Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Научная организация труда школьника в современных условиях
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.
Умения и навыки учебного труда
Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.
Важно выработать у себя чувство времени. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.
Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.
Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.
Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.
Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?
Помните, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.
Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.
Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.
Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.
Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.
Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.
Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».
Опасный враг школьника – невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.
Внимание может быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).
Как развивать произвольное внимание?
Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.
Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.
Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно.
Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.
Мышление- процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.
Мыслительные операции:
- анализ (расчленение на составные части);
- синтез (соединение отдельных частей в единое целое);
- абстракция;
- конкретизация;
- обобщение;
- сопоставление;
- установление причинно-следственных связей.
Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.
Школьный учебник включает в себя:
Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам, как ступенькам восхождения.
Урок складывается из определенных этапов, на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.
Роль и место обучающегося на уроке
Этапы урока |
Задача ученика |
I этап До звонка |
Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку. |
II этап Постановка целей и задач урока |
Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель. |
III этап Опрос домашнего задания |
Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу. Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно. В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение). |
IV этап Изложение учителем нового материала |
Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь. Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя. |
V этап Домашнее задание |
Вы должны подробно записать все, что задано. Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома. |
VI этап Закрепление полученных на уроке знаний |
Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки. |
КАК НУЖНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ОТВЕТА
КАК РЕЦЕНЗИРОВАТЬ ОТВЕТ
Оценивая ответ товарища, подумай,
соответствует ли он следующим требованиям:
КУЛЬТУРА ПИСЬМА
Как работать с книгой
Учиться – означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками
Учиться – означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику, абитуриенту очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками работы с ней.
Необходимо научиться делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге определения для подтверждения или опровержения выдвинутого теоретического положения и т.д. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить реферат, сделать обзор литературы по определённой теме, выступить с докладом и т.д.
Очень важно четко представлять, как построена книга, уметь отобрать самое главное, основное. Целесообразным является ведение записей. Их составление и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания. Обычно это такие формы записи прочитанного материала, как план, тезисы, выписки, конспект. Поговорим о них подробнее.
План – это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты: чтение книги (статьи), деление прочитанного на части, краткое наименование каждой части. Различают простой и сложный план. Простой план – это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги). В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой. Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.
Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.
Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли. Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала – например, для доказательства выдвинутого положения.
Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.
Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же – при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.
Цитатой называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях – они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты. Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.
Цитата, приводимая в заголовке произведения или перед отдельными главами, называется эпиграфом. В нем обычно выражается основная мысль автора или его отношение к описываемым событиям. Эпиграфы широко используются и в письменных работах учащихся.
Конспект является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект – это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.
Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях