Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

(Дети под музыку создают пантомиму  «Часики».)

Если дети не готовы к пантомимическим  импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который  они самостоятельно придумают, слушая музыку.

Воспитатель. Пожалуйста, замрите  и помните, что вы сейчас часы, а  не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.

Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!

Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и  я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать  под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.

(Танцевальная импровизация под  музыку. Воспитатель и Тик-Так помогают детям участвовать в коллективном танце.)

Тик-так. Какая красота! В моей лавке  так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал  часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!

Воспитатель. Как это хорошо - дарить радость людям, правда, дети? А какие  вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто  угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так  решил? А ты? Молодцы!

Теперь наведем порядок и  будем собираться на прогулку, будем  ждать, когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У  них тоже есть часы, поэтому они  приходят вовремя.

(В свободной деятельности детям  можно предложить нарисовать  часы, которые они только что  изображали, или предложить подгруппе  детей нарисовать танец часиков  на большом листе бумаги. Звуковым фоном может стать музыкальная зарисовка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика музыкального опыта детей младшего дошкольного  возраста

 

Диагностическое задание 1

Цель: изучить особенности звукового  опыта младших дошкольников, выявить  своеобразие отношения и восприятия детьми немузыкальных и музыкальных  звуков (Под «немузыкальными звуками» понимаются звуки различных предметов, явлений, голоса природы, зверей, птиц. Под «музыкальными звуками» понимаются звуки, источником которых являются музыкальные инструменты).

Организация: во время свободной  деятельности детей в группе включите аудиокассету, содержащую различные  звуки («Звуки природы», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Обратите внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение.

Через некоторое время включите кассету с музыкальными произведениями для детей (П.И. Чайковский. «Детский альбом»; Р. Шуман. «Альбом для юношества»; С.С. Прокофьев. «Детская музыка»; И.С. Бах. «Шутка» (оркестровая сюита си минор); С.В. Рахманинов. «Музыкальный момент» ми-бемоль минор, соч. 16, № 2; А. Дворжак. «Юмореска»; И. Гайдн. Соната ре мажор, № 7). Понаблюдайте за реакцией своих воспитанников. Если вам хорошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то поэкспериментируйте, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодиями.

Осуществите то же самое, только предварительно настроив детей на восприятие немузыкальных  звуков и музыки.

Результаты наблюдения лучше оформить в таблицу, по следующему образцу.

 

Фамилия, имя ребенка

Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке / подготовленное восприятие

 

 

Проявляет интерес к звукам и музыке

Узнает звуки и музыкальные  произведения

Эмоционально отзывчив к  услышанному, самовыражается

Дополнительные комментарии


 

Обработка таблицы осуществляется в процессе сопоставления данных каждого ребенка по горизонтали: «+» - проявляет, узнает, отзывчив; «?» - реакции ребенка неоднозначные; «-» - не проявляет, не узнает, неотзывчив.

При анализе таблицы обратите особое внимание на восприятие детьми звуков и музыкальных произведений в  естественной обстановке, без подготовки.

Серия следующих диагностических  заданий осуществляется в игровой  форме. Предлагается использовать игры: «Угадайка», «Посидим, помолчим, послушаем», «Звучащий ларец», «Кукла спит - кукла пляшет», «Что за зверь?».

Игра «Угадай-ка»

Цель: изучение особенностей немузыкально-звукового  опыта младших дошкольников.

Для организации игры рекомендуется  использовать следующие предметы: листы  бумаги различного качества, 2 хрустальные  рюмки, крышки от кастрюль, баночку  с витаминами или горохом, баночку  с любой сыпучей крупой, медный кувшин или тазик, деревянные брусочки или любой деревянный предмет.

Подготовленные к игре предметы показывают детям заранее. Затем  педагог просит детей закрыть  глаза либо отвернуться от стола, на котором расположены эти предметы. Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что  звучит?»

Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют  о богатстве его звукового  опыта.

Игра «Посидим, помолчим, послушаем»

Игру рекомендуется проводить  с небольшой подгруппой детей  или индивидуально, с одним ребенком. Педагог предлагает всем послушать  тишину, а затем постараться запомнить  звуки, которые они услышат, сидя в тишине. Через некоторое время  педагог задает детям вопросы: что  они услышали? Какие предметы так  могут звучать?

Обратите внимание на способность  ребенка слушать и интерпретировать звуки, на его подготовленность к  процессу восприятия.

Игра «Угадай, на чем  играет кукла Катя» (для детей 3-го года жизни) Цель: изучение особенностей музыкально-звукового опыта младших дошкольников.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, бубен.

Организация игры: ребенку предлагается сначала послушать звучание колокольчика, бубна и дудочки, спрятанных за ширмой. Кукла Катя выбрала себе инструмент и сыграла на нем (за ширмой).

Дети должны угадать, на каком инструменте  играла Катя.

Игра «Звучащий ларец» (для детей 4-го года жизни)

Цель: изучение особенностей музыкально-звукового  опыта младших дошкольников.

Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки.

Организация игры: педагог вынимает из ларца инструменты и демонстрирует  их звучание. Затем он, встав за ширму, играет на каком-то одном инструменте  и просит детей угадать, какой  инструмент прозвучал (дети могут указать  на тот или иной инструмент, для  этого расположите на столе перед  ними дополнительный комплект).

Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруднений, какие  музыкальные инструменты хорошо знакомы дошкольникам, а какие  не знакомы.

Игра «Кукла спит - кукла пляшет»

Цель: выявить особенности эмоциональной  реакции детей младшего дошкольного  возраста на музыку.

Организация игры: детям предлагается прослушать контрастные по характеру  музыкальные произведения (колыбельная  и плясовая) в аудиозаписи:

· Е. Тиличеева «Лошадка»;

· В. Агафонникова «Колыбельная».

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу  или показать, как кукла пляшет). Для детей 4-го года жизни музыкальный  репертуар может быть расширен. Рекомендуются  произведения:

· И. Кишко «Игра с лошадкой»;

· Русская народная песня «Дождик»;

· Ю. Слонова «На парад идем»;

· Т. Попатенко «Праздничная».

Детям соответственно предлагаются следующие  игровые действия: кукла играет с  лошадкой, кукла под дождем, кукла  идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка  на музыку являются:

· эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания);

· сопровождение звучания музыки непроизвольными  движениями;

· внимание и сосредоточенность;

· появление вокализации, голосовых  реакций;

· адекватность игрового действия музыкальному произведению;

· образность.

Игра « Что за зверь!»

Цель: изучить особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста низкого и высокого звучания музыки.

Организация игры (первый вариант): предложите ребенку после звучания музыки выбрать  игрушку, которой подходит музыка высокого или низкого звучания (мишку или  зайку). Предлагаются следующие музыкальные  произведения:

· русская народная мелодия «Зайка»;

· Е. Тиличеева. «Мишка».

Организация игры (второй вариант): детям  предлагается прослушать фрагмент пьесы  «Собачка» М. Раухвергера в фортепианном исполнении в высоком и низком регистрах (возможно, использовать аудиозапись). Затем педагог обращается к детям: «Покажите, ребятки, какая собачка сейчас лает, маленькая или большая?» Дети выбирают одну из двух игрушечных собачек соответственно регистру звучания. Заранее приготовьте игрушки или плоскостные изображения большой и маленькой собачки и положите перед ребенком.

Результаты диагностики рекомендуется  дополнить результатами диагностики  родителей. Примерные вопросы для  анкеты:

1. Как часто в вашем доме  звучит музыка?

2. Какие именно произведения  звучат?

3. Охотно ли ваш ребенок реагирует  на музыку?

4. Каким образом ваш ребенок  чаще всего воспринимает музыку (пританцовывает, пытается подпевать,  внимательно слушает и т. п.)?

5. Знаете ли вы музыкальные  предпочтения своего ребенка?

6. Можете ли вы сказать, что  ваш ребенок музыкален?

7. Часто ли ребенок выражает  желание послушать музыку?

8. Слушаете ли вы с ребенком  детскую музыку?

9. Вы поете (танцуете) с ребенком?

Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта  своих воспитанников. Исходя именно из этих особенностей, вы определите круг задач, которые необходимо решить, музыкально развивая ребенка, и выбрать возможные  средства их решения.

Важно помнить, что чем  больше информации вы соберете, тем  точнее будут ваши представления  о музыкальности ребенка, тем  эффективнее станет сам процесс  музыкального развития воспитанников  вашего детского сада.

 


Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду