Научная организация труда школьника в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

Работа содержит 1 файл

Научная организация труда школьника в современных условиях.docx

— 458.65 Кб (Скачать)

Приступая к составлению конспекта, следует, прежде всего, записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется  статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется  на несколько частей, в каждой части  выделяется самое существенное и  записывается в тетрадь.

Помимо  конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость  законспектировать несколько тематически  близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим. Цель тематического конспекта – как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. На этой основе составляется план конспекта, а затем и сам тематический конспект. Во многих отношениях он приближается к реферату, к докладу на определенную тему.

Работа  с книгой потребует от вас, дорогие  читатели, не только умения разобраться  в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве  произведения, но и умения дать ему определенную оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы. На протяжении всего периода учебы вам, будущие студенты, нужно будет проверять достоверность фактического материала, высказывать к нему свое отношение, увязывать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни.

 

Лариса Полякова

Организованность - ценное личностное качество, необходимое для успешной деятельности человека во всех областях жизни. Организованность в учебной  работе предполагает сформированность ряда умений, которые обеспечивают быстрое включение младших школьников в учебную деятельность, их умение действовать целенаправленно, ориентируясь во времени, предварительно обдумывая  последовательность и способы выполнения задания.

Умение младшего школьника организовать рабочее  место – это умение относиться к внешней организованности и является предпосылкой формирования внутренней организованности. Чтобы сформировать это умение, необходимо проводить работу следующего содержания: ознакомление учащихся с рабочим местом, научить отбирать необходимые учебные принадлежности, показать, как правильно располагать на парте всё, что необходимо для урока; приучать к соблюдению порядка на рабочем месте.

         Умение  организовать своё рабочее место  – первый  и необходимый шаг  в формировании у учащихся  аккуратности, предусмотрительности  и внутренней готовности к  предстоящей работе. Чтобы у детей  сформировался прочный навык   в организации рабочего места,  учитель может проводить игровые  упражнения, в процессе которых  дети учатся отбирать необходимые  учебные принадлежности, правильно  располагать их на парте. Внимание  ребят обращается на то, как  быстрее и удобнее подготовиться  к следующему уроку, затрачивая  при этом минимум времени и  усилий. Дети должны знать, какие  вещи находятся на парте постоянно,  а какие нужно менять в зависимости  от следующего урока. Время  от времени полезно проводить  соревнования «Какой ряд лучше  приготовился к уроку». Ряд –  победитель произносит слова  « Есть у нас девиз такой:  всё, что нужно, - под рукой!»  или « Быть должны всегда  в порядке, наши книжки и  тетрадки» и тд.

         Умение ориентироваться во времени и беречь его – формирование умения имеет большое значение и является одним из главных признаков организованности. В этих целях используется ряд доступных и интересных заданий, которые уточняют ориентацию детей во времени, воспитывают бережное отношение к нему. Например:

а) поднять одновременно с учителем флажок, а опустить самостоятельно, когда покажется, что прошла секунда, минута;

б) подумать, что можно сделать  за минуту;

в) показать учащимся часы и предложить молча посидеть, пока пройдёт минута; затем рассказать, что произошло  за эту минуту (сколько …. выпустил завод, фабрика и тд.

г) проверить, сколько примеров можно  решить за минуту (математика), сколько  слов можно списать за минуту (русский  язык)

д) кукла «Минутка», где вместо тела – часы. Пока стрелка пройдёт  круг, дети должны выполнить задание (подготовить рабочее место, готовность выполнять следующее задание)

         В ориентации  детей во времени, быстром включении  в работу важно использовать  соревнования, игровые моменты, поощрения  и тд.

         Умение планировать учебную работу  – является одной из важнейших задач общетрудовой подготовки учащихся. Формирование умения планировать связано с развитием общих познавательных способностей и воспитанием таких черт, как целенаправленность, предусмотрительность, самоконтроль. В обучении младших школьников необходимость планирования предстоящей работы возникает довольно часто. Например:

а) составление плана прочитанного текста

б) составление плана выполнения творческих работ по развитию речи

в) характеристика природных объектов по предварительно составленному плану

г) моделирование объектов по образцу

д) планирование композиции рисунка

         Чтобы школьники  научились планировать, они должны  овладеть следующими действиями: определить цель работы, выбрать  необходимые приёмы её выполнения; установить их последовательность, уметь себя контролировать в  соответствии с намеченным планом.

         Все компоненты  организованности младшего школьника  формируются непрерывно на протяжении  четырёх лет обучения.

Разработано учителем начальных  классов, МОУ «ООШ № 81», Фиалковской  Н.В.


 

 

 

 

 

  • учебные стратегии
  • методы управления временем
  • навыки ведения здорового образа жизни
  • законы организации рабочего пространства

"В  нашем быстро меняющемся мире  с его скоростью информационного  потока только правильно организованный  труд может быть эффективным  - при минимальных затратах будут  достигнуты максимальные результаты. Учиться этому надо с детства.  Научная организация труда школьника  поможет тебе в этом." (Материал  взят из "Справочника старшеклассника")

Афоризм недели

Хорошая организация  при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации.

 

 

Секция 

«Учебные стратегии»  - создание эскизного проекта креативной модели образования в лицее

Ролевая игра. Технология Диснея (группы Мечтатели – Реалисты – Критики).

Схема модели  тьюторского обучения в лицее.

Разработка идеи создания лицейского сайта дистанционной тьюторской работы «WEB -тьютор»

Разработка идеи проекта тренингового центра поддержки одаренных детей "Мыслитель"

Ввести в лицее должностную  единицу «тьютор» в рамках дополнительного  образования

- Разработать положение о тьюторском  совете 

-Разработать положение о тренинговом  центре поддержки одаренных детей  "Мыслитель"

- Создать сайт дистанционной  поддержки одаренных детей 

«WEB - о тьютор»

- Создать систему мониторинга  личностного роста лицеиста


СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ  УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

К оглавлению

12345678

Система работы по оптимизации учения школь-диков преполагает, что вся  эта деятельность школь; будет четко спланирована в соответствии с ":«е<юваниями государственных программ, будет '~?"оиться с учетом перспективности и преемствен-:ти от класса к классу, сочетать в себе классные внеклассные мероприятия, организуемые не -ько учителями, но и ученическими организа-змд и родителями.

В школе № 654 Москвы все эти моменты  учи-эа-ются при планировании работы педсовета, .^..эвзаодственного совещания, заседаний методи-^веххх объединений  учителей, родительского кока, учкома, комитета ВЛКСМ, совета пионер-дружины. В плане работы школы намечают-•естальные меры, направленные на формирование у учащихся умения рационально организовать свою учебную деятельность. На производственном совещании обсуждаются основные приемы этой работы, на заседаниях    методических объединений — специфика формирования навыков учебного труда по соответствующим циклам учебных предметов. Комитет ВЛКСМ, учком, совет пионерской дружины намечают свои формы работы, вытекающие из решений XVIII съезда комсомола. Помощь в планировании работы по формированию навыков учебного труда оказывает педагогам «Примерное содержание воспитания школьников», разработанное НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В этом документе для учащихся каждого возраста предусмотрены определенные виды деятельности, которые призваны способствовать выработке у учащихся культуры умственного труда. Администрация этой школы создала самые благоприятные условия для рациональной  организации учебной  деятельности школьников: обеспечивает оборудование классов мебелью, соответствующей возрастным особенностям школьников, должное освещение учебных помещений, вентиляцию, нормальный температурный режим в школе, своевременную и качественную уборку классных помещений, организовала нормальное питание детей, оборудовала спортивный комплекс и места для подвижных игр на переменах, обеспечила рациональное планирование и организацию учебного процесса. Грамотно составлено расписание учебных занятий с правильным чередованием учебных предметов в течение дня, а также по дням недели; в последние дни предусматривается щадящий режим. Хорошо продуманы частота и очередность проведения контрольных работ, сочинений и других письменных работ.

В школе № 654 особое значение придается  самообразованию учителей по следующей тематике:

«Методика формирования у учеников умения планировать учебную деятельность», «Формирование у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом учебном материале», «Формы и методы работы по развитию у школьников темпа чтения и письма», «Приемы работы по развитию у учеников навыков работы с книгой», «Способы работы по развитию у школьников навыков самоконтроля». Списки литературы для самообразования учителей вывешиваются в учительской или методкабинете. Опыт самообразования пропагандируется в разделе стенгазеты «Советуем поучиться у коллег».

Система работы должна предусматривать  единство классных и внеклассных мероприятий, взаимодействие классного руководства с активом комсомольской и пионерской организаций, учени-

•--<ким комитетом. В школе № 654 их совместными усилиями проводятся в классах беседы о культуре умственного труда, сообщения отдельных учеников о том, как они организуют свой учебный

-.^ть, выполняют режим труда и  отдыха. Совмест-: учителями и ученическим  активом классные -::зодители организуют  смотры под девизом ^2сь учиться». При подготовке к смотру в  клас-ь проводится взаимопроверка  сформированно-г иавыков учебного  труда, оформляются плака-. " результатами  взаимопроверки, проводятся ишдиавательные  игры-соревнования, оформляются вки  популярных книг, брошюр, журнальных  го быстрочтении, проверке внимания, наблю-ыиости. Такие внеклассные  мероприятия вы-эт 'ю-тъшой интерес  у учащихся младших и v х-:ассов.  Классные руководители с акти-: випродируют соблюдение нормативов  домашней работы учеников (в первом  классе — до 1 часа, во втором — до 1,5, в третьем — 2, в пятом-шестом — 2,5, с седьмом — до 3, в восьмом-девятом — до 4 часов).

Задачам оптимизации учения школьников помогают во многих школах кружковые  и факультативные занятия.

Вот как выглядит программа кружка «Учись учиться» для учащихся третьего класса в школе № 159 Новосибирска: «Режим дня школьника. Твое рабочее  место. Как выполнять домашнее задание. Как научиться отвечать урок. Как  работать с книгой. Как научиться ценить время. Как научиться наблюдать. Как развивать внимание, мышление. Культура общения ученика. Общественная работа школьника. Как организовать свое свободное время».

Для учащихся средних и старших  классов создаются кружки, тематика занятий которых разработана ЦК ВЛКСМ. В ней указаны основные требования к каждой теме, приведен примерный перечень литературы, определены общественно-полезные дела.

Примерный план занятий кружка для  учащихся восьмого класса (15 часов) включает в себя следующие темы:

1. Комсомол и самообразование  (1 час).

2. Учиться у Ленина (1 час).

3. Слагаемые успеха (об организации  времени, воспитании внимания  и памяти, развитии мышления) — 4 часа.

4. Над раскрытой книгой (5 часов).

5. Культура передачи информации (1 час).

6. Консультация (1 час).

7. Итоговое занятие: выпуск устного  журнала для старшеклассников  «Учись быть читателем» (2 часа).

Примерный план занятий кружка для  учащихся девятого класса (15 часов):

1. Всесоюзный Ленинский зачет  и самообразование комсомольцев (1 час).

2. Познай себя, повелевай собой  (развитие воли, способностей, творческого  мышления) — 2 часа.

3. С карандашом в руках (работа  с книгой:

составление тезисов, конспектирование) — 2 часа.

4. Путь к ленинской мысли (организация  работы над произведениями В. И. Ленина) — 3 часа.

5. Учись читать газету (1 час).

6. Секреты ораторского мастерства (2 часа).

7. Научная организация общественной  работы (1 час).

Примерный план занятий кружка для  учащихся десятого класса (15 часов):

1. Роль образования и самообразования  в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, выработке активной жизненной позиции (2 часа).

2. Ленинский подход к познанию  общественных явлений и процессов (3 часа).

3. Ориентироваться в стремительном  потоке политической и научной  информации (1 час).

4. Подготовка реферата (2 часа). о.  Восприятие и фиксирование лекции (1 час). 6. Выбор общественной профессии  (2 часа). •"1-: с-бенно ценно, когда  занятия в факультати-~-: НОТ приобщают  учеников к практическим х-  направленным на улучшение этой  работы аш л~ей школе. Так,  в средней школе .№ 82 Донец-га  згтательница организовала с  учениками выпуск еигжэеты «НОТ  на службе в школе». В одном  из воасеров было рассказано  о результатах провер-I дтс-никами  факультатива условий для заня-—  д учебных мастерских, а также  потерь времени на уроках. Ученики  подсчитали, что эти потери на  шестнадцати уроках составили  112 минут. Были установлены недостатки  в освещении, вентиляции, оснащении  рабочих мест инструментами. Во  время доклада учеников на  совещании учителей были показаны  схемы, приведены соответствующие  расчеты. В результате в школе  были осуществлены меры по улучшению оборудования мастерских, введены предупредительные звонки на урок за две минуты до начала, ученикам было предложено своевременно готовить необходимые принадлежности. Благодаря всему этому в каждом классе ежедневная экономия времени составила до 20 минут.

Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях