Научная организация труда школьника в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

Работа содержит 1 файл

Научная организация труда школьника в современных условиях.docx

— 458.65 Кб (Скачать)

Научная организация труда школьника  в современных условиях

 

 

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.

Работать  в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

Для школьника  важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.

Умения и навыки учебного труда

 

Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.

Важно выработать у себя чувство времени. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.

Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.

Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.

Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.

 

Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?

 

Помните, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.

Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.

Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.

Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.

Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.

Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.

Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».

 

 

 

 

 

 

 

 

Опасный враг школьника – невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.

Внимание может быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).

 

Как  развивать произвольное внимание?

 

  1. Ясно  представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели.
  2. Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто.
  3. Устойчивости внимания помогут записи в тетради.

 

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.

 

Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.

Старайтесь  пользоваться всеми тремя видами одновременно.

Отбирайте для запоминания  только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.

 

Мышление- процесс познания общих и существенных свойств  предметов и явлений.

Мыслительные  операции:

- анализ (расчленение на составные  части);

- синтез (соединение  отдельных частей в единое  целое);

- абстракция;

- конкретизация;

- обобщение;

- сопоставление;

- установление  причинно-следственных связей.

 

Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.

 

Школьный  учебник включает в себя:

 

  1. основной текст (вводный, информационный, обобщающий, заключительный);
  2. дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений);
  3. пояснительный текст (постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям);
  4. методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля);
  5. иллюстративные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основатель  гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное  место в процессе обучения отводит урокам, как ступенькам восхождения.

 

Урок складывается из определенных этапов, на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.

 

Роль и место обучающегося на уроке

 

 

Этапы урока

 

Задача ученика

 

I  этап

До звонка

 

Приготовьте к уроку все учебные  пособия и стоя встречайте учителя  в знак уважения к нему и к уроку.

II этап

Постановка целей и  задач урока

 

Внимательно прослушайте тему урока  и учебную цель. Запишите это в  свою тетрадь и на протяжении всего  урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель.

III этап

Опрос домашнего задания

 

Внимательно слушайте вызванного ученика  и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким  и по существу.

Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно.

В конце ответа нужно сделать  вывод (обобщение).

IV этап

Изложение учителем нового материала

 

Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь.

Все, что непонятно, тут же спрашивайте  учителя.

V этап

Домашнее задание

 

Вы должны подробно записать все, что  задано.

Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой  последовательности будете выполнять  задание дома.

VI этап

Закрепление полученных на уроке знаний

 

Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки.


 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КАК НУЖНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ

 

 

  1. Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  3. Конспектированию предшествует составление плана.
  4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы указывается точно.
  6. Изложение текста дается, сжато, но основные мысли, и аргументы записываются подробно.
  7. В конспекте можете использовать цитаты.
  8. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут вам в работе.

 

 

 

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ОТВЕТА

 

    • Внимательно прочитай текст.
    • Раздели его на части, выдели в каждой части главную мысль.
    • Озаглавь части.
    • В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
    • Проверь, все ли основные идеи нашли отражение в плане.

 

       

 

 

 

КАК РЕЦЕНЗИРОВАТЬ ОТВЕТ

 

Оценивая ответ товарища, подумай,

 соответствует ли он следующим требованиям:

 

    1. Полнота и правильность изложения сообщения, выводов, терминов.
    2. Последовательность и краткость изложения.
    3. Использование и объяснение новых экономических понятий.
    4. Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинные паузы, бедность речи).
    5. Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.

 

 

 

 

 


 

 

КУЛЬТУРА ПИСЬМА

 

  • Красиво оформляй свою работу, содержи в порядке и чистоте свои записи.
  • Между заголовком и работой пропускай строку.
  • Соблюдай красную строку и поля (4 клетки).
  • Строчки дописывай, переноси слова согласно слога.
  • Избегай повторения слов и шаблонных выражений.
  • Пользуйся разными стилями литературной речи.
  • Рисунки выполняй только карандашом (простым или цветным).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как работать с книгой

 

Учиться – означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками

Учиться – означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику, абитуриенту очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками работы с ней.

Необходимо  научиться делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге  определения для подтверждения  или опровержения выдвинутого теоретического положения и т.д. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить реферат, сделать обзор литературы по определённой теме, выступить с докладом и т.д.

Очень важно четко представлять, как  построена книга, уметь отобрать самое главное, основное. Целесообразным является ведение записей. Их составление  и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания. Обычно это такие формы записи прочитанного материала, как план, тезисы, выписки, конспект. Поговорим о них  подробнее.

План – это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты: чтение книги (статьи), деление прочитанного на части, краткое наименование каждой части. Различают простой и сложный план. Простой план – это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги). В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой. Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.

Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений  статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти  в тексте основные положения, выдвигаемые  автором, выписать их и расположить  в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской  мысли. Во втором случае в тексте находят  основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала – например, для доказательства выдвинутого положения.

Работа  над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.

Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же – при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.

Цитатой называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях – они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты. Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.

Цитата, приводимая в заголовке произведения или перед отдельными главами, называется эпиграфом. В нем обычно выражается основная мысль автора или его отношение к описываемым событиям. Эпиграфы широко используются и в письменных работах учащихся.

Конспект является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект – это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.

Информация о работе Научная организация труда школьника в современных условиях