Народная игрушка на заняиях по развитию речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.

Работа содержит 1 файл

Диплом Нар игруш..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

2.2 Методические рекомендации  по использованию  народной игрушки  на занятиях по  развитию речи 

     Учитывая  полученные результаты констатирующего  этапа опытно-экспериментальной работы по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи, была сформулирована цель формирующего этапа, которая заключалась в разработке и апробации систематизированной серии занятий по развитию речи, предполагающей использование народной игрушки. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

     1. Определить художественные особенности  и средства выразительности народной  игрушки и керамики.

     2. Провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась в два этапа:

     1 этап – подготовительный, который предполагал дальнейшее знакомство детей с разнообразными видами народной игрушки, приемами и способами композиционного и цветового оформления народных игрушек в процессе рассматривания и изучения.

     На  данном этапе осуществлялись следующие  виды работ:

     -беседа  с детьми о разнообразии видов  народного искусства, их художественных  особенностях;

     - рассматривание тематических альбомов  по теме с целью закрепления материала предыдущей беседы;

     - «зонирование» групповой комнаты  произведениями народного искусства.

     2 этап – основной. Он позволил провести серию занятий по развитию речи с использованием мордовской народной игрушки.

       Процесс обучения на проведенных занятиях строился с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально - волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

      При проведении занятий учитывались  следующие методические принципы:

  1. постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу);
  2. постоянная активизация в ходе занятия;
 
  1. определенная  последовательность опроса детей при  рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем  из средней);
  2. перенесение отработки связного рассказывания со слабыми детьми на индивидуальные занятия.

       Проводимые  занятия условно были распределены на три этапа. На занятиях подготовительного  этапа у детей формировали  навыки и умения выделять в наблюдаемом  объекте его части и признаки, группировать их, описывать их предложениями, устанавливать связи между предложениями. Использовались приемы: вопросы, дидактические упражнения, показ способов соединения предложений. Все это позволяло преодолеть ряд трудностей, с которыми встречается ребенок при составлении самостоятельного описания.

      На  втором этапе у детей формировались  элементарное осознание структуры  описания, умение правильно отбирать признаки и располагать их в определенной последовательности, правильно завершать описание.

      Третий  этап проходит не по традиционной методике                                  Э. П. Коротковой, а по методике В. В. Гербовой [12, 126], отвечающей требованиям, предъявляемым к занятиям с высоким результатом обучения. Это такие занятия-выставки, как «Хоровод - матрешек».

      На  первых занятиях главным было формирование у детей представления о структуре описания: в начале высказывания надо назвать объект описания и с учетом начала выделять его части. В игровых ситуациях дети учились называть объект, замечать несоответствие между начальной фразой и отобранными признаками; продолжать описании объекта по его началу с помощью педагога и других детей. Также детей знакомили с термином «описание», учили составлять высказывания - описание, формировали у них представление о функциональном назначении описания.

      На  последнем занятии особое внимание детей привлекалось, прежде всего, к  концовке, завершению описания. В этих целях применялись объяснения и показ способов формирования завершающей части, в которой выражается отношение к описываемому объекту.

       При описании игрушки раскрылись ее свойства, назначение, уточнялись форма, путем перечисления признаков предмета.

      В процессе проведения формирующего эксперимента нами было отмечено, что на занятиях по обучению детей описанию народной игрушки возникают определенные трудности, поскольку основная часть занятия - самостоятельное составление рассказов детьми - утомительна как для детей, так и для воспитателей.

      Анализ  методической литературы привел нас  к выводу о том, что трудности обучения младших дошкольников описательным рассказам связаны с недооценкой некоторых компонентов, составляющих учебную деятельность (цель, мотив, способы достижения поставленной цели).

     Ниже  мы приводим примерную серию занятий  по развитию речи на материале народной игрушки. 

Таблица 1 - Серия занятий по развитию речи на материале народной игрушки

№ п/п Тематика  занятий Содержание
1. «Сказочная  птица» Развивать у детей самостоятельность, живность в поисках способов описания сказочного образа.
2. «Я люблю  свою лошадку» Знакомить с мордовской деревянной игрушкой села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук.
3. «Пава» Рассмотреть глиняную игрушку-свистульку; учить передавать в рассказе характерную форму.
4. «Образ мордовочки» Учить рассматривать образ мордовочки, передавая ее выразительные особенности (форму головного убора, туловища и женского костюма), пропорциональные соотношения частей, положение рук, дополнительные детали (детали женского костюма).
5. «Старичок с  лукошком» (лепка по мотивам мордовской деревянной игрушки) Продолжать  знакомить с мордовской деревянной игрушкой села Подлесная Тавла Кочкуровского  района Республики Мордовия. Учить  описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук, самостоятельно выбирать способ изложения.
6. «Барашек» (по мотивам  мордовской глиняной игрушки) Учить раскрывать образ барашка в динамике.
7. Занятие-выставка «Мордовская игрушка в музее  игрушек» Учить детей правильно отвечать на вопросы и описывать игрушку; приобщать детей через игрушку к национальной культуре мордовского народа.
8. Хоровод матрешек Учить детей  сравнивать и описывать аналогичные  игрушки; приобщать ребенка к  национальной культуре через народную игрушку
9. Мордовская  игрушка - свистулька в музее игрушек Приобщать детей  к народной культуре через игрушку; формировать связную речь через  описание народной игрушки; формировать умение последовательного строить высказывания

           
           
          Тема  занятия 1: «Сказочная птица»

    Цель: развивать у детей самостоятельность, живность в поисках способов описания сказочного образа.

    Предварительная работа. Рисование. Рассматривание сказочных иллюстраций.

    Методика  проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить, какой может быть сказочная птица, как ее изобразить. Предлагает выбрать способы изображения. Описываются сказочные птицы. На отдельном столе у воспитателя лежит оборудование для рисования. Дети берут любой материал и приступают к работе. Воспитатель индивидуально оказывает помощь детям, учитывая их замысел и умения. В заключение все рассматривают работы. 

Тема  занятия 2 «Я люблю  свою лошадку»

      Цель: познакомить с мордовской деревянной игрушкой села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук.

      Методика  проведения занятия. Рассмотреть образ  коня в мордовской деревянной игрушке села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Предложить детям подумать, какая и в каком положении может быть лошадка (в спокойном, во время бега, скачек и т. д.). Учить детей составлять описательные рассказы о коне.

Тема  занятия 3 «Пава»

      Цель: рассмотреть глиняную игрушку-свистульку; учить передавать в рассказе характерную форму.

      Методика  проведения занятия. Дети наблюдают, рассматривают  глиняную игрушку-свистульку народных мастеров. Педагог стремится к тому, чтобы они научились подмечать характерное, интересное, красивое (как изменяется форма тела животного, находящегося в движении, как изогнута шея у птицы, которая пьет; как запрокинута ее голова, когда она поет). Затем дети описывают птицу Паву.

      Тема  занятия 4 «Образ мордовочки»

      Цель: учить рассматривать образ мордовочки, передавая ее выразительные особенности (форму головного убора, туловища и женского костюма), пропорциональные соотношения частей, положение рук, дополнительные детали (детали женского костюма).

      Методика  проведения занятия. Педагог учит детей видеть в игрушке, изображающей образ женщины - мордовочки особенности ее фигуры в статике, характерные детали (рот, нос, глаза), украшать свою работу, используя такие дополнительные детали как головной убор, части женского национального костюма. Дети рассматривают иллюстрации с ее изображением, обследуют. Затем описывают ее.

Тема  занятия 5 «Старичок  с лукошком» ( по мотивам  мордовской деревянной игрушки)»

      Цель: продолжать знакомить с мордовской деревянной игрушкой села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Учить описывать статичную фигуру, передавать характерное положение туловища, ног, рук, самостоятельно выбирать способ изложения.

      Методика  проведения занятия. Педагог учит детей видеть в игрушке и передавать в рассказах особенности фигуры в движении или статике, характерные детали (рот, нос, глаза), украшать свои высказывания, используя декоративные элементы (у пожилого мужичка - пуговицы, кушак и картуз - у военного). Перед тем как описать игрушку, дети рассматривают иллюстрации с ее изображением, обследуют предмет.

Тема  занятия 6 «Барашек» (по мотивам мордовской глиняной игрушки)

      Цель: учить раскрывать образ барашка в динамике.

      Методика  проведения занятия. Для выразительного рассказывания педагог предлагает детям вспомнить повадки животного, как изменяется форма тела животного, который находится в движении. Предложить придумать разнообразные положения фигурки барашка.

    Тема  занятия 7 Занятие-выставка «Мордовская игрушка  в музее игрушек»

       Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы и описывать игрушку; приобщать детей через игрушку  к национальной культуре мордовского народа.

      Материал: мордовские народные игрушки (матрешка, глиняные игрушки - свистушки, забавные человечки из дерева); микрофон, указка.

      Методика  проведения занятия.

      За  неделю до занятия воспитатель предлагает детям организовать в группе выставку мордовской игрушки. Они знакомятся с этой игрушкой, подбирают для выставки мордовские игрушки (в своей группе и соседней, в методическом кабинете, дома).

Накануне  занятия воспитатель сообщает, что  выставка открывается завтра, и что  на ней будут экспонироваться мордовские народные игрушки.

Открытие  выставки

      На  столе перед детьми расставлены  мордовские игрушки. Воспитатель в  роли директора выставки, торжественно, через «микрофон» объявляет об открытии.

Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи