Научная организация труда школьника в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

Работа содержит 1 файл

Научная организация труда школьника в современных условиях.docx

— 458.65 Кб (Скачать)

——•ураы. В этом движении заинтересованы некого—— фирмъ;. которые затем осуществляют селек-тп—иый гтбор учеников. Социалистическая школа

——"эомвоставдяет таким прагматическим целям .-т характер развития разносторонних умен—икав, придавая этой работе совершенно яВ—эетапиаую направленность. Советские ь-спитываются в убеждении, что 

 

труд — дело чести, важнейшая  обязанность, долг советского гражданина. Сознательная дисциплина труда — качество личности социалистического типа. Ведь советскому человеку не угрожает безработица, страх за завтрашний день — неизменные спутники буржуазного образа жизни. И педагоги раскрывают преимущества социалистического образа жизни, воспитывая у школьников патриотическое отношение к труду на благо общества.

Все содержание, формы и методы работы по формированию навыков рациональной организации учебной деятельности пронизаны в советской школе коммунистической воспитательной направленностью. Школьники знакомятся с работами классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрывается значение научной организации труда, с работами В. И. Ленина о значении рационального овладения знаниями, с постановлениями партии и правительства о школе, с трудами Л. И. Брежнева и других руководителей партии и государства, посвященными воспитанию молодежи, с решениями съездов ВЛКСМ.

Формируя отдельные учебные  умения и навыки, учителя раскрывают школьникам их общественно-политическую   значимость.   Например, учителя школы памяти В. И. Ленина, развивая у учащихся умение планировать, раскрывают его роль в плановом ведении   социалистического хозяйства: знакомят учеников соответствующих классов со структурой планирования, с планами на очередную пятилетку в стране, области, районе, колхозе, вовлекают самих учеников в процесс планирования труда в ученической бригаде, знакомят их с основными показателями эффективности и качества выполнения плана. Учителя разъясняют школьникам социальную значимость и специфику механизации и автоматизации производства при социализме.

Рациональная организация учебной  деятельности способствует развитию таких качеств социалистической личности, как коллективизм и товарищеская взаимопомощь. Вот почему в школе памяти В. И. Ленина стремятся развивать коллективные формы учебной деятельности во время занятий в ученической производственной бригаде и на производстве. При выполнении учебных заданий физического, химического и других практикумов создаются лабораторные звенья, где ученики коллективно намечают план действий, распределяют функции, помогают друг другу при затруднениях, сообща обсуждают и анализируют итоги работы.

Важной особенностью работы по развитию навыков учебного труда в социалистической школе является воспитание у школьников творческого подхода к делу, рационализаторства, новаторства, инициативы. Этому во многом способствуют походы школьников на шефствующие промышленные и сельскохозяйственные предприятия для изучения рационализаторской деятельности рабо-

--:•:«:- разработка ими доступных  рационализатор-:-^л "р-дложений. Например, учащиеся школы V --' Ростова-на-Дону  внесли ряд предложений

-:,. механизации отдельных видов  работ (резка

-доволоки для упаковки, транспортировка  изде-.-;гй на заводе «Красный  Аксай». Подобная рабо-

-э. -•:-:«зит школьников к рационализаторской  дедте-тьн&стн на производстве  по окончании школы. В =коле № 2 города Реутово под руководством у-гит-ля II. П. Волкова в течение ряда лет ведется изучение и формирование навыков творческой деяте-тькости. Здесь создана комната для творчества учащихся, где они последовательно проходят через пятнадцать — двадцать видов деятельности. Каждый ученик здесь имеет «творческую книжку», в которой записываются все виды его внеучебной творческой деятельности, отмечаются достигнутые успехи. Указываются те виды труда, где школьник обнаружил особые способности. «Творческие книжки» позволили многим ученикам утвердить свои профессиональные устремления, осознанно избрать профиль дальнейшего обучения и труда.

Учебный и внеучебный труд при правильной его организации комплексно влияет на формирование личности учащихся. Он не только способствует выработке трудовых умений и навыков, но и закаляет идейные убеждения и нравственные и волевые качества, содействует эстетическому восприятию действительности и самого труда. Одновременно он помогает преодолевать отрицательные привычки — работать вполсилы, пасовать перед первыми же затруднениями, неверность данному слову, неаккуратность, поспешность в деле. В процессе внеучебного труда, а также во время учебной деятельности в ученических бригадах и на производственных участках вырабатываются ценные навыки участия в социалистическом соревновании. Школьники берут коллективные обязательства, вызывают на соревнование другие бригады, принимают встречные планы и обязательства, сообща вырабатывают критерии итоговой оценки соревнования, периодически подводят итоги соревнования, используют различные средства пропаганды и агитации, поощряют победителей, оформляют доски показателей.

Таким образом, учебный труд при  умелой педагогической  организации  успешно  готовит школьников к труду производительному, к деятельности в социалистических производственных коллективах. Важнейшим условием такой подготовки является сочетание формирования умений и навыков с активным включением школьников не только в учебную, но и в общественно полезную деятельность по заданиям пионерской и комсомольской организаций, в производительный труд вместе с рабочими и колхозниками. Все это влияет на личность школьника в целом, содействуя ее коммунистическому воспитанию.

 

bigmir)net

341

621

 
 


  • Оптимизация учения школьников — потребность времени
  • Основные общеучебные умения и навыки Как формировать умение рационально учиться
  • Способы развития важнейших общеучебных умений и навыков
  • Система работы школы по оптимизации учения школьников
  • Воспитательное влияние рациональной организации учебного труда Рекомендуемая Литература
  • Рациональная организация учебной деятельности - Бабанский Ю. К.
  • .—М.:  Знание,  1981.— 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3). 11 к. 

Знаменательной особенностью эпохи научно-технической революции является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение ее во все сферы человеческой жизни и деятельности. Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь — не в образном, а в непосредственном практическом смысле. 

 Все это не могло не  сказаться на характере обучения подрастающих поколений, на содержании учебных программ,   учебников,   учебно-методических пособий, а также на методах обучения в современной школе. В мировой педагогике не обошлось и без курьезов — возникли течения, которые стали предсказывать неизбежность отмирания школы, замены ее средствами массовой коммуникации и самообразованием.      

 Одновременно стали развиваться идеи бурной интенсификации обучения. Появились весьма сложные обучающие машины, которые, по мнению их создателей, должны прийти на смену учителю, уже не справляющемуся со своими функциями. Возникли и предложения о значительном продлении сроков обучения. И т. д. 

 Советская дидактика отвергла  все эти крайности и идет по пути системного решения возникших проблем. С учетом новых потребностей общества в нашей стране совершенствуется содержание учебных программ и учебников. Настойчиво ведутся поиски таких вариантов, которые более быстро, полно и глубоко знакомили бы учеников с новой научной информацией и в то же время оставались доступными для учащихся. Этот процесс весьма сложен и противоречив. Потребуется еще некоторое время для того, чтобы выявить в массовом эксперименте оптимальные варианты содержания обучения, особенно математике и физике. Но уже в 1981 году по большинству предметов вводятся новые типовые учебные программы, которые освобождены от слишком усложненного, и второстепенного материала.  Свою важную задачу советская школа видит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому в новых учебных программах специально предусмотрено формирование у учеников умений и навыков рациональной организации учебной деятельности. 

 Еще Н. К. Крупская призывала  пропитать всю школьную жизнь  принципами научной организации труда. Формирование умения учиться имеет большое воспитательное значение, так как способствует выработке трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности, ответственности, точности, настойчивости, самостоятельности, организованности, чувства времени и многих других ценных личностных качеств. 

 Выработка умения учиться  важна и для предупреждения перегрузки учеников учебными занятиями. Специальные исследования, проведенные педагогами А. В. Усовой, Д. И. Пеннером, И. П. Раченко и другими, убедительно показывают, что перегрузка учащихся чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда, из-за медленного темпа чтения и письма, быстрой утомляемости, отсутствия настойчивости в учении. Проведенный нами анализ причин неуспеваемости тысячи учеников средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения навыками учебного труда.

Все это говорит об огромном образовательно-воспитательном значении рациональной организации учебно-познавательной деятельности школьников. Без оптимизации учения невозможна общая оптимизация процесса обучения в современной школе. Ведь как бы хорошо ни строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным ни было бы его объяснение, все же нельзя рассчитывать на успех, если ученик не владеет навыками рациональной организации учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. 

 Коллективы двенадцати передовых  школ столицы выступили с призывом  добиться дальнейшего улучшения обучения и воспитания школьников, трудиться под девизом: «Каждого школьника заучить учиться, жить и работать по коммунистически». В этом движении еще и еще раз подчеркивается важность задачи формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда.  Причем идет речь о том, чтобы сформировать эти навыки у каждого школьника. 

 Прежде чем рассмотреть основные  направления оптимизации учения, необходимо охарактеризовать некоторые понятия, связанные с этой темой: «учение», «учебный труд», «учебная деятельность»,   «учебно-познавательная   деятельность», «познавательная деятельность», «навыки учебного труда», «умение учиться», «общеучебные умения и навыки», «специальные умения и навыки». 

 Что касается понятий «учебный  труд», «учебная деятельность» и «учение», то мы их будем употреблять в дальнейшем изложении как синонимичные. Учение — ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача — усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности — производительным трудом, художественным творчеством, спортом.  

 Термины «учебная деятельность»,  «учебно-познавательная деятельность» и «познавательная деятельность» имеют определенную общность, но и специфические отличия. «Познавательная деятельность» — понятие более широкое, чем два других, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых научных положений, фактов, закономерностей. Для школьника познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Что касается учебной деятельности, то это понятие более широкое, чем учебно-познавательная деятельность, так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков. 

 При описании учебной деятельности  применяются понятия «действие», «операция», «прием», «умение», «навык». Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом деятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением. Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык. Если при наличии умения человек еще вынужден осуществлять оперативный самоконтроль за осуществлением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно делать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответствующих действий. 

 В учебной деятельности школьники  овладевают определенными умениями и навыками. Например, они овладевают приемами чтения по буквам, по слогам, целыми словами, т. е. умением читать. Затем это умение отрабатывается до некоторой степени автоматизма, когда чтение становится беглым, свободным. На этом этапе можно говорить уже о владении навыком чтения. Умение постепенно перерастает в навык; это дает основание говорить, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык. 

 Различают общеучебные и  специальные (предметные) умения и навыки. Если первые относятся ко всем учебным предметам, то вторые характерны  лишь для того или иного предмета. Например, навыки работы с книгой, навыки чтения и письма : относятся к общеучебным, а навыки решения вычислительных задач, выполнения лабораторных работ, измерений на местности, работы с географической картой, жестью, пластилином являются специальными умениями и навыками для отдельных учебных предметов или их циклов. 

Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях