Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Значительную помощь школе могут оказать родители учеников — в соблюдении норм гигиены труда (размер стола, стула, освещение, проветривание, соблюдение тишины в квартире), режима дня, отдыха и питания, в регулярном закаливании школьников, выработке навыков работы с книгой, справочной литературой, в развитии темпа чтения и письма, в формировании первоначальных библиографических умений и навыков. Как показывает опыт московской школы № 654, для этого надо поставить перед родителями такую задачу, проконсультировать их о наиболее рациональных приемах работы (в частности, подсказать яркие игровые формы), организовать обмен опытом, посоветовать доступную литературу.
Аналогичную работу во многих школах проводят и с воспитателями групп продленного дня, с руководителями кружков. Учителя-воспитатели групп продленного дня могут успешно организовать индивидуальную работу с учениками, так как при наблюдении за выполнением домашних заданий они видят испытываемые при этом затруднения.
Интересен опыт воспитателя группы продленного дня школы № 333 Москвы В. М. Шушуновой, которая внимательно наблюдает за учениками, выявляет, кто из них медленно пишет или читает, кто затрудняется проверить правильность решения примера, задачи. Она отмечает в своем дневнике, кто из учеников не может составить план ответа, кто не обладает устойчивым вниманием, кто проявляет несамостоятельность в работе и сразу же обращается за помощью, не пытаясь преодолеть неизбежные учебные трудности. В каждом из таких случаев В. М. Шушунова дает индивидуальные советы, подбирает специальные упражнения, задания, помогающие школьнику рациональнее организовать свой учебный труд. К каждому из этих школьников учительница затем осуществляет индивидуальный подход на уроках, при подборе домашних заданий, при текущем опросе. Без такой индивидуализации обучения очень часто возникают затруднения в работе с классом, когда три-четыре ученика с замедленным темпом задерживают весь классный коллектив в выполнении учебных заданий. Изучение индивидуальных особенностей учеников, причин имею-вгихся у них пробелов в общеучебной подготовке
•оявзно и в том отношении, что в таком случае учителя и воспитатели могут дать более конкрет-
•ддгг- советы родителям — как лучше помочь де-
-ж— повысить культуру
--та-т а.
.1г: показывает опыт школ № 2 Кисловодска, ,2 Алма-Аты, для формирования навыков зато труда многое могут сделать учебные ка-
——еты. Здесь могут быть оформлены стенды
•ЙОТ школьника» с вырезками из газет, из жур-
•цмг «Пионер», «Вожатый», «Воспитание школь-
————, где описывается опыт этой работы. Во многих школах при кабинетах создаются специальные лаборантские бригады, которые овладевают правилами техники безопасности и контролируют их соблюдение другими учениками, учатся библиографическим умениям и навыкам, ведут каталог литературы по предмету, делают обзоры новинок литературы по изучаемым темам, организуют выставки научно-популярных брошюр и статей, готовят беседы о работе в кабинете, демонстрируют диафильмы и кинофильмы об организации труда школьника (например, кинофильм «Над раскрытым томом В. И. Ленина»).
В средней школе № 7 Каспийска Дагестанской АССР все ученики обеспечиваются памяткой «Десять условий успешной учебы». Первым условием здесь названа уверенность в своих силах, настойчивое стремление достичь поставленных целей. Вторым—развитие внимания: «Не давай себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям». Третьим условием памятка называет трудолюбие и напоминает известное выражение: «В науке успех решают 1% таланта и 99% потения». Четвертое условие— разумное чередование труда и отдыха. Пятое — «Не заучивай все наизусть, полагайся не только на память, но и на размышления, стремясь узнать причины явлений, ставь больше вопросов «Почему?» Далее ученикам советуют больше опираться в учении на воображение, эмоциональные переживания, возникающие при изучении учебного материала. Седьмой совет связан с развитием самостоятельности; дается он в виде фразы из стихотворения Н. Рыленкова, где говорится, что лучше запоминается дорога не за кем-то вслед, а та, которую по распутице сам искал. Восьмой совет посвящен тому, каким должен быть домашний уголок школьника. Девятый рекомендует больше решать задач, выполнять практических заданий, стремясь работать не только головой, но и руками, постоянно закрепляя свои знания. Наконец, десятый совет посвящен организации работы при выполнении домашних заданий. Здесь рассказывается, как следует приступать к этой работе, как распределять последовательность выполнения заданий, как контролировать правильность их выполнения, как спланировать ответ
"7- д-/ В учебных кабинетах многих школ Ростовской
области вывешиваются такие правила выполнения домашнего задания:
«Ежедневно и тщательно
После возвращения из школы пообедай, отдохни и принимайся за уроки.
Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно я то же время.
Готовь уроки всегда на определенном месте.
Во время подготовки уроков не отвлекайся. Телевизор и радио выключи. К разговорам не при-еяушивайся.
Через 40—50 минут занятий делай перерывы ^„"я отдыха на 10—15 минут.
Лучше начинать подготовку уроков с предме-::»» средней трудности, затем переходить к более тщудным для тебя и под конец — к более легким
- г метам.
-арайся понять то, что учишь. Никогда не зуб-
„ояьзуйся по мере надобности словарями и ся^—очвнками.
Веди встретил непонятное слово, не понял задает—гшриси об этом у старших, у товарища, по-
—зи в справочник.
После выполнения письменной работы тщательно проверь ее.
Составь план ответа.
Расскажи по плану: обдумай заранее, как начнешь рассказ, чем закончишь, какие выводы сделаешь по прочитанному. Если не удалось рассказать о главном с первого раза, бегло просмотри текст еще и расскажи повторно»^-
Говоря о полезности разработки
памяток для учащихся по рациональной
организации учебной
Для улучшения подготовки школьников к труду в народном хозяйстве в школах все больше внимания уделяется отработке навыков рациональной организации производительного труда.
В Марьяновской средней школе Старобешев-
Любая система работы немыслима без оперативного контроля за ее эффективностью и беа своевременной коррекции выявляемых при этом недостатков. Вот почему неотъемлемым элементом внутришкольного и инспекторского контроля в современной школе стала проверка качества формирования у учеников навыков учебного труда. Руководители школ и методических объединений при анализе уроков в беседах с учителями выясняют, какие задачи по формированию общеучебных умений они наметили решить во время урока, какие виды деятельности для этого предусмотрели, какие методы работы избрали и поче-уу. как спланировали дифференцированный подход к учащимся. Такая беседа раскрывает моти-зы. которыми руководствовался учитель при выборе данной структуры урока, делает выводы проверяющих более объективными и корректными. Од-=:зременно это учит педагогов самоанализу урока точки зрения его оптимального планирования, —-ггви.зирует самооценку. Формирование обще--_-^:-ых навыков — длительный и сложный про-который не протекает в завершенном виде ::;к пять минут. Поэтому оцениваются те ^^ения, которые реально можно получить за у:юк. Прежде всего оценивается, насколько :.е: выполняли ученики упражнения, пред-- учителем для развития общеучебных : навыков, насколько справились они с гениями, какие испытывали затруднения, 'г. исправляли ошибки. Весьма полезна самооценка учениками собственного уровня владения определенными умениями и навыками. Ученикам третьих-четвертых классов уже посильна, например, оценка темпа чтения. Ученики четвертого класса адекватно оценивают свой темп письма, свое умение работать с книгой, планировать ответ, проверять правильность ответов на контрольные вопросы учебника. Учебные комиссии, секторы учкома, комитета ВЛКСМ и совета пионерской дружины в школе памяти В. И. Ленина (Горки-Ленинские) и других школах обобщают результаты такой самооценки. С помощью учителей они организуют активную помощь ученикам, рекомендуют доступные книжки, игровые упражнения, выполнение которых может укрепить слабые звенья в культуре учебного труда. Нередко ученику бывает достаточно осознать недостаточное владение тем или иным общеучебным умением, чтобы начать работать над его развитием. Тем более активно протекает эта работа в условиях доброжелательной помощи со стороны учителей и товарищей по классу.
Обобщая сказанное, можно рекомендовать
включить в план работы школы по
оптимизации учебной
v 1. На заседании педагогического
совета или производственном
совещании заслушать доклад
* 2. Организовать самообразование
учителей по теме «Методика
формирования у учащихся
3. Обсудить на заседаниях всех
методических объединений
4. Всем учителям в соответствии с требованиями учебных программ продумывать к каждому троку задачи формирования определенных уме-=лй и навыков, подбирать соответствующие упражнения, задания для учеников.
5. Классным руководителям
—хенпй выделять главное, планировать ответ, читать и писать в должном темпе, осуществлять с—оконтроль. Итоги проверки обсуждать на класс-^ч часе, а также на совещании учителей, пре-
•вяяюших в этом классе («педагогический конси-
- -.-м»1. Здесь же намечать меры дифференциро-
-зого подхода к тем ученикам,
которые имеют _зественные
-е третьей четверти также проводить проверку |:1»мированности навыков учебнто труда. 5. Обооудовать во всех кабинетах уголки «НОТ .з-веака». где вывесить списки рекомендуемой :ы для учеников, советы и рекомендации за дни учебного труда. ":-ъг>1 секторам комитета (бюро) ВЛКСМ,
-жины (пионерского отряда), учебной
•-чкома, родительскому комитету помочь ' -"довании уголков НОТ в кабине-
- беседы для учащихся о разви-.
8. Для желающих учащихся седьмых-
9. Руководителям школ и
10. В конце третьей четверти провести методическую конференцию учителей, актива школьни- . ков и родителей по вопросу «Опыт формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда».
Система работы школы по оптимизации учения органически вписывается во всю деятельность педагогического и ученического коллективов. Если на определенном этапе ей будет уделено несколько больше внимания, то по мере роста опыта учителей и учащихся затраты времени на эту работу будут сокращаться. Оптимизация учебного труда имеет высокий коэффициент полезного действия. Дополнительные затраты на эти цели труда и времени быстро окупаются экономией времени, затрачиваемого школьниками на выполнение домашних заданий, а также усилий учителей. Вот почему обучение учащихся умению учиться является актуальной задачей школы.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
Формирование навыков самостоятельного пополнения знаний, рациональной организации учения в условиях советской школы имеет большое воспитательное значение. Оно может активно содействовать развитию такого ценного идейно-нравственного качества социалистической личности, как стремление трудиться на благо общества, а не только для собственного благополучия. Этим отличается сам подход к проблеме «учить учиться» в социалистической и буржуазной школе.
Школа капиталистических стран тоже уделяет значительное внимание развитию навыков управления, работе с книгой, справочниками, мини-
•о—шьютерами. Но цель этой работы носит узко-
•ртматический характер. В сознание учеников
•к XII ||| 1111, что рациональные приемы труда — е—коб добиться успеха, превзойти других, что это способ эффективного управления людьми и сохра-
•екил своего преимущественного положения. В ——пльных программах США, например, много урвжвений посвящается выбору оптимальных т» риг и и да решения практических задач. Школь-
——— учат, как с помощью справочников избрать ,1|1Г11||"|™||п» и^дтдд вариант перевозок, подобрать луч-
—— сирт растений и лучшую породу скота для „ЯИН—пв региона. По этим вопросам проводятся
Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях