Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44
(Дети под музыку создают
Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.
Воспитатель. Пожалуйста, замрите и помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.
Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!
Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.
(Танцевальная импровизация
Тик-так. Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!
Воспитатель. Как это хорошо - дарить радость людям, правда, дети? А какие вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!
Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать, когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У них тоже есть часы, поэтому они приходят вовремя.
(В свободной деятельности
Приложение 2
Диагностика музыкального опыта детей младшего дошкольного возраста
Диагностическое задание 1
Цель: изучить особенности звукового
опыта младших дошкольников, выявить
своеобразие отношения и
Организация: во время свободной деятельности детей в группе включите аудиокассету, содержащую различные звуки («Звуки природы», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Обратите внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение.
Через некоторое время включите кассету с музыкальными произведениями для детей (П.И. Чайковский. «Детский альбом»; Р. Шуман. «Альбом для юношества»; С.С. Прокофьев. «Детская музыка»; И.С. Бах. «Шутка» (оркестровая сюита си минор); С.В. Рахманинов. «Музыкальный момент» ми-бемоль минор, соч. 16, № 2; А. Дворжак. «Юмореска»; И. Гайдн. Соната ре мажор, № 7). Понаблюдайте за реакцией своих воспитанников. Если вам хорошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то поэкспериментируйте, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодиями.
Осуществите то же самое, только предварительно настроив детей на восприятие немузыкальных звуков и музыки.
Результаты наблюдения лучше оформить в таблицу, по следующему образцу.
Фамилия, имя ребенка |
Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке / подготовленное восприятие | |||
|
Проявляет интерес к звукам и музыке |
Узнает звуки и музыкальные произведения |
Эмоционально отзывчив к услышанному, самовыражается |
Дополнительные комментарии |
Обработка таблицы осуществляется в процессе сопоставления данных каждого ребенка по горизонтали: «+» - проявляет, узнает, отзывчив; «?» - реакции ребенка неоднозначные; «-» - не проявляет, не узнает, неотзывчив.
При анализе таблицы обратите особое внимание на восприятие детьми звуков и музыкальных произведений в естественной обстановке, без подготовки.
Серия следующих диагностических заданий осуществляется в игровой форме. Предлагается использовать игры: «Угадайка», «Посидим, помолчим, послушаем», «Звучащий ларец», «Кукла спит - кукла пляшет», «Что за зверь?».
Игра «Угадай-ка»
Цель: изучение особенностей немузыкально-звукового опыта младших дошкольников.
Для организации игры рекомендуется использовать следующие предметы: листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночку с витаминами или горохом, баночку с любой сыпучей крупой, медный кувшин или тазик, деревянные брусочки или любой деревянный предмет.
Подготовленные к игре предметы
показывают детям заранее. Затем
педагог просит детей закрыть
глаза либо отвернуться от стола,
на котором расположены эти
Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют о богатстве его звукового опыта.
Игра «Посидим, помолчим, послушаем»
Игру рекомендуется проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально, с одним ребенком. Педагог предлагает всем послушать тишину, а затем постараться запомнить звуки, которые они услышат, сидя в тишине. Через некоторое время педагог задает детям вопросы: что они услышали? Какие предметы так могут звучать?
Обратите внимание на способность
ребенка слушать и
Игра «Угадай, на чем играет кукла Катя» (для детей 3-го года жизни) Цель: изучение особенностей музыкально-звукового опыта младших дошкольников.
Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, бубен.
Организация игры: ребенку предлагается сначала послушать звучание колокольчика, бубна и дудочки, спрятанных за ширмой. Кукла Катя выбрала себе инструмент и сыграла на нем (за ширмой).
Дети должны угадать, на каком инструменте играла Катя.
Игра «Звучащий ларец» (для детей 4-го года жизни)
Цель: изучение особенностей музыкально-звукового опыта младших дошкольников.
Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки.
Организация игры: педагог вынимает
из ларца инструменты и
Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруднений, какие музыкальные инструменты хорошо знакомы дошкольникам, а какие не знакомы.
Игра «Кукла спит - кукла пляшет»
Цель: выявить особенности
Организация игры: детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (колыбельная и плясовая) в аудиозаписи:
· Е. Тиличеева «Лошадка»;
· В. Агафонникова «Колыбельная».
После прослушивания педагог
· И. Кишко «Игра с лошадкой»;
· Русская народная песня «Дождик»;
· Ю. Слонова «На парад идем»;
· Т. Попатенко «Праздничная».
Детям соответственно предлагаются следующие игровые действия: кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.
Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются:
· эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания);
· сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями;
· внимание и сосредоточенность;
· появление вокализации, голосовых реакций;
· адекватность игрового действия музыкальному произведению;
· образность.
Игра « Что за зверь!»
Цель: изучить особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста низкого и высокого звучания музыки.
Организация игры (первый вариант): предложите ребенку после звучания музыки выбрать игрушку, которой подходит музыка высокого или низкого звучания (мишку или зайку). Предлагаются следующие музыкальные произведения:
· русская народная мелодия «Зайка»;
· Е. Тиличеева. «Мишка».
Организация игры (второй вариант): детям предлагается прослушать фрагмент пьесы «Собачка» М. Раухвергера в фортепианном исполнении в высоком и низком регистрах (возможно, использовать аудиозапись). Затем педагог обращается к детям: «Покажите, ребятки, какая собачка сейчас лает, маленькая или большая?» Дети выбирают одну из двух игрушечных собачек соответственно регистру звучания. Заранее приготовьте игрушки или плоскостные изображения большой и маленькой собачки и положите перед ребенком.
Результаты диагностики
1. Как часто в вашем доме звучит музыка?
2. Какие именно произведения звучат?
3. Охотно ли ваш ребенок
4. Каким образом ваш ребенок чаще всего воспринимает музыку (пританцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т. п.)?
5. Знаете ли вы музыкальные предпочтения своего ребенка?
6. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок музыкален?
7. Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку?
8. Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку?
9. Вы поете (танцуете) с ребенком?
Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта своих воспитанников. Исходя именно из этих особенностей, вы определите круг задач, которые необходимо решить, музыкально развивая ребенка, и выбрать возможные средства их решения.
Важно помнить, что чем больше информации вы соберете, тем точнее будут ваши представления о музыкальности ребенка, тем эффективнее станет сам процесс музыкального развития воспитанников вашего детского сада.