Народная игрушка на заняиях по развитию речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.

Работа содержит 1 файл

Диплом Нар игруш..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

      В музее на выставке обычно работает экскурсовод, который рассказывает об экспонатах. Разбившись на группы, дети готовят рассказ об определенной игрушке. Воспитатель предупреждает, что каждый из них должен быть готов сыграть роль экскурсовода - представлять игрушки на выставке: «расскажите об игрушке так, чтобы посетителю музея стало интересно и понятно, какие игрушки представлены на выставке».

      Миша  берет «микрофон» и указку и рассказывает об игрушке (деревянная лошадка).

  • Это лошадка. Она сделана из дерева, а грива и хвост из тоненькой коры дерева. С лошадкой можно играть.
  • Почему ты рекомендуешь деревянную лошадку на выставке?

 - Она очень красивая, не очень большая. 
- Какие особенности у этой игрушки?

  • У лошадки нет ног, как у настоящей лошадки. Они у нее очень маленькие.
  • А как ты думаешь, почему она так сделана?

- Потому что мастер так задумал и это ее особенность. 
Следующий ребенок Саша (глиняная игрушка - свистушка).

  • Почему ты выбрал эту игрушку? Чем она тебя привлекла? Опиши эту игрушку.
  • Она мне понравилась тем, что в нее можно свистеть, и насвистывать разные мелодии, хотя звук у нее глухой. Она сделана из глины. Игрушка имеет форму птицы. Туловище вытяжное, а в место хвоста у нее дырочка, в которую дуешь, и получается свист. Она не очень большая, не яркая, раскрашена одним цветом.

    Воспитатель обращается к другому ребенку - Оле, у нее матрешка.

  • Скажи, пожалуйста, Оля, почему ты выбрала эту игрушку?
  • Я выбрала матрешку, потому что она очень красивая, яркая.
  • Расскажи о матрешке поподробнее.

       Матрешка сделана  из дерева. Она имеет форму бочонка. Голова у нее как будто срезана. Матрешка очень красивая. Она расписана в основном красным цветом, но есть и зеленый и чуть-чуть черный. Матрешку можно раскладывать. Из одной выходит другая. Воспитатель обращается к другому ребенку - Ане (у нее человек из де рева).

    -У меня  игрушка - человек из дерева.

  • Почему ты представляешь именно эту игрушку?
  • Потому что она очень веселая.
  • Что еще ты можешь рассказать об этот игрушке?
  • Она не очень большая. Мужичек как настоящий. У него есть руки, ноги. Лицо как настоящее.
  • Хорошо, кто еще хочет рассказать о какой-либо игрушке?
  • Я хочу.
  • Пожалуйста, Лена.
  • Я тоже хочу рассказать о человечке из дерева. Из дерева вырезан сельский мужичек. Он в лаптях. Руками он крепко держит сноп. Лицо у него усталое, глаза грустные. Он как живой.

    Воспитатель обращается к другому ребенку - Наде.

  • Надя, о какой игрушке ты хочешь всем нам рассказать?
  • Я хочу рассказать о матрешке, только о другой, не о той, про которую рассказывала Оля.
  • Пожалуйста, начинай.
  • Мне понравилась вот эта матрешка (показывает указкой). И я хочу о ней рассказать. В одной матрешке спрятались целых пять, начиная с большой, кончая маленькой. Они все в нарядных фартуках и сарафанах, в расписных платках. Платки у них красные. Они сделаны из дерева. Матрешки красиво раз украшены: глаза у них коричневые, губы красные, а щеки румяные.
  • На этом мы заканчиваем выставку мордовских народных игрушек. Все были хорошим экскурсоводами.

      Интерес к занятиям-выставкам у детей  очень велик. Они играют в вы ставки и в свободное время.

      Еще один вид занятий, который помогает ребенку в формировании описательной речи - это занятия на сравнение.

Тема  занятия 8 «Хоровод матрешек»

       Цель: учить детей сравнивать и описывать аналогичные игрушки; приобщать ребенка к национальной культуре через народную игрушку.

    Материал: русские  и мордовские матрешки.

      Методика  проведения занятия.

      -Дети  сидят полукругом, перед ними  на столе стоят матрешки, русские  и мордовские.

       - Ребята, давайте внимательно посмотрим на стол. Что вы видите на 
нем?

  • Матрешек.
  • А каких матрешек? Они все одинаковые, Аня?
  • Нет не все. Есть похожие, но не одинаковые.
  • Давайте внимательно посмотрим на эту матрешку (воспитатель указывает на русскую).
  • Опиши ее, пожалуйста, Вера.
  • Это матрешка. Она в нарядном сарафане и в расписном платье. Мат решка сделана из дерева, красиво разукрашена разными цветами: белым, красным, зеленым, желтые, голубым. Глаза у нее черные, губы красные, а щеки румяные (Вера берет матрешку в руки). А еще из этой матрешки появляется целых пять, начиная с большой и кончая маленькой. Они расписаны все одинаково.
  • Молодец, Вера. А теперь давайте опишем вот эту матрешку (указывает на мордовскую). Пожалуйста, Аня.

Это матрешка. Она сделана из дерева. В этой матрешке еще спрятались целых пять матрешек (она берет в руки и по одной вытаскивает, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой). Они расписаны почти одним цве том: красным. Только по низу у них рисунок, есть плоские квадратики, крестики. Глаза у них голубые, щеки румяные, а губы красные.

       -Умница, Аня. Ребята, а теперь давайте сравним матрешек. Давайте найдем у них общие черты.

  • Они сделаны из дерева.
  • В них прячутся другие матрешки, поменьше.
  • У них одинаковые лица, они круглые.
  • Молодцы, ребята. А что у них разного?
  • Некоторые разной формы.
  • А кто по национальности наши матрешки?
  • Одни - мордовки, а другие - русские.
  • Почему ты так решила, Надя?
  • Потому, что они одеты в национальные костюмы.
  • Правильно. А теперь давайте сделаем хоровод из всех матрешек. Пусть русские матрешки вместе с мордовскими будут водить хоровод.

      Это занятие очень понравилось детям, так как материал был очень  красочен и доступен детям.

      С целью формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста можно проводить занятия, на которых  ребенок непосредственно может  потрогать игрушку, поиграть с ней.

      Тема  занятия 9 « Мордовская игрушка - свистулька в музее игрушек»

       Цель: приобщать детей к народной культуре через игрушку; формировать связную речь через описание народной игрушки; формировать умение последовательного строить высказывания.

       Материал: деревянные и глиняные свистульки.

      Методика  проведения занятия.

    Воспитатель представляет детям свистульки: деревянные и глиняные.

       Дети все  сидят полукругом, перед ними расставлены  мордовские игрушки-свистульки.

  • Дети сегодня мы с вами будем рассказывать о мордовской игрушке-свистульке. Леша, расскажи, что ты видишь перед собой? Я вижу свистульки. Они все разные: есть глиняные, есть деревянные. Игрушки-свистульки все раз ной формы. Есть большие и маленькие. Они в виде птиц, лошадок, даже есть в форме медведя.
  • Возьми наиболее понравившуюся и посвисти в нее.
  • Расскажи, какой звук этой игрушки и почему.
  • У лошадки звук звонкий потому, что она деревянная.
  • Опиши ее.
  • Игрушка-свистулька имеет форму лошадки. Сделана она из дерева. У нее только голова и передние ноги. А сзади у игрушки нет хвоста, вместо него вытянутая в виде дудочки свистулька, в которую можно свистеть.
  • Молодец, Алеша. Яна, а теперь ты иди, расскажи нам о свистульке.
  • Мне понравилась свистулька в виде медведя. Она не очень большая. Сделана свистулька из глины. Игрушка-свистулька прямо как настоящий мед ведь, только маленький.
  • Посвисти в нее. Какой у нее звук?
  • Ой, у нее звук глухой, похож на рычание медведя.
  • Молодец, Яна. Кто еще хочет рассказать о игрушках-свистульках? Пожалуйста, Вера.
  • Молодцы ребята. Все были очень активны. А теперь можете взять игрушки-свистульки и поиграть в них.

      Это занятие вызвало большой эмоциональный  отклик, так как дети мог ли поиграть с игрушками.

      Так же для улучшения описательной речи ребенка целесообразно использовать мордовскую игрушку вне занятий, например, на занятиях по лепке или изо-деятельности.

      Позитивное  влияние на развитие положительного отношения к объектам декоративно-прикладного искусства оказывает организация эстетической среды, которая способствует формированию эстетического вкуса, творческого начала в личности ребенка, развитию речи. Поэтому для организации эстетической обстановки в групповой комнате созданы «зона» по ознакомлению детей второй младшей группы с народным искусством, богатая предметным содержанием: здесь были представлены изделия быта, игрушки (глиняные и деревянные), национальная одежда. Благодаря «зонированию» дети имели возможность не только рассмотреть образцы декоративно-прикладного искусства, но и подержать их в руках, обследуя предмет, а затем выбрать в качестве образца-рассказа. «Зона» национальной книги содержит обширную литературу по искусству родного края, детские журналы и произведения авторов-земляков, как на русском, так и на мокша (эрзя) языках.

      Впитывая  ту эстетическую атмосферу, которая окружает, познавая красоту и богатство родного края, ребенок стремится к созданию собственных образов в процессе собственной речевой деятельности.

      Таким образом, специально организованные занятия  и организованная среда способствуют свободному общению детей с педагогом и друг с другом, дают уверенность в себе, в свои силы, ощущение восхищения, радости от полученных результатов успешной деятельности, создавая, тем самым, благоприятную обстановку эмоциональной и психологической защищенности.

      Продолжая знакомство с предметами декоративно-прикладного  искусства, направленное на активное усвоение образных представлений и расширение интереса детей о художественных особенностях рассматриваемого искусства, педагог учит отмечать своеобразие народной игрушки, видеть те выразительные средства, с помощью которых мастер передает характер образа птицы, животного, человека.  
 
 

 

Заключение

     В процессе исследования эффективности  и целесообразности использования  интегрированных занятий развития речи и изобразительного искусства в детском саду мы проанализировали различные материалы по данной проблеме, и пришли к следующим выводам:

    - необходимость межпредметных связей заключена в самой природе 
    мышления, диктуется объективными законами высшей нервной 
    деятельности, законами психологии и физиологии;

  • обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у детей способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;
  • систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи - одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
  • образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе детского сада;
  • интеграция изобразительного искусства и развития речи в детском саду на практике используется не в полной мере, так как для этого многие воспитатели недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою очередь требует более глубокой методической проработки интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в детском саду.

Экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее  гипотезу о том, что процесс речевого развития дошкольника будет более  эффективным, если в образовательном процессе использовать цикл интегрированных занятий, построенных на основе приобщения детей к изобразительном} искусству.    При    этом    активизация    взаимосвязи    с    изобразительным

искусством на занятиях по развитию речи позволит:

      /

    - формировать   высокую  языковую   культуру  и  внутренне  единое

художественно-эстетическое сознание;

  • формировать творческий подход к языковому образованию;
  • глубоко понимать изучаемое;

     - устанавливать органическую связь между искусством слова и 
изобразительным искусством и более основательно понимать особенности 
каждого из них.

Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи