Научная организация труда школьника в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

Работа содержит 1 файл

Научная организация труда школьника в современных условиях.docx

— 458.65 Кб (Скачать)

Значительную помощь школе могут  оказать родители учеников — в  соблюдении норм гигиены труда (размер стола, стула, освещение, проветривание, соблюдение тишины в квартире), режима дня, отдыха и питания, в регулярном закаливании школьников, выработке навыков работы с книгой, справочной литературой, в развитии темпа чтения и письма, в формировании первоначальных библиографических умений и навыков. Как показывает опыт московской школы № 654, для этого надо поставить перед родителями такую задачу, проконсультировать их о наиболее рациональных приемах работы (в частности, подсказать яркие игровые формы), организовать обмен опытом, посоветовать доступную литературу.

Аналогичную работу во многих школах проводят и с воспитателями групп продленного дня, с руководителями кружков. Учителя-воспитатели групп продленного дня могут успешно организовать индивидуальную работу с учениками, так как при наблюдении за выполнением домашних заданий они видят испытываемые при этом затруднения.

Интересен опыт воспитателя группы продленного дня школы № 333 Москвы В. М. Шушуновой, которая внимательно наблюдает за учениками, выявляет, кто из них медленно пишет или читает, кто затрудняется проверить правильность решения примера, задачи. Она отмечает в своем дневнике, кто из учеников не может составить план ответа, кто не обладает устойчивым вниманием, кто проявляет несамостоятельность в работе и сразу же обращается за помощью, не пытаясь преодолеть неизбежные учебные трудности. В каждом из таких случаев В. М. Шушунова дает индивидуальные советы, подбирает специальные упражнения, задания, помогающие школьнику рациональнее организовать свой учебный труд. К каждому из этих школьников учительница затем осуществляет индивидуальный подход на уроках, при подборе домашних заданий, при текущем опросе. Без такой индивидуализации обучения очень часто возникают затруднения в работе с классом, когда три-четыре ученика с замедленным темпом задерживают весь классный коллектив в выполнении учебных заданий. Изучение индивидуальных особенностей учеников, причин имею-вгихся у них пробелов в общеучебной подготовке

•оявзно и в том отношении, что  в таком случае учителя и воспитатели  могут дать более конкрет-

•ддгг- советы родителям — как  лучше помочь де-

-ж— повысить культуру домашнего  учебного

--та-т а.

.1г: показывает опыт школ №  2 Кисловодска, ,2 Алма-Аты, для формирования  навыков зато труда многое  могут сделать учебные ка-

——еты. Здесь могут быть оформлены  стенды

•ЙОТ школьника» с вырезками  из газет, из жур-

•цмг «Пионер», «Вожатый», «Воспитание  школь-

————, где описывается опыт этой работы. Во многих школах при кабинетах  создаются специальные лаборантские бригады, которые овладевают правилами техники безопасности и контролируют их соблюдение другими учениками, учатся библиографическим умениям и навыкам, ведут каталог литературы по предмету, делают обзоры новинок литературы по изучаемым темам, организуют выставки научно-популярных брошюр и статей, готовят беседы о работе в кабинете, демонстрируют диафильмы и кинофильмы об организации труда школьника (например, кинофильм «Над раскрытым томом В. И. Ленина»).

В средней школе № 7 Каспийска  Дагестанской АССР все ученики обеспечиваются памяткой «Десять условий успешной учебы». Первым условием здесь названа уверенность в своих силах, настойчивое  стремление  достичь  поставленных целей. Вторым—развитие внимания: «Не давай себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям». Третьим условием памятка называет трудолюбие и напоминает известное выражение: «В науке успех решают 1% таланта и 99% потения». Четвертое условие— разумное чередование труда и отдыха. Пятое — «Не заучивай все наизусть, полагайся не только на память, но и на размышления, стремясь узнать причины явлений, ставь больше вопросов «Почему?» Далее ученикам советуют больше опираться в учении на воображение, эмоциональные переживания, возникающие при изучении учебного материала. Седьмой совет связан с развитием самостоятельности; дается он в виде фразы из стихотворения Н. Рыленкова, где говорится, что лучше запоминается дорога не за кем-то вслед, а та, которую по распутице сам искал. Восьмой совет посвящен тому, каким должен быть домашний уголок школьника. Девятый рекомендует больше решать задач, выполнять практических заданий, стремясь работать не только головой, но и руками, постоянно закрепляя свои знания. Наконец, десятый совет посвящен организации работы при выполнении домашних заданий. Здесь рассказывается, как следует приступать к этой работе, как распределять последовательность выполнения заданий, как контролировать правильность их выполнения, как спланировать ответ

"7- д-/ В учебных кабинетах  многих школ Ростовской

области вывешиваются такие правила  выполнения домашнего задания:

«Ежедневно и тщательно записывай  домашнее задание. .^ •у^б/^^-

После возвращения из школы пообедай, отдохни и принимайся за уроки.

Приучи себя готовить уроки ежедневно  в одно я то же время.

Готовь уроки всегда на определенном месте.

Во время подготовки уроков не отвлекайся. Телевизор и радио выключи. К разговорам не при-еяушивайся.

Через 40—50 минут занятий делай  перерывы ^„"я отдыха на 10—15 минут.

Лучше начинать подготовку уроков с  предме-::»» средней трудности, затем  переходить к более тщудным для  тебя и под конец — к более  легким

- г метам.

-арайся понять то, что учишь.  Никогда не зуб-

„ояьзуйся по мере надобности словарями  и ся^—очвнками.

Веди встретил непонятное слово, не понял задает—гшриси об этом у старших, у товарища, по-

—зи в справочник.

После выполнения письменной работы тщательно проверь ее.

Составь план ответа.

Расскажи по плану: обдумай заранее, как начнешь рассказ, чем закончишь, какие выводы сделаешь по прочитанному. Если не удалось рассказать о главном с первого раза, бегло просмотри текст еще и расскажи повторно»^-

Говоря о полезности разработки памяток для учащихся по рациональной организации учебной деятельности, надо отметить, что в ряде школ этим увлекаются чрезмерно. Здесь разрабатывается  столько инструкций, указаний, требований, причем нередко в такой усложненной форме, что это ведет к перегрузке как учеников, так и учителей. В этом деле надо соблюдать разумную меру, учитывая реальные возможности учеников данной школы и класса. Главное внимание надо уделять практическому формированию умений, навыков, качеств личности, не надеясь на то, что одной инструкцией можно решить все проблемы.

Для улучшения подготовки школьников к труду в народном хозяйстве в школах все больше внимания уделяется отработке навыков рациональной организации производительного труда.

В Марьяновской средней школе Старобешев-ского  района Донецкой области педагоги активно  привлекают учащихся к составлению  годового плана работы ученической  производственной бригады и входящих в него агрозоотехнического, производственного, опытнического планов. Школьников учат составлять технические карты выращиваемых на полях бригады сельскохозяйственных культур. Членам бригады поручается составлять планы организации труда в звене в соответствии с полученной инструкцией. Затем задание усложняется. Ребятам поручают определить последовательность выполнения операций и нормы выработки при посадке деревьев и кустарников, рассчитать потребность в посадочном материале, удобрениях. Эта работа положительно сказывается на формировании у школьников организаторских навыков.

Любая система работы немыслима  без оперативного контроля за ее эффективностью и беа своевременной коррекции выявляемых при этом недостатков. Вот почему неотъемлемым элементом внутришкольного и инспекторского контроля в современной школе стала проверка качества формирования у учеников навыков учебного труда. Руководители школ и методических объединений при анализе уроков в беседах с учителями выясняют, какие задачи по формированию общеучебных умений они наметили решить во время урока, какие виды деятельности для этого предусмотрели, какие методы работы избрали и поче-уу. как спланировали дифференцированный подход к учащимся. Такая беседа раскрывает моти-зы. которыми руководствовался учитель при выборе данной структуры урока, делает выводы проверяющих более объективными и корректными. Од-=:зременно это учит педагогов самоанализу урока точки зрения его оптимального планирования, —-ггви.зирует самооценку. Формирование обще--_-^:-ых навыков — длительный и сложный про-который не протекает в завершенном виде ::;к пять минут. Поэтому оцениваются те ^^ения, которые реально можно получить за у:юк. Прежде всего оценивается, насколько :.е: выполняли ученики упражнения, пред-- учителем для развития общеучебных : навыков, насколько справились они с гениями, какие испытывали затруднения, 'г. исправляли ошибки. Весьма полезна самооценка учениками собственного уровня владения определенными умениями и навыками. Ученикам третьих-четвертых классов уже посильна, например, оценка темпа чтения. Ученики четвертого класса адекватно оценивают свой темп письма, свое умение работать с книгой, планировать ответ, проверять правильность ответов на контрольные вопросы учебника. Учебные комиссии, секторы учкома, комитета ВЛКСМ и совета пионерской дружины в школе памяти В. И. Ленина (Горки-Ленинские) и других школах обобщают результаты такой самооценки. С помощью учителей они организуют активную помощь ученикам, рекомендуют доступные книжки, игровые упражнения, выполнение которых может укрепить слабые звенья в культуре учебного труда. Нередко ученику бывает достаточно осознать недостаточное владение тем или иным общеучебным умением, чтобы начать работать над его развитием. Тем более активно протекает эта работа в условиях доброжелательной помощи со стороны учителей и товарищей по классу.

Обобщая сказанное, можно рекомендовать  включить в план работы школы по оптимизации учебной деятельности школьников следующие мероприятия:

v 1. На заседании педагогического  совета или производственном  совещании заслушать доклад директора  школы или его заместителя  по учебно-воспитательной работе  на тему «Система работы школы  по формированию у учащихся  навыков рациональной организации  учебного труда».

* 2. Организовать самообразование  учителей по теме «Методика  формирования у учащихся навыков учебного труда». Рекомендовать соответствующую литературу. Поручить подготовить доклады для предстоящей в конце года методической конференции по этой теме.

3. Обсудить на заседаниях всех  методических объединений вопрос  «О содержании и приемах работы  по формированию у учащихся  навыков Учебного труда». Заслушать  при этом не только доклад  руководителя объединения, но  и сообщения некоторых учителей, уже имеющих опыт работы.

4. Всем учителям в соответствии  с требованиями учебных программ продумывать к каждому троку задачи формирования определенных уме-=лй и навыков, подбирать соответствующие упражнения, задания для учеников.

5. Классным руководителям совместно  с учителями проверять в начале года степень сформи-^озанности у учеников навыков работы с книгой,

—хенпй выделять главное, планировать  ответ, читать и писать в должном темпе, осуществлять с—оконтроль. Итоги проверки обсуждать на класс-^ч часе, а также на совещании учителей, пре-

•вяяюших в этом классе («педагогический  конси-

- -.-м»1. Здесь же намечать меры  дифференциро-

-зого подхода к тем ученикам, которые имеют _зественные пробелы  в умениях и навыках. В на-

-е третьей четверти также  проводить проверку |:1»мированности  навыков учебнто труда. 5. Обооудовать  во всех кабинетах уголки «НОТ .з-веака». где вывесить списки  рекомендуемой :ы для учеников, советы и рекомендации за дни  учебного труда. ":-ъг>1 секторам  комитета (бюро) ВЛКСМ,

-жины (пионерского отряда), учебной

•-чкома, родительскому комитету помочь ' -"довании уголков НОТ в  кабине-

- беседы для учащихся о разви-.чебного  труда, о самообразовании зыстазки  литературы на тему «НОТ школьника». Посетить школьников на дому  с целью изучения режима труда  и отдыха, организации рабочего места. Помочь учащимся спланировать свои обязательства к Ленинскому зачету по теме «Самовоспитание», включив в них формирование некоторых навыков рациональной органи-. зации учебного труда.

8. Для желающих учащихся седьмых-восьмых  и девятых-десятых классов организовать  факультативные занятия по теме «НОТ школьника», поручив их проведение наиболее подготовленным учителям.

9. Руководителям школ и методических  объединений при посещении уроков уделять специальное внимание формированию у учащихся навыков учебного труда.

10. В конце третьей четверти  провести методическую конференцию учителей, актива школьни- . ков и родителей по вопросу «Опыт формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда».

Система работы школы по оптимизации  учения органически вписывается  во всю деятельность педагогического  и ученического коллективов. Если на определенном этапе ей будет уделено  несколько больше внимания, то по мере роста опыта учителей и учащихся затраты времени на эту работу будут сокращаться. Оптимизация учебного труда имеет высокий коэффициент полезного действия. Дополнительные затраты на эти цели труда и времени быстро окупаются экономией времени, затрачиваемого школьниками на выполнение домашних заданий, а также усилий учителей. Вот почему обучение учащихся умению учиться является актуальной задачей школы.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА

Формирование   навыков   самостоятельного пополнения знаний, рациональной организации учения в условиях советской школы имеет большое воспитательное значение. Оно может активно содействовать развитию такого ценного идейно-нравственного качества социалистической личности, как стремление трудиться на благо общества, а не только для собственного благополучия. Этим отличается сам подход к проблеме «учить учиться» в социалистической и буржуазной школе.

Школа капиталистических стран  тоже уделяет значительное внимание развитию навыков управления, работе с книгой, справочниками, мини-

•о—шьютерами. Но цель этой работы носит  узко-

•ртматический характер. В сознание учеников

•к XII ||| 1111, что рациональные приемы труда — е—коб добиться успеха, превзойти других, что это способ эффективного управления людьми и сохра-

•екил своего преимущественного положения. В ——пльных программах США, например, много урвжвений посвящается  выбору оптимальных т» риг и и  да решения практических задач. Школь-

——— учат, как с помощью справочников избрать ,1|1Г11||"|™||п» и^дтдд вариант  перевозок, подобрать луч-

—— сирт растений и лучшую породу скота для „ЯИН—пв региона. По этим вопросам проводятся

Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях