Народная игрушка на заняиях по развитию речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.

Работа содержит 1 файл

Диплом Нар игруш..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Введение

        Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.

        Не последнее место  в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в  частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.

        Их интегрирование в образовательном пространстве дошкольных учреждений сохраняет свою актуальность, несмотря на широкое  рассмотрение в педагогической литературе.

       Нельзя  не отметить тот факт, что народная игрушка служит прекрасным материалом для развития речи, поскольку она подсказывает содержание речи. В рассказывании по игрушкам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой, о том, что, как она у него появилась.

       В основе высказывании детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развивается мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться, поэтому она используется как средство развития речи.

       Исходя  из изучения педагогической и научной  литературы, было сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния художественного народного творчества и речевого развития младшего дошкольника.

        Цель - выявить и экспериментально проверить эффективность использования народной игрушки на занятиях по развитию речи во второй младшей группе.

        Объект исследования - процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

        Предмет исследования - интегрированные занятия как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

        Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и  средств обучения, развития и воспитания дошкольников на занятиях развития речи при помощи реализации взаимосвязи  с изобразительным искусством, в  частности с народной игрушкой, позволили сформулировать гипотезу исследования - процесс речевого развития дошкольника будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать цикл интегрированных занятий, построенных на основе приобщения детей к народной игрушке.

При этом активизация взаимосвязи с народным промыслом на занятиях по развитию речи позволит:

  • формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-эстетическое сознание;
    • формировать творческий подход к языковому образованию;
    • глубоко понимать изучаемое;
  • устанавливать органическую связь между искусством слова и народным творчеством и более основательно понимать особенности каждого из них.

    Задачи  исследования:

    1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую 
литературу по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи в детском саду.

  1. Выявить возможность интеграции занятий по изобразительному искусству и развитию речи в детском саду.
  2. Разработать цикл занятий по развитию речи с использованием народной игрушки во второй младшей группе.

     Методы  исследования - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, сопоставление и анализ полученных данных.

     Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан цикл занятий с использованием народной игрушки во второй младшей группе, направленных на речевое развитие детей.

Методологической  основой явились исследования работы психологов, педагогов, лингвистов создавших предпосылки для коллективного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выгодский,                А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец,               К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, И. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Г. Казакова и др.) [10; 24; 28;48;51; 56; 64].

    Экспериментальной базой исследования явилось МДОУ № 58  

 

1 Теоретические основы  использования народной  игрушки на занятиях  по развитию речи 

1.1 Психолого - педагогическая и эстетическая характеристика народной игрушки 
 

      Народное  искусство – национально по своему содержанию, исторические традиции которого складывались веками и передавались из поколения в поколение. Е. И. Игнатьев считал, что развитая национальная культура, в которой рождается и развивается человек, служит на протяжении всей его жизни своеобразным «защитным поясом». Черпая из нее идеалы, систему ценностей и критериев, пользуясь ею как системой нравственно-эстетических координат, человек уверенно ориентируется в окружающем мире, принимает относительно адекватные решения и ощущает полную ответственность за них и за свои поступки [22, 10].

      Особенности географического ландшафта и  природных условий определяют зарождение и пути развития каждого этноса – от способа производства до национального характера. Поэтому природно-климатическое своеобразие «колыбели» народа оставляет неизгладимую печать на специфику эстетического восприятия окружающей «картины мира» представителя этноса. Подтверждая вышесказанное, Е. И. Тихеева писала: «…у каждого народа, вследствие его национальной индивидуальности, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Это всего разительнее видно в абсолютных сферах жизни, к которым и принадлежит и искусство» [51, 105]. На национальный характер народного искусства указывала и М. А. Некрасова. Она считала, что народный мастер всецело причастен к культуре родного края и в то же время сохраняет «масштаб всеобщего». Такая причастность к целому и создает в каждой культуре свой национальный образ мира, где постоянно действуют и эмоциональная реакция на явление, и творческая переработка ее в психике человека [51, 47].

      Воспринимая изделие народного искусства, ребенок активно осваивает его художественные особенности в собственной практической деятельности. По словам Б. М. Неменский, «доступные детям элементы социального опыта становятся их индивидуальным достоянием именно в деятельности» [43, 133]. В практической деятельности у ребенка открывается возможность самовыражения. Л. С. Выгодский отмечал, что творческий труд возможен при условии, если человек относится к нему с любовью и наполняет его определенным смысловым содержанием. Материалом для творческих проявлений ребенка служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает. Поэтому необходимо умение последовательно развернуть собственный оригинальный замысел, детализируя его, придавая ему законченный характер. Процесс восприятия формирует у детей определенное эстетическое чувство, которое всегда направлено на объект. В результате возникает эстетическое отношение к воспринимаемому предмету, что дает возможность осмысливать его, расширяя представления и фантазию; «…само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам» [10, 21].

      Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки висели над зыбкой - это были колокольчики, подвести с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, дудки, свистки и др.

      Глиняная  игрушка – особый вид народного  декоративно-прикладного искусства. Образы игрушек просты, всегда выражают представления народных мастеров об окружающей действительности – о  мире, природе, людях. По мнению Г. Л. Дайн, народная игрушка – всегда знак приобщения к традициям и обычаям своей страны, своего народа [17, 186]. В. С. Воронов, рассматривая крестьянское искусство, отмечал определенные качества, которые соединяет в себе народная игрушка – это и конструктивность формы, лаконичность обработки, простота и быстрота техники изготовления, мастерское владение материалом и инструментом, выразительность и оригинальность художественного образа. «Народная игрушка представляется нам особенно наглядным и поучительным примером того, как минимум материала, орудий техники и труда может дать, при условии творческого подхода, максимум художественного достижения» [8, 63-64]. Именно народная игрушка дает простор творчеству, фантазии, художественно выразительна, она метка, «как народный язык», она передает национальные особенности той культуры, которой представлена. Существует большое количество народных игрушек, демонстрируемых педагогом на занятиях.

      Используя лучшие образцы народного искусства, педагог воспитывает у детей  интерес и способность эстетически воспринимать их. Развивая наблюдательность, память детей, педагог учит видеть богатство цвета и форм предметов, устанавливать ассоциации между окружающей жизнью и произведениями народного искусства.

      Итак, проанализировав художественное своеобразие народной игрушки, мы пришли к выводу, что они доступны детскому пониманию и воспроизведению в собственной декоративной, речевой деятельности. Поскольку при переработке творческого опыта своего народа и при подражании его стилю происходит накопление духовного потенциала личности подрастающего поколения, его эстетическое воспитание, речевое развитие. Ребенок учится видеть выразительность образа, элементы украшения, композиционные и цветовые возможности, которые затем использует в собственном творчестве. 
 
 

1.2 Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольника в процессе ознакомления с народной игрушкой

      Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами  учебных предметов изобразительного искусства и развития речи - одно из необходимых условий речевого развития дошкольников.

      Особенно  эффективно использование межпредметных  связей занятий изобразительного искусства  с занятиями развития речи, которые  должны обеспечить развитие комплекса  речевых умений и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.

      Культура  речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, в  языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.

      Реализации  взаимосвязи развития речи и художественного  творчества детей служит рациональная организация активной деятельности детей на занятии. Взаимосвязанное  обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют детей думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед старшими дошкольниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на занятиях по изобразительному искусству, в процессе индивидуального и коллективного общения с искусством [35,14].

      В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения дошкольника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков воспитатель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике [28,22].

      Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на занятиях по развитию речи позволяет:

      -   формировать   высокую   языковую   культуру   и   внутренне   единое художественно-эстетическое сознание;

  • формировать творческий подход к языковому образованию;
  • глубоко понимать изучаемое;
  • устанавливать органическую связь между искусством слова и изобразительным искусством и более основательно понимать особенности каждого из них.

Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи