Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.
Введение……………………………………………………………………...
Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………
Огромное нравственное значение в процессе воспитания приобретает личность учителя, его взгляды, убеждения, характер тех отношений, которые возникают между педагогом и воспитанниками.
В возрастной психологии установлено, что непосредственным фактором развития ребенка является его собственная активность. По мнению Л.С.Выготского, “правильное воспитание заключается в том, чтобы выявить и пробудить в ребенке то, что в нем дано, развивать его в правильном направлении”.
Профессор Ш.Чхарташвили отметил, что формирование личности происходит через его собственную активность: “Непосредственной причиной физического, интеллектуального и морального развития ребенка являются его собственные физические, интеллектуальные и моральные действия”/8, с.23/.
Следовательно, можно сделать вывод, что возможность нравственного развития ребенка надо искать в его собственной нравственной активности и всячески ее развивать.
Таким образом, анализ некоторых возрастных особенностей младших школьников в аспекте формирования нравственных качеств личности показывает, что эти возможности возрастают в плане усложнения необходимых норм и правил, широты восприятия окружающей действительности, ее познания и оценки.
Однако в процессе нравственного воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности (внутренние предпосылки личности), которые способствуют зарождению, развитию и укреплению нравственных начал.
Сказанное
выше доказывает, что младший школьный
возраст является наиболее благоприятным
для развития нравственных качеств
личности и, в частности, воспитания
культуры поведения. Для этого есть все
необходимые предпосылки у детей младшего
школьного возраста.
§2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников
в
процессе внеклассной
работы.
Целью нашего исследования на этапе констатации было выявить, в какой мере младшие школьники владеют правилами культуры поведения и насколько успешно они применяют их на практике. Особенность нравственного поведения состоит в том, что перед человеком встает проблема выбора: надо выбрать самостоятельно какой-то вариант поведения из нескольких возможных. И уже в раннем возрасте свободный выбор в пользу нравственных норм должен регулироваться мнением взрослых и педагога. К.Д.Ушинский отмечал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях”/22, с.237/.
На этапе констатации мы определяли уровни сформированности навыков и привычек культурного поведения у школьников экспериментального класса. Для этого мы использовали показатели, разработанные И.С.Коном, М.И.Шиловой, О.С.Богдановой, В.И.Петровой, тщательно проананализировав некоторые из них с точки зрения применения к данной возрастной группе:
1) культура речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи);
2) опрятность, аккуратность, чистота одежды;
3) культура еды(поведение за
4) культура взаимоотношении со взрослыми сверстниками;
5) культура игры, учебных занятий,
выполнение трудовых
Исходя из указанных показателей, мы определили три уровня культуры поведения.
Высокий уровень характеризуется устойчивым проявлением в деятельности всех показателей культурного поведения. То есть все нормы этикета осознанны и становятся регуляторами поведения.
Средний уровень – четкое и правильное представление о правилах культуры поведения, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.
Низкий уровень – неполное знание норм культурного поведения, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое), то есть эти нормы не стали мотивами поведения личности.
Для определения уровней культуры поведения учащихся 3 “Б” класса, мы использовали фактические данные, полученные в ходе исследования. При этом мы исходили из положений, разработанных Л.М.Фридманом:
1. Нравственная воспитанность
2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах.
Поэтому наша работа велась по трем направлениям:
1)
выявление знаний правил
2) выяснение отношения к ним;
3)
наблюдения за проявлением
Мы обратились к различным методам исследования: наблюдение, беседа, интервьюирование, создание педагогических ситуаций, метод неоконченных предложений, сочинения на заданную тему. В исследовании приняли участие 3 класса школы. Из этих детей была создана экспериментальная группа , с которой и проводился эксперимент.
Вначале мы провели анкетный опрос, материал которого должен был выявить отношение детей к изучаемой проблеме. Большинство ребят экспериментальной группы (55%) достаточно четко представляю себе, какого человека мы называем воспитанным и почему, они имеют представление о нормах и правилах поведения. Остальные 45%, ребят, участвовавших в анкетировании, показали средние и слабые знания в этом вопросе. На вопрос “Как вы считаете, почему нужно быть воспитанным и соблюдать правила культуры поведения?”, дети мотивировали свои ответы так: “С воспитанным человеком приятно общаться”, “Соблюдение правил культуры поведения помогает нам в общении с окружающими”, “Человека вежливого мы считаем воспитанным”. Некоторые дети не знали, что ответить на этот вопрос(15%), а другие посчитали это качество не столь важным(20%).
Для того, чтобы более полно и глубоко изучить уровень культуры поведения детей данной экспериментальной группы, мы обратились к одному из эффективных методов – это создание специальных педагогических ситуаций или использование естественных ситуаций, которые возникают самостоятельно. Ведь именно решая эту ситуацию ребенок делает свой нравственный выбор, в этих ситуациях он может проявить(или не проявить, что тоже важно) те или иные качества.
Рассмотрим примеры таких ситуаций, предложенных детям:
1. Ты идешь по улице и навстречу тебе идет бабушка с тяжелыми сумками. Как ты поступишь в данной ситуации:
а).Подойдешь и предложишь свою помощь;
б).Попросишь помочь кого-нибудь другого;
в).Не обратишь внимания.
Для облегчения задания были предложены варианты ответов, из которых можно было выбрать наиболее значимый для каждого из детей.
В итоге первый вариант из десяти человек экспериментальной группы выбрали шесть человек(60%), второй – три(30%), третий – 1 человек(10%).
2.
Если вдруг тебе нагрубил
а) ответишь тем же (надо уметь постоять за себя);
б) объяснишь вежливо, что так делать нехорошо (воспитанный человек не ответит на грубость грубостью);
в) не обратишь внимания.
3.
Если твой друг на день
а) скажешь прямо ему, что у тебя уже есть такой подарок;
б) вежливо поблагодаришь его, и не станешь говорить, что у тебя уже такой подарок есть.
4. Мама просит тебя убрать в своей комнате, а ты смотришь телевизор. Как ты поступишь?
а) попросишь маму подождать до окончания фильма;
б) оторвешься от экрана и пойдешь мыть посуду;
в) скажешь, что тебе некогда и предложишь маме сделать это самой.
Свои ответы дети мотивировали так: “Если я встречу на улице бабушку с тяжелыми сумками, то подойду и спрошу, не нужно ли помочь, только некультурный человек не обратит на это внимания”/Оля В/. “Я пройду мимо потому, что это чужой мне человек и не моя бабушка”/Миша К/. “Если мне подарят вещь, которая у меня уже есть, я вежливо поблагодарю его, потому что некрасиво огорчать человека, который хотел сделать приятное” /Толя В/.
Кроме предложенных ситуаций с готовыми вариантами ответов, мы использовали в работе с детьми метод неоконченных предложений. Детям было предложено закончить следующие предложения:
1. Когда вы едете в автобусе или трамвае, не следует разговаривать слишком громко, потому что…
2. Не перебивай
говорящего товарища или
3. Когда вы приходите в библиотеку, в кабинет врача, в учительскую, необходимо поздороваться, а уходя попрощаться, потому что…
Правильно, с точки зрения человека культурного и воспитанного, закончили предложения лишь четыре человека из группы (40%). Вот некоторые их предложения:
1.“…некультурно
громко разговаривать в
2. “…потому что глупо отвечать человеку еще не зная, что он хотел сказать.”(Лена Л.)
3. “…здороваясь с человеком, вы желаете ему здоровья и показываете свое уважение к нему.”(Олег У.)
Остальные шесть учащихся (60%) закончили предложения не совсем верно. Например: “Не стоит рассказывать всем о своих делах”; “Нельзя перебивать говорящего, потому что он может забыть о чем говорил”, “Здороваться и прощаться нужно, потому что так принято.”
Таким образом, использование вышеописанных методов показало, что решение различных ситуаций полезно для ребенка, ведь когда перед ним возникает вопрос о выборе решения, то создаются условия для нравственного развития, осознания им нравственной стороны своего поведения. Иногда ситуация нравственного выбора может обостряться, тогда возникает конфликт “с самим собой”, который выражается в том, что ребенок понимает, что так поступать как он хочет плохо, но желание сильно. Если он уступает своему желанию, то встречает неодобрение окружающих и переживает неловкость, остается эмоциональный осадок чего-то плохо. Вот почему очень важно после разрешения предложенных ситуаций обсудить с детьми верные выходы из нее, чтобы ребенок почувствовал и осознал, почему нужно поступать так, а не иначе.
С целью констатации культурного поведения, мы обратились к игровой деятельности. В игре происходит общение детей и очень ярко выражаются их отношения. Вначале педагог предлагает детям разделиться на две команды. Дети высказывают свое отношение друг к другу открыто и порой жестоко, что подтверждает наличие не у всех детей навыков культурного поведения.
Вначале мы предложили детям игру “Аукцион вежливых слов”, каждая из команд предлагала вежливые слова: “пожалуйста”, “будьте добры”, “благодарю”, “спасибо”. Игра подтвердила, что ребята знают вежливые слова и умеют применять в различных ситуациях.
Мы предложили детям игру “Скажи мне доброе словечко”, для того, чтобы посмотреть, как ребята оценивают друг друга на наличие качеств культурного поведения. Мы обратились к детям: “Я называю по очереди каждого, тот выходит к столу, и вы говорите о нем все добрые слова, которые он заслуживает. И я к этому присоединяюсь. Хорошо?” Дети с удовольствием вступают в игру. Мы называли детей и дети давали характеристику своим одноклассникам: “Рома – добрый, внимательный”, “Олеся не грубит”, и другие. Мы следили за словами детей и дополняли их высказывания своей доброй характеристикой, особенно в отношении тех детей, которых не очень любят в классе и выясняли, кого же дети называют вежливым, фиксировали те характеристики, которые давали дети своим товарищам. Завершилась игра словами: “Видите, как много в нас хорошего и доброго. Давайте будем беречь его и приумножать.”