Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа
Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.
Дети младшего дошкольного возраста вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания в новых условиях, на занятиях других видов деятельности. Поэтому наиболее экономным путем воспроизведения знаний смежных занятий является напоминание воспитателем того, что уже известно детям.
Подготовка направленности внимания детей ко вновь изучаемому - первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами: сообщить детям о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны из ранее изучаемого смежного занятия; поставить вопрос, ответ на который требует припоминания материала смежного занятия; дать задание на припоминание другого занятия; привлечь известное произведение, художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец, организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов [40,32].
В процессе обучения дети узнают много новых фактов и положений, выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима систематическая работа по закреплению изученного материала. Закрепление необходимо и для того, чтобы дети могли использовать полученные знания и умения в дальнейшей познавательной деятельности.
Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании детей те следы и связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал, что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем [14].
Историей педагогики накоплен немалый опыт использования произведений изобразительного искусства на занятиях по развитию речи.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический - вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего, всего нового вызывает потребность отразить это в своем творчестве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке [22,69].
Таким
образом, межпредметные связи - важнейший
фактор оптимизации процесса обучения,
повышения его
Эффективным средством речевого развития в младшем дошкольном возрасте является изобразительная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении и как одна из ее разновидностей – народная игрушка.
В программе воспитания и обучения выделяются задачи и методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с народной игрушкой:
1) развивать устойчивый интерес к произведениям народного искусства;
2) учить детей самостоятельно передавать характерные особенности пластики, пропорции и динамику формы народной игрушки. Учить поэтапному выполнению работы;
3) знакомить детей со скульптурой малых форм, выполненной народными мастерами, их выразительными средствами.
При ознакомлении детей с произведениями народного искусства необходимо учитывать тот уровень знаний и технических умений, которым дети овладели в предыдущей группе, и на этой основе строить дальнейший процесс обучения.
В этом возрасте педагог знакомит детей с народной игрушкой, изображающей различных птиц, животных, человека; с изделиями, изготовленными на территории Мордовии: керамической посудой (ваза, чаша, кувшин), деревянной посудой (ложка, ковш).
Педагог предлагает детям вылепить посуду (например, блюдо) из целого комка глины, расписывать изделия гуашью.
Расширяя кругозор детей, педагог дает им новые знания об изделиях, изготовленных на территории России, Мордовии, что способствует развитию речи, художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Знакомя детей с народной игрушкой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида народного искусства. Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по декоративной лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.
Во время знакомства со скульптурой малых форм педагог формирует у детей умение рассматривать их со всех сторон, видеть характер образа, выделять средства выразительности.
Дети не только знакомые образы «птиц» по типу народной игрушки, но и выполняют новые для них изображения животного (конь) и человека (барыня, военный). Педагог учит детей видеть в предмете и передавать в речи особенность формы, движения, характерные детали (рот, нос, глаза).
Развивается речь детей и на занятиях по изготовлению народной игрушки. Перед тем как изготовить игрушку, дети рассматривают иллюстрации с ее изображением, обследуют предмет, выбирают нужный способ лепки. Затем выполняют работу с объяснением задания и частичным показом выполнения работы педагогом. Для росписи готовых игрушек используется гуашь красно-коричневого, оранжевого цвета. Педагог учит детей и изготовлению посуды по типу мордовской гончарной посуды. Дети совместно с педагогом определяют характерные особенности данного вида посуды, анализируя форму и способы изготовления, рассматривают иллюстрации с изображением посуды, знакомятся с процессом ее изготовления, выделяют элементы росписи (волнистые линии, полосы, мазки). Цвет гуаши для росписи посуды - красно - коричневый с оттенками желтовато - зеленого (зеленый цвет используют для росписи отдельных элементов).
Педагог совместно с детьми может организовать выставку их лепных работ по типу мордовской игрушки и пригласить детей из другой группы. Если есть возможность, то организуется встреча с мастером-игрушечником.
Дети учатся не только описывать народную игрушку, передавая ее характерные особенности, но и пытаются создать сюжетный рассказ.
Дети старшего дошкольного возраста свободно выбирают темы для рассказывания о народном декоративном творчестве. Педагог направляет творчество детей, помогает каждому довести начатый рассказ до конца, правильно передать форму игрушки, ее описание, подобрать соответствующий словарь, красиво закончить рассказ.
В течение учебного года дети на занятиях по развитию речи периодически знакомятся с произведениями народного декоративного творчества. Эта тема интересна и увлекательна для них. Они часто наблюдают разных животных, слушают рассказы о них, с их изображением дети встречаются, рассматривая картинки, иллюстрации, скульптуры разных форм. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе создания декоративной композиции, педагог учит детей пользоваться различными выразительными средствами, а именно, изображать форму предмета и его действие; передавать характерные детали и фактуру, стилизацию той или иной народной росписи. Например, при изображении птиц сначала выполняются основные объемы: туловище, шея, голова, хвост, а затем переходят к деталям, фактуре и орнаментации изделия, причем воспитатель требует четкого изображения основных форм и наиболее ярких деталей, соответствующих виду народной росписи. Во время лепки дети могут сравнивать свою работу с аутентичным изделием, который стоит перед ними; кроме того, у них должна появиться потребность во время лепки видеть предмет со всех сторон [53, 33]. Прежде чем создать изображение, дети наблюдают, рассматривают изделия народных мастеров. Важно, чтобы они научились подмечать характерное, интересное, красивое. Для выразительной декоративной лепки детям необходимо знать, каковы повадки животных, как изменяется форма тела животного, находящегося в движении. Для этого во время просмотра народных игрушек нужно обращать внимание детей на то, как изогнута шея у птицы, которая пьет; как запрокинута ее голова, когда она поет. Эти наблюдения помогут детям сделать образ выразительным [53, 41].
Перед просмотром народных игрушек желательно предупредить детей, что они будут рассказывать о той или иной игрушке. Подобные предупреждения делают наблюдения целенаправленными, дети становятся внимательнее, точнее подмечают особенности объекта. Во время наблюдений детям задают вопросы, направляющие их внимание на выразительные стороны животного, птицы [29, 26].
Кроме аутентичных изделий, с детьми рассматривают картинки, иллюстрации в книгах, рисунки в тематических альбомах по народным промыслам, где персонажи изображаются в разных положениях. Графические изображения помогают детям понять многообразие действий живых существ, положение частей тела в зависимости от движения, то, что не всегда можно заметить на живых объектах. Рассматривание иллюстраций помогает детям накапливать зрительные образы, которые лягут в основу их рассказов.
Во время занятий по развитию речи педагог показывает некоторые приемы изображения народных игрушек. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо демонстрировать их каждый раз. Чаще педагог пользуется объяснением в начале занятий, беседует с детьми, уточняя основные выразительные средства. Успешное обучение рассказыванию во многом зависит от того, как осуществляется руководство детьми во время занятия.
Таким образом, речь детей 3-4 лет в процессе обучения значительно совершенствуется. Прежде всего, в активный словарь ребенка входит множество новых слов. У детей чаще появляется желание дополнить свой рассказ новыми словами, деталями, которые украсят его и сделают более выразительным. Основными направлениями использования на занятиях по развитию речи произведений народного искусства являются:
- развивать речь детей младшего дошкольного возраста
- научить видеть красоту предметов народного искусства;
- воспитывать любовь к народным промыслам;
-
научить отличать один
-
использовать в своей речи слова,
обозначающие декоративные элементы,
образ, характер.
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию народной игрушки на занятиях по развитию речи
2.1 Изучение уровня речевого развития детей младшего
дошкольного
возраста
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МДОУ
Цель констатирующего эксперимента: - выявить уровень речевого развития детей.
В течение данного этапа с детьми проводилось исследование, в ходе которого применялась методика на определение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Методика № 1 «Назови слова»
Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Методика проведения: взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи