Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа
Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.
Группы слов
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов:
10 баллов - ребенок назвал 30 и более разных слов, относящихся ко всем группам;
8-9 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов, относящихся к различным группам;
6-7 баллов ребенок назвал от 15 до 19 различных слов, связанных с разными группами;
4-5 баллов - ребенок назвал от 10 до 14 разных слов из различных групп.
2-3 балла - ребенок назвал от 10 до 14 разных слов, связанных с различными группами;
О - 1 балл - ребенок за все время назвал не более 9 слов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4 - 7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0 - 1 балл - очень низкий.
В экспериментальной группе было выявлено 3 уровня речевого развития дошкольников: высокий, средний и низкий.
Охарактеризуем детей с этими уровнями речевого развития.
Высокий уровень словарного запаса у одного ребенка, что составило 5% от общего количества детей в группе. У Автаева Юры хороший словарный запас, он справился с заданием, назвал 25 слов, относящихся к различным группам и получил 8 баллов.
Средний уровень развития словарного запаса. Выявлено 5 детей, что составляет 25% от общего количества детей в группе. Эти дети в своих ответах назвали от 10 до 19 различных слов, связанных с различными группами и получили от 4 до 7 баллов.
Низкий уровень развития словарного запаса показали 14 детей - 70%. Эти дети и назвали от 9 до 12 слов и набрали всего по 2- 3 балла.
Методика № 2 «Расскажи по картинке»
Цель: определение умения строить связное монологическое высказывание (рассказ по картинке).
Методика проведения: ребенку показывают картинки. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней.
Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в схеме протоколирования результатов. В схеме педагог отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов:
4-5 баллов - в речи ребенка имеются 4-5 фрагментов речи из пяти
2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи;
0-1 балл
- в речи ребенка имеется не
более одного фрагмента речи
из тех, что включены в
Выводы об уровне развития:
4-5 баллов - высокий;
2-3 балла - средний;
0-1 балл - низкий.
В схеме протоколирования фиксируются частота употребления фрагментов речи: существительные, глаголы, прилагательные в обычной форме, прилагательные в сравнительной форме, местоимения.
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
№ | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. | Частота употребления |
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной степени | |
5 | Местоимения |
В экспериментальной группе было выявлено 2 уровня речевого развития: средний и низкий.
Средний уровень речевого развития выявлено у 7 детей, что составило 35% от общего количества детей в группе. Дети с этим уровнем речевого развития набрали от 2 до 3 баллов. В их речи встречались различные фрагменты речи представленные в схеме протоколирования. Боря А., Оля Ю., Юра А., Таня Х., Маша Р.,Катя С., Костя В. показали хорошие результаты в своих ответах на задание и набрали по 3 балла.
Низкий уровень речевого развития составил 65%, это 13 детей. Эти дети в своих рассказах использовали от 6 до 7 содержащихся в схеме протоколирования.
Результаты обследования показывают, что наибольший процент развития активного словарного запаса представлен низким уровнем.
Низким уровнем развития словарного запаса обладают 14 детей в группе.
Средним уровнем развития речи обладают 5 человек.
1 ребенок выявлен с высоким уровнем словарного запаса.
Вывод:
по результатам проведенной
При составлении рассказа по картинке испытуемые использовали практически все фрагменты речи.
Но при этом в речи детей совершенно не встречались прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Это может быть следствием того, что воспитатели не обращают внимания на употребление детьми этих частей речи.
Рекомендации:
Необходимо продолжать развитие словарного запаса. Следить, чтобы речь детей была богата всеми частями речи, чтобы они умели использовать сложные предложения и конструкции, употребляли прилагательные разной формы. Больше работать с детьми по составлению рассказа по картине.
В
ходе констатирующего эксперимента
кроме психодиагностических методик использовались
также педагогическое наблюдение, беседы
с детьми, проведение игр и викторин с
целью выявления уровня речевых умений
детей младшего дошкольного возраста.
В течение всего эксперимента мы наблюдали
за детьми на занятиях, в беседах, во время
игр детей и т.д. Свои наблюдения за каждым
ребенком фиксировали в карту наблюдения
за ребенком. Все результаты сводили в
диагностические карты, представлены
в таблице № 1.
Таблица №1.- Сводная
диагностическая карта речевых умений
детей.
|
При проведении этих методик и оценке уровня развития речи детей мы пользовались следующими критериями.
Критерии оценки уровня речевого развития:
Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании несамостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений. Допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношения. Речь недостаточно выразительна.
Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребенок испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Сводные данные об уровне развития речи представлены в таблицах 2.
Таблица
2. - Сводные данные об уровне развития
речи детей (констатирующий эксперимент)
|
В
результате анализа всех диагностик
проведенных в констатирующем эксперименте
можно сделать вывод: уровень
усвоения знаний, умений, навыков по
развитию речи очень низок. Поэтому,
необходимо организовать работу по развитию
речи для повышения уровня речевого развития.
Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи