Народная игрушка на заняиях по развитию речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования во многом определяется современной речевой ситуацией, сложившейся в нашем обществе. В современном образовательном пространстве идет активный поиск методических путей развития ребенка, в котором он мог бы двигаться от развлечения к развитию, что гармонично отвечало бы природе.
Не последнее место в этой связи занимают проблемы взаимодействия различных видов деятельности, в частности, изобразительной деятельности и речевого общения. В развитии речи ребенка большую роль играет изобразительная деятельность.

Работа содержит 1 файл

Диплом Нар игруш..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    Группы  слов

  1. Животные.
  2. Растения.
  3. Цвета предметов.
  4. Формы предметов.
  5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
  6. Действия человека.
  7. Качества выполняемых человеком действий.

   Если  ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

   Оценка  результатов:

10 баллов - ребенок назвал 30 и более разных  слов, относящихся ко всем группам;

8-9 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов, относящихся к различным группам;

6-7 баллов  ребенок назвал от 15 до 19 различных  слов, связанных с разными группами;

4-5 баллов - ребенок назвал от 10 до 14 разных  слов из различных групп. 

2-3 балла  - ребенок назвал от 10 до 14 разных  слов, связанных с различными группами;

О - 1 балл - ребенок за все время назвал не более 9 слов.

Выводы  об уровне развития:

  10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий; 

4 - 7 баллов - средний; 

2-3 балла  - низкий;

0 - 1 балл - очень низкий.

    В экспериментальной группе было выявлено 3 уровня речевого развития дошкольников: высокий, средний и низкий.

Охарактеризуем  детей с этими уровнями речевого развития.

    Высокий уровень словарного запаса у одного ребенка, что составило 5% от общего количества детей в группе. У Автаева Юры хороший словарный запас, он справился с заданием, назвал 25 слов, относящихся к различным группам и получил 8 баллов.

    Средний уровень развития словарного запаса. Выявлено 5 детей, что составляет 25% от общего количества детей в группе. Эти дети в своих ответах назвали от 10 до 19 различных слов, связанных с различными группами и получили от 4 до 7 баллов.

    Низкий  уровень развития словарного запаса показали 14 детей - 70%. Эти дети и назвали от 9 до 12 слов и набрали всего по 2- 3 балла.

    Методика № 2 «Расскажи по картинке»

    Цель: определение умения строить связное монологическое высказывание (рассказ по картинке).

   Методика  проведения: ребенку показывают картинки. Далее ребенку дают 2 мин для  того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

   После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о  том, что он видел на ней.

   Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в схеме протоколирования результатов. В схеме педагог отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

   Оценка  результатов:

4-5 баллов - в речи ребенка имеются 4-5 фрагментов речи из пяти

2-3 балла  - в речи ребенка встречаются  2-3 из включенных в таблицу  фрагментов речи;

0-1 балл - в речи ребенка имеется не  более одного фрагмента речи  из тех, что включены в таблицу. 

Выводы  об уровне развития:

  4-5 баллов - высокий;

2-3 балла  - средний;

0-1 балл - низкий.

   В схеме протоколирования фиксируются  частота употребления фрагментов речи: существительные, глаголы, прилагательные в обычной форме, прилагательные в сравнительной форме, местоимения.

Схема протоколирования результатов  исследования по методике «Расскажи по картинке»

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. Частота употребления
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Прилагательные  в обычной форме  
4 Прилагательные  в сравнительной степени  
5 Местоимения  
 

   В экспериментальной группе было выявлено 2 уровня речевого развития: средний  и низкий.

   Средний уровень речевого развития выявлено у 7 детей, что составило 35% от общего количества детей в группе. Дети с этим уровнем речевого развития набрали от 2 до 3 баллов. В их речи встречались различные фрагменты речи представленные в схеме протоколирования. Боря А., Оля Ю., Юра А., Таня Х., Маша Р.,Катя С., Костя В. показали хорошие результаты в своих ответах на задание и набрали по 3 балла.

   Низкий  уровень речевого развития составил 65%, это 13 детей. Эти дети в своих рассказах использовали от 6 до 7 содержащихся в схеме протоколирования.

   Результаты  обследования показывают, что наибольший процент развития активного словарного запаса представлен низким уровнем.

   Низким  уровнем развития словарного запаса обладают 14 детей в группе.

Средним уровнем развития речи обладают 5 человек.

1 ребенок  выявлен с высоким уровнем  словарного запаса.

   Вывод: по результатам проведенной диагностики  можно сделать вывод о том, что развитие активного словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста находится на низком уровне.

   При составлении рассказа по картинке испытуемые использовали практически все фрагменты  речи.

   Но  при этом в речи детей совершенно не встречались прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

   Это может быть следствием того, что  воспитатели не обращают внимания на употребление детьми этих частей речи.

Рекомендации:

Необходимо  продолжать развитие словарного запаса. Следить, чтобы речь детей была богата всеми частями речи, чтобы они умели использовать сложные предложения и конструкции, употребляли прилагательные разной формы. Больше работать с детьми по составлению рассказа по картине.

       В ходе констатирующего эксперимента кроме психодиагностических методик использовались также педагогическое наблюдение, беседы с детьми, проведение игр и викторин с целью выявления уровня речевых умений детей младшего дошкольного возраста. В течение всего эксперимента мы наблюдали за детьми на занятиях, в беседах, во время игр детей и т.д. Свои наблюдения за каждым ребенком фиксировали в карту наблюдения за ребенком. Все результаты сводили в диагностические карты, представлены в таблице № 1. 

Таблица №1.- Сводная диагностическая карта речевых умений детей.  

      Развитие  речи    
 
 
Развитие

связной

речи

Развитие  словаря ЗКР Формир. граматич. строя речи
1 Оля Ю. С С С С
2 Боря  А. С С С С
3 Юра В. Н Н Н Н
4 Игорь О Н Н Н Н
5
Юра А. С В С С
6 Вова  К. Н Н Н Н
7 Вика  С. Н Н Н Н
8 Катя  С. С Н Н С
9 Костя В С С Н С
10 Иван  П. Н Н Н Н
11 Илья  А. Н Н Н Н
12
Коля  М. Н Н Н Н
13
Саша  Б. Н Н Н Н
14 Митрофан  К. Н Н Н Н
15 Таня  Х. С С С С
16 Маша  Р. С С С С
17 Лена  Н. Н Н Н Н
18 Оля Д. Н Н Н Н
19 Вика  С. Н Н Н Н
20 Женя  К. Н Н Н Н
 

   При проведении этих методик и оценке уровня развития речи детей мы пользовались следующими критериями.

Критерии  оценки уровня речевого развития:

Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные  и  смысловые  ошибки  в  пересказах,  в  самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании несамостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений. Допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношения. Речь недостаточно выразительна. 

Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребенок испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. 

Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Сводные данные об уровне развития речи представлены в таблицах 2.

Таблица 2. - Сводные данные об уровне развития речи детей (констатирующий эксперимент) 

  Уровень речевого развития
 
 
высокий средний низкий
Экспериментальная группа       0%          25%             75%

   В результате анализа всех диагностик проведенных в констатирующем эксперименте можно сделать вывод: уровень  усвоения знаний, умений, навыков по развитию речи очень низок. Поэтому, необходимо организовать работу по развитию речи для повышения уровня речевого развития. 

Информация о работе Народная игрушка на заняиях по развитию речи