Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и “величайшей роскошью”, и источником духовных мучений. Во многом, трудности общения и недостатки нравственной культуры объясняются сложной социокультурной ситуацией в нашем обществе. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения.
Введение……………………………………………………………………...
Глава Культура поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников и их учет в воспитании культуры поведения
1.2. Изучение уровня культуры поведения младших школьников в процессе внеклассной работы
Заключение…………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Приложение……………………………………………
2. С вами, наверное такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается в таких случаях здороваться?
Евгений Р.: “Я всегда здороваюсь
со всеми бабушками и
Далее предлагались педагогические ситуации, разработанные на основе сюжетов произведений художественной литературы (рассказов В.А.Сухомлинского, В. Осеевой, Ю.Ермолаева, И.Туригина, стихов А.Барто, С.Маршака), а также с учетом наблюдаемых поступков детей экспериментальной группы.
Учащимся было предложено два способа решения проблемных задач:
- вариативный;
- ролевой.
Вначале с младшими школьниками проигрывались и обсуждались ситуации с вариативным способом решения, так как они менее сложны. Детям нужно было, используя свои знания моральных норм, выбрать правильный вариант решения проблемной задачи, из нескольких предложенных. Рассмотрим одну из таких ситуаций. Ребятам нужно было найти правильный выход из следующего положения:
Однажды, возвратившись в класс после перемены, Аня увидела, что ее стул сломан, а рядом стоит хороший стул ее соседа по парте Миши. Тут вошел в класс и Миша. Как нужно поступить в этой ситуации мальчику и девочке?
Варианты ответов были такими:
- Аня забрала хороший стул. Миша, увидевший это попытался отобрать свой стул.
- Аня принялась собирать обломки стула. Миша подошел и сел на свое место.
- Аня начала собирать обломки стула, Миша помог ей в этом и предложил свой стул.
Текст педагогической ситуации прочитывался дважды для лучшего осмысления его детьми. После чего мы обратились к школьникам:
- Ребята, вы хорошо представили, что произошло между мальчиком и девочкой? Давайте теперь определим, как же им нужно поступить.
Кто считает, что Ане нужно самой забрать хороший стул, а Мише оставить обломки – поднимите, пожалуйста, руки.
Руки подняли двое учащихся, Рома П. и Женя Р., которые по результатам констатирующего эксперимента находились на низком уровне проявления культуры поведения. Хотя эти ребята ответили неправильно на наш вопрос, но было важным то, что они пытались анализировать поведение персонажей, стремились найти выход из создавшейся ситуации, то есть не оставались равнодушными к происходящему, а значит культура поведения, как одно из качеств личности, развивалась у этих детей.
Мы продолжили беседу.
Таких в классе не было. Очевидно, третьеклассники хорошо усвоили правило о том, что товарищу нужно помогать, так как почти все ребята в группе выбрали третий вариант решения проблемной задачи.
Постепенно повышая требования, мы усложнили задания, предложив школьникам ролевой способ решения проблемных ситуаций, который требует встать на точку зрения изучаемого объекта, понять его побуждения, заставить переживать с ним, то есть проявить некоторое творчество в форме игры.
Раскроем одну из таких ситуаций. Ребятам предлагалось представить, что звонка на первый урок еще не было, все готовились к уроку. И вот открывается дверь, в класс входит их одноклассник или одноклассница. Как ему(ей) нужно войти и поприветствовать учителя и товарищей.
Сыграть главную роль вызвалась Юля М. Все остальные внимательно следили за ее поведением. Юля вышла и вновь вошла в класс. Она проходит мимо учителя, не глядя на него, говорит “здравствуйте” и направляется к своему месту, забыв поздороваться с товарищами.
После этого, мы предложили ребятам высказать свое мнение о том, правильно ли вела себя Юля. В результате опроса выяснилось, что не все дети заметили, что здороваясь, девочка не назвала учительницу по имени и отчеству и смотрела в это время не на учительницу, а в противоположную сторону.
Никто из ребят не сказал, что Юля не поздоровалась с ними. Мы попытались обратить внимание детей на допущенные девочкой ошибки, путем наводящих вопросов.
Как вы думаете, с кем поздоровалась Юля, когда вошла в класс?
- С Ольгой Михайловной! – последовал ответ.
- Почему вы так думаете? Разве Юля назвала имя учителя или она, здороваясь, посмотрела на него?
В ходе беседы ребята делали вывод о том, что здороваясь надо посмотреть на учителя, надо назвать его по имени и отчеству. Также надо поздороваться со всеми взрослыми и не забывать приветствовать своих товарищей.
Проигрывание различных ситуаций выбора вызвало у младших школьников большой интерес и живое участие. Действия ребят сопровождались эмоциональным откликом. Движения были свободными, быстрыми, что свидетельствовали о раскрепощенности, раскованности детей. Все это позволило нам сделать вывод о том, что такого рода деятельность полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Для более полного усвоения учениками нравственных норм воспитателю необходимо сочетать, при организации внеурочной работы, два вида педагогических ситуаций: с вариативным способом решения и с ролевым.
Ситуации первого вида дают ребенку возможность увидеть изучаемую норму в различных ее проявлениях, а ситуации второго вида – определить собственную позицию по отношению к применению собственной нормы. Важно, чтобы каждая проблемная ситуация, независимо от вида, соответствовала определенным методическим требованиям:
- учитывала
возрастные и психолого-
- учитывала их жизненный опыт, опиралась на зону ближайшего развития.
Причем решение всех проблемных задач должно сопровождаться коллективным обсуждением поступков играющих, организуемым учителем. Это помогает ребятам разобраться в том, как нужно себя вести в подобной ситуации, заостряет их внимание на правильном способе поведения, закрепляет знание того или иного правила культурного поведения.
Разыгрывание педагогических ситуаций, решение проблемных задач, заключенных в них, содействовали закреплению моральных знаний третьеклассников и давали им возможность поупражняться в хороших поступках. Но и в такого вида деятельности охотнее участвовали ребята культура поведения которых находилась на высоком и среднем уровне. Дети с низким уровнем проявления этого качества оставались в основном пассивными созерцателями.
В процессе наблюдения за ребятами, мы отметили, что огромную роль в их возрасте играет стремление быть хорошим в оценке окружающих, поэтому необходимо использовать “силу общественного мнения” для успешного протекания процесса формирования культуры поведения.
Следующим пунктом нашей программы было проведение сюжетно-ролевых игр, потому что игра продолжает занимать значительное место в жизни младших школьников и содержит большие возможности для овладения правилами взаимоотношений: при помощи игры ребенка можно приобщить к правилам поведения, без особых на то усилий как со стороны воспитуемого, так и со стороны педагога.
“Здесь
детям значительно легче
В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми и лежащие в их основе моральные нормы. Игра имеет столь важное значение и потому, что игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им, как реальные. Как отмечает известный психолог Д.П.Эльконин: “В игре интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием, функции взрослого понимаются прежде всего эмоционально, осуществляется эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности”.(32, с. 107).
Мы предложили игру “Вежливо-невежливо”. Дети в процессе игры должны хлопать два раза, если это вежливо, один раз – если невежливо. Автор начинает игру:
Одно из занятий было посвящено вежливым словам. Оно называлось “Дружим с добрыми словами”. На занятии дети попали в сказку “Волшебник изумрудного города”, куда пробралась царица – злая, завистливая. Детям было предложено освободить жителей города от зла и невежества. Автор предложил провести работу по “превращению” слов. Дети охотно предлагали такие варианты: “Жадность – щедрость”, “зло – добро”, “грубость – нежность, ласка”, “вежливость – невежество” и так далее. По мере нахождения добрых слов, злые уходили, исчезает и царица Зла – дети придумали ей имя – Добруля.
Мы заметили, что если дети смогли с помощью сказки избавиться от грубых слов, то нужно избавиться от плохих поступков и предложил подумать от каких. Дети с большой активностью предлагали: “Не будем грубыми!”, “Не будем младших обижать”, “Будем дружными и вежливыми”.
В конце занятия дети собирают “Копилку добрых слов”: автор пускает по кругу карточку, на которой каждый записывает свое слово, произнося его вслух.
На этом занятии мы заметили, что дети отнеслись к нему заинтересованно, активно принимали участие в выполнении заданий. При составлении копилки дети отметили важность употребления в речи вежливых слов, так как они являются проявлением уважения к окружающим, каждый ребенок предложил свои слова. Следовательно, все знают такие слова и при систематической работе над проблемой с помощью педагога смогут привнести их в свою жизнь.
В программе нашего исследования немаловажное значение было отведено чтению и обсуждению художественной литературы, так как применение этого метода дало положительные результаты на этапе констатации. Дети внимательно, с интересом слушали стихи, рассказы и сказки, которые мы им читали, были активны в последующей беседе по произведению. Читая рассказ, сказку, мы пытались акцентировать внимание школьников на эмоциональных переживаниях персонажей, чтобы вызвать активное сопереживание им.
Причем самой важной и главной задачей воспитателя при этом должно быть переключение сопереживания, сочувствия литературным героям в содействие: побуждать ребенка подражать положительным героям и осуждать отрицательное поведение товарищей.
На
наш взгляд, немало важное значение
имеет включение ребят в
В ходе экспериментальной работы велось пристальное наблюдение за динамикой формирующего качества, изучалось поведение детей по выделенным показателям и были выявлены следующие тенденции: в классе значительно повысилась культура отношений с окружающими, культура организованности, игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей, т.е. произошел непроизвольный перенос навыков культурного поведения, вырабатываемых в условиях внеклассной работы, на все виды деятельности, что для нас было очень ценным и важным .