60%) раскрыли тему, показав при  этом, что окружающим людям приятно общаться с таким человеком, остальные дети (40%) слабо раскрыли тему.

Интерес к нравственности в значительной степени опосредован самыми различными мотивами, которые в целом составляют мотивационную структуру нравственного интереса.

            Нравственный интерес, являясь нравственно-эмоциональным откликом на явления окружающей действительности, у одного и того же школьника находится на разных уровнях, отчего, по-видимому, зависит степень нравственного отношения учащихся к окружающим.

      Таким образом, констатирующий эксперимент  позволяет судить о тех возможностях, которые открываются в экспериментальном классе для повышения уровня культуры поведения и формирования интереса и осознания проблемы.

      В целом следует отметить, что ребята в классе хорошие, с хорошей познавательной направленностью, что объективно может содействовать решению поставленных в исследовании задач.    

      При проведении формирующего эксперимента, мы руководствовались целью повысить уровень культуры поведения школьников экспериментального класса и в ходе этого процесса выявить наиболее эффективные пути и методы воспитания навыков культурного поведения младших школьников.

      Опираясь  на всестороннее изучение культуры поведения  как качества личности, его характеристик, учитывая выявленные в ходе констатации индивидуальные психологические особенности детей исследуемой группы, а также возможности младшего школьного возраста, мы наметили программу этого этапа.

      Она включала следующие виды деятельности: беседы, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, инсценирование. Информация о динамике культуры поведения извлекалась нами из наблюдения.

      Работа  над освоением правил поведения  проводилась в 2-х направлениях:

            1- развитие представлении  детей о нравственных нормах  поведения, полное осмысление их детьми, ибо, “если просто требовать выполнения правила без внутреннего согласия с ним, это приведет к тому, что ребенок оценивает поступки поверхностно, не понимая их мотивов, что в конечном счете приводит к задержке морального развития ребенка”/17, с.46);

            2 -накопление практического  опыта общественного поведения  в соответствии с нормами морали.

      Однако, при организации и проведении мероприятий эти направления  работы в основном, сливались воедино, то есть полученные знания сразу же реализовывались и закреплялись на практике. Иначе мог произойти разрыв между знаниями детьми правил морали и умением их применять во взаимоотношениях.

      К такому выводу мы пришли, исходя из взглядов исследователя Г.П.Лаврентьевой: “Воспитывают детей не нормы, правила или идеи, воспитывает прежде всего деятельность, в которую вовлечен школьник. Нужно поставить ребенка в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью”.

      Поэтому главную задачу на данном этапе экспериментальной  работы мы видели в том, чтобы выработать у ребенка внутренние механизмы саморегуляции поведения, превратить внешние требования, предъявляемые воспитателем во внутренние мотивы поведения. Задача также состояла в том, чтобы содержание и методика занятий были направлены на то, чтобы ребенок, думал, чувствовал и осознавал, почему надо проявлять добрые намерения.

      Проследим за ходом некоторых занятий. Первое занятие называлось “Здравствуйте, ребята!” В начале занятия автор рассказывает ребятам о различных формах приветствия в разных странах. Объясняется, что в поклоне и в кратких словах привета заключено большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья”.

      Вот что означает простое обыкновенное  “здравствуйте”. Далее у детей  спрашивали, как часто они здороваются  и как правильно это нужно  делать. Ребята предлагали такие ответы, что “здороваться нужно каждый день при встрече”, “смотреть в глаза собеседнику, улыбаясь, тогда человеку будет приятно”. После этого ребятам предлагали решить ситуации:

            1. Ты идешь с  товарищем по улице. Он поздоровался  с незнакомым тебе человеком,  приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

             Многие ребята  ответили, что не надо, мотивируя  это тем, что этого человека не представили и они видят его впервые. Но правильный ответ такой: если твой товарищ поздоровался с кем-нибудь, то следует поздороваться и тебе.

Информация о работе Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности