Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Толопченко.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      Огромное  нравственное значение в процессе воспитания приобретает личность учителя, его взгляды, убеждения, характер тех отношений, которые возникают между педагогом и воспитанниками.

      В возрастной психологии установлено, что  непосредственным фактором развития ребенка  является его собственная активность. По мнению Л.С.Выготского, “правильное воспитание заключается в том, чтобы выявить и пробудить в ребенке то, что в нем дано, развивать его в правильном направлении”.

      Профессор Ш.Чхарташвили отметил, что формирование личности происходит через его собственную активность: “Непосредственной причиной физического, интеллектуального и морального развития ребенка являются его собственные физические, интеллектуальные и моральные действия”/8, с.23/.

      Следовательно, можно сделать вывод, что возможность  нравственного развития ребенка  надо искать в его собственной нравственной активности и всячески ее развивать.

      Таким образом, анализ некоторых возрастных особенностей младших школьников в  аспекте формирования нравственных качеств личности показывает, что эти возможности возрастают в плане усложнения необходимых норм и правил, широты восприятия окружающей действительности, ее познания и оценки.

      Однако  в процессе нравственного воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности (внутренние предпосылки личности), которые способствуют зарождению, развитию и укреплению нравственных начал.

      Сказанное выше доказывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным  для развития нравственных качеств  личности и, в частности, воспитания культуры поведения. Для этого есть все необходимые предпосылки у детей младшего школьного возраста. 

§2. Изучение уровня культуры поведения младших  школьников

в процессе  внеклассной  работы. 

      Целью нашего исследования на этапе констатации  было выявить, в какой мере младшие  школьники владеют правилами культуры поведения и насколько успешно они применяют их на практике. Особенность нравственного поведения состоит в том, что перед человеком встает проблема выбора: надо выбрать самостоятельно какой-то вариант поведения из нескольких возможных. И уже в раннем возрасте свободный выбор в пользу нравственных норм должен регулироваться мнением взрослых и педагога. К.Д.Ушинский отмечал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях”/22, с.237/.

      На  этапе констатации мы определяли уровни сформированности навыков и  привычек культурного поведения  у школьников экспериментального класса. Для этого мы использовали показатели, разработанные И.С.Коном, М.И.Шиловой, О.С.Богдановой, В.И.Петровой, тщательно проананализировав некоторые из них с точки зрения применения к данной возрастной группе:

      1) культура речи (форма обращения,  культура словаря, тона, темпа  речи);

            2) опрятность, аккуратность, чистота одежды;

           3) культура еды(поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами);

           4) культура взаимоотношении со  взрослыми сверстниками;

           5) культура игры, учебных занятий,  выполнение трудовых обязанностей.

      Исходя  из указанных показателей, мы определили три уровня культуры поведения.

      Высокий уровень характеризуется устойчивым проявлением в деятельности всех показателей культурного поведения. То есть все нормы этикета осознанны и становятся регуляторами поведения.

      Средний уровень – четкое и правильное представление о правилах культуры поведения, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении.

      Низкий  уровень – неполное знание норм культурного поведения, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое), то есть эти нормы не стали мотивами поведения личности.

      Для определения уровней культуры поведения  учащихся 3 “Б” класса, мы использовали фактические данные, полученные в  ходе исследования. При этом мы исходили из положений, разработанных Л.М.Фридманом:

         1. Нравственная воспитанность человека  характеризуется нравственными  знаниями (пониманием того, что значит  быть культурным), отношением к  ним (стали ли эти знания  потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

         2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно  связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах.

      Поэтому наша работа велась по трем направлениям:

      1) выявление знаний правил культуры  поведения;

      2) выяснение отношения к ним;

      3) наблюдения за проявлением культурного  поведения.

      Мы  обратились к различным методам  исследования: наблюдение, беседа, интервьюирование, создание педагогических ситуаций, метод неоконченных предложений, сочинения на заданную тему. В исследовании приняли участие 3 класса школы. Из этих детей была создана экспериментальная группа , с которой и проводился  эксперимент.

      Вначале мы провели анкетный опрос, материал которого должен был выявить отношение детей к изучаемой проблеме. Большинство ребят экспериментальной группы (55%) достаточно четко представляю себе, какого человека мы называем воспитанным и почему, они имеют представление о нормах и правилах поведения. Остальные 45%, ребят, участвовавших  в анкетировании, показали средние и слабые знания в этом вопросе. На вопрос “Как вы считаете, почему нужно быть воспитанным и соблюдать правила культуры поведения?”, дети мотивировали свои ответы так: “С воспитанным человеком приятно общаться”, “Соблюдение правил культуры поведения помогает нам в общении  с окружающими”, “Человека вежливого мы считаем воспитанным”. Некоторые дети не знали, что ответить на этот вопрос(15%), а другие посчитали это качество не столь важным(20%).

      Для того, чтобы более полно и глубоко  изучить уровень культуры поведения детей данной экспериментальной группы, мы обратились к одному из эффективных методов – это создание специальных педагогических ситуаций или использование естественных ситуаций, которые возникают самостоятельно. Ведь именно решая эту ситуацию ребенок делает свой нравственный выбор, в этих ситуациях он может проявить(или не проявить, что тоже важно) те или иные качества.

      Рассмотрим  примеры таких ситуаций, предложенных детям:

      1. Ты идешь по улице и навстречу  тебе идет бабушка с тяжелыми  сумками. Как ты поступишь в  данной ситуации:

      а).Подойдешь  и предложишь свою помощь;

      б).Попросишь  помочь кого-нибудь другого;

      в).Не обратишь внимания.

      Для облегчения задания были предложены варианты ответов, из которых можно  было выбрать наиболее значимый для  каждого из детей.

      В итоге первый вариант из десяти человек  экспериментальной группы выбрали шесть человек(60%),  второй – три(30%), третий – 1 человек(10%).

      2. Если вдруг тебе нагрубил одноклассник, как ты отреагируешь:

      а) ответишь тем же  (надо уметь постоять за себя);

      б) объяснишь вежливо, что так делать нехорошо (воспитанный человек не ответит на грубость грубостью);

      в) не обратишь внимания.

      3. Если твой друг на день рождения  подарил тебе подарок, который  у тебя уже есть, ты:

      а) скажешь прямо ему, что у тебя уже есть такой подарок;

      б) вежливо поблагодаришь его, и  не станешь говорить, что у тебя уже такой подарок есть.

            4. Мама просит  тебя убрать в своей комнате,  а ты смотришь телевизор. Как  ты поступишь?

      а) попросишь маму подождать до окончания  фильма;

      б) оторвешься от экрана и пойдешь мыть посуду;

      в) скажешь, что тебе некогда и предложишь маме сделать это самой.

      Свои  ответы дети мотивировали так: “Если  я встречу на улице бабушку  с тяжелыми сумками, то подойду и  спрошу, не нужно ли помочь, только некультурный человек не обратит на это внимания”/Оля В/. “Я пройду мимо потому, что это чужой мне человек и не моя бабушка”/Миша К/. “Если мне подарят вещь, которая у меня уже есть, я вежливо поблагодарю его, потому что некрасиво огорчать человека, который хотел сделать приятное” /Толя В/.

      Кроме предложенных ситуаций с готовыми вариантами ответов, мы использовали в работе с детьми метод неоконченных предложений. Детям было предложено закончить следующие предложения:

            1. Когда вы едете  в автобусе или трамвае, не  следует разговаривать слишком громко, потому что…

            2. Не перебивай  говорящего товарища или взрослого.  Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, во-вторых,…

            3. Когда вы приходите  в библиотеку, в кабинет врача,  в учительскую, необходимо поздороваться, а уходя попрощаться, потому что…

      Правильно, с точки зрения человека культурного  и воспитанного, закончили предложения лишь четыре человека из группы (40%). Вот некоторые их предложения:

            1.“…некультурно  громко разговаривать в общественном  месте.”(Артем К.)

            2. “…потому что  глупо отвечать человеку еще  не зная, что он хотел сказать.”(Лена Л.)

            3. “…здороваясь с человеком, вы желаете ему здоровья и показываете свое уважение к нему.”(Олег У.)

      Остальные шесть учащихся (60%) закончили предложения  не совсем верно. Например: “Не стоит рассказывать всем о своих делах”; “Нельзя перебивать говорящего, потому что он может забыть о чем  говорил”, “Здороваться и прощаться нужно, потому что так принято.”

      Таким образом, использование вышеописанных  методов показало, что решение различных ситуаций полезно для ребенка, ведь когда перед ним возникает вопрос о выборе решения, то создаются условия для нравственного развития, осознания им нравственной стороны своего поведения. Иногда ситуация нравственного выбора может обостряться, тогда возникает конфликт “с самим собой”, который выражается в том, что ребенок понимает, что так поступать как он хочет плохо, но желание сильно. Если он уступает своему желанию, то встречает неодобрение окружающих и переживает неловкость, остается эмоциональный осадок чего-то плохо. Вот почему очень важно после разрешения предложенных ситуаций обсудить с детьми верные выходы из нее, чтобы ребенок почувствовал и осознал, почему нужно поступать так, а не иначе.

      С целью констатации культурного  поведения, мы обратились к игровой  деятельности. В игре происходит общение  детей и очень ярко выражаются их отношения. Вначале педагог предлагает детям разделиться на две команды. Дети высказывают свое отношение друг к другу открыто и порой жестоко, что подтверждает наличие не у всех детей навыков культурного поведения.

      Вначале мы предложили детям игру “Аукцион вежливых слов”, каждая из команд предлагала вежливые слова: “пожалуйста”, “будьте добры”, “благодарю”, “спасибо”. Игра подтвердила, что ребята знают вежливые слова и умеют применять в различных ситуациях.

      Мы  предложили детям игру “Скажи мне  доброе словечко”, для того, чтобы посмотреть, как ребята оценивают друг друга на наличие качеств культурного поведения. Мы обратились к детям: “Я называю по очереди каждого, тот выходит к столу, и вы говорите о нем все добрые слова, которые он заслуживает. И я к этому присоединяюсь. Хорошо?” Дети с удовольствием вступают в игру. Мы  называли детей  и дети давали характеристику своим одноклассникам: “Рома – добрый, внимательный”, “Олеся не грубит”, и другие. Мы  следили  за словами детей и дополняли  их высказывания своей доброй характеристикой, особенно в отношении тех детей, которых не очень любят в классе и выясняли, кого же дети называют вежливым, фиксировали те характеристики, которые давали дети своим товарищам. Завершилась игра словами: “Видите, как много в нас хорошего и доброго. Давайте будем беречь его и приумножать.”

Информация о работе Некоторые пути развития культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной деятельности