Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа
Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.
В музее на выставке обычно работает экскурсовод, который рассказывает об экспонатах. Разбившись на группы, дети готовят рассказ об определенной игрушке. Воспитатель предупреждает, что каждый из них должен быть готов сыграть роль экскурсовода - представлять игрушки на выставке: «расскажите об игрушке так, чтобы посетителю музея стало интересно и понятно, какие игрушки представлены на выставке».
Миша берет «микрофон» и указку и рассказывает об игрушке (деревянная лошадка).
- Она очень красивая, не очень большая.
- Какие особенности у этой игрушки?
- Потому что мастер так задумал и это ее особенность.
Следующий ребенок Саша (глиняная игрушка - свистушка).
Воспитатель обращается к другому ребенку - Оле, у нее матрешка.
Матрешка сделана из дерева. Она имеет форму бочонка. Голова у нее как будто срезана. Матрешка очень красивая. Она расписана в основном красным цветом, но есть и зеленый и чуть-чуть черный. Матрешку можно раскладывать. Из одной выходит другая. Воспитатель обращается к другому ребенку - Ане (у нее человек из де рева).
-У меня игрушка - человек из дерева.
Воспитатель обращается к другому ребенку - Наде.
Интерес к занятиям-выставкам у детей очень велик. Они играют в вы ставки и в свободное время.
Еще один вид занятий, который помогает ребенку в формировании описательной речи - это занятия на сравнение.
Тема занятия 8 «Хоровод матрешек»
Цель: учить детей сравнивать и описывать аналогичные игрушки; приобщать ребенка к национальной культуре через народную игрушку.
Материал: русские и мордовские матрешки.
Методика проведения занятия.
-Дети сидят полукругом, перед ними на столе стоят матрешки, русские и мордовские.
- Ребята,
давайте внимательно посмотрим на стол.
Что вы видите на
нем?
Это матрешка. Она сделана из дерева. В этой матрешке еще спрятались целых пять матрешек (она берет в руки и по одной вытаскивает, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой). Они расписаны почти одним цве том: красным. Только по низу у них рисунок, есть плоские квадратики, крестики. Глаза у них голубые, щеки румяные, а губы красные.
-Умница, Аня. Ребята, а теперь давайте сравним матрешек. Давайте найдем у них общие черты.
Это
занятие очень понравилось
С целью формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста можно проводить занятия, на которых ребенок непосредственно может потрогать игрушку, поиграть с ней.
Тема занятия 9 « Мордовская игрушка - свистулька в музее игрушек»
Цель: приобщать детей к народной культуре через игрушку; формировать связную речь через описание народной игрушки; формировать умение последовательного строить высказывания.
Материал: деревянные и глиняные свистульки.
Методика проведения занятия.
Воспитатель представляет детям свистульки: деревянные и глиняные.
Дети все сидят полукругом, перед ними расставлены мордовские игрушки-свистульки.
Это
занятие вызвало большой
Так
же для улучшения описательной речи
ребенка целесообразно
Позитивное влияние на развитие положительного отношения к объектам декоративно-прикладного искусства оказывает организация эстетической среды, которая способствует формированию эстетического вкуса, творческого начала в личности ребенка, развитию речи. Поэтому для организации эстетической обстановки в групповой комнате созданы «зона» по ознакомлению детей второй младшей группы с народным искусством, богатая предметным содержанием: здесь были представлены изделия быта, игрушки (глиняные и деревянные), национальная одежда. Благодаря «зонированию» дети имели возможность не только рассмотреть образцы декоративно-прикладного искусства, но и подержать их в руках, обследуя предмет, а затем выбрать в качестве образца-рассказа. «Зона» национальной книги содержит обширную литературу по искусству родного края, детские журналы и произведения авторов-земляков, как на русском, так и на мокша (эрзя) языках.
Впитывая ту эстетическую атмосферу, которая окружает, познавая красоту и богатство родного края, ребенок стремится к созданию собственных образов в процессе собственной речевой деятельности.
Таким образом, специально организованные занятия и организованная среда способствуют свободному общению детей с педагогом и друг с другом, дают уверенность в себе, в свои силы, ощущение восхищения, радости от полученных результатов успешной деятельности, создавая, тем самым, благоприятную обстановку эмоциональной и психологической защищенности.
Продолжая
знакомство с предметами декоративно-прикладного
искусства, направленное на активное усвоение
образных представлений и расширение
интереса детей о художественных
особенностях рассматриваемого искусства,
педагог учит отмечать своеобразие народной
игрушки, видеть те выразительные средства,
с помощью которых мастер передает характер
образа птицы, животного, человека.
В
процессе исследования эффективности
и целесообразности использования
интегрированных занятий
- необходимость
межпредметных связей заключена в самой
природе
мышления, диктуется объективными законами
высшей нервной
деятельности, законами психологии и физиологии;
Экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу о том, что процесс речевого развития дошкольника будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать цикл интегрированных занятий, построенных на основе приобщения детей к изобразительном} искусству. При этом активизация взаимосвязи с изобразительным
искусством на занятиях по развитию речи позволит:
/
- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое
художественно-эстетическое сознание;
- устанавливать
органическую связь между искусством
слова и
изобразительным искусством и более основательно
понимать особенности
каждого из них.
Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи