Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
О. А. Ерманский большое внимание уделял методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов, стандартизации организационных решений, механизации производства, организации массового производства и непрерывных потоков и др.
Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882—1939). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины.
Научные идеи и воззрения А. К. Гастева реализовывались в работах ЦИТа. Первым программным документом института стали правила, сформулированные А. К. Гастевым в книге «Как надо работать».
[править] «Как надо работать»
К правилам
были обширные комментарии, пояснения
и дополнения. Сами правила были
широко опубликованы в виде плакатов,
листовок. Их можно было встретить
на многих рабочих местах в цехах,
в учреждениях. Актуальность приведенных
правил не утрачена и в наши дни.
Основными направлениями
Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ (а это определялось, конечно, установками А. К. Гастева), было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях — так называемое исследование на узкой базе.
ЦИТ во главе с А. К. Гастевым впервые в мировой практике начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись „какому-то такому проектированию рабочего состава“, но и подкрепляли свое изумление компетентной ссылкой на то, что ни чего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы — проектирования — инициатива самого ЦИТа.» ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.
Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.
Проектировочные работы ЦИТ осуществлялись в следующих направлениях:
На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой — гиганты машиностроения. Особая страница в работе ЦИТ — подготовка квалифицированных рабочих, обучение персонала предприятий правилам работы. В учебных пунктах (число их составило более чем 1500), расположенных в разных городах страны, ЦИТ проводил обучение рабочих рациональным приемам и методам труда. С ЦИТ были связаны более чем 400 промышленн
Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях