Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

Многомерность - ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа, в том случае если музыка программна; огромнейшая палитра переживаний и образов в непрограммной музыке. Соединение несоединимых чувств в одном и том же музыкальном произведении...

Как вы думаете, отражается ли этот принцип  в отборе музыкального репертуара для  детей?

Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений - образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом:

· содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными  образами, что предполагает использование  преимущественно программной музыки;

· музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;

· музыкальные образы должны соответствовать  эмоциональному и жизненному опыту  ребенка;

· подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

С точки зрения концепции ребенка  как субъекта детской музыкальной  деятельности требования к отбору репертуара для слушания могут быть конкретизированы рядом принципов.

Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход - разным детям предлагается разная музыка.

Избирательное отношение ребенка  к музыке может проявляться по-разному - от предпочтения какого-либо конкретного  инструмента до музыки определенного  композитора...

Знакомясь с портретом современного ребенка-слушателя, вы, видимо, обратили внимание на то, что дети любят взрослые ретро-песни. Это песни, ставшие классикой, но, к сожалению, ребенку практически  негде их услышать, хотя они могли  бы составить прекрасный репертуар  для слушания, а также для последующего исполнительства и творчества.

Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания [12, C.198-200]

Кажется, что самый простой способ реализации данного принципа на практике - подбор произведений, в названии которых  уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.

Однако более глубокое понимание  данного принципа позволит вам подобрать  произведение, передающее нюансы детских  переживаний.

Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное - зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой - многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична [25, C.164].

Остановимся более подробно на раскрытии  последнего принципа.

Какие же задачи можно решать, подбирая специальный музыкальный репертуар  для слушания?

Эти задачи связаны:

· с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

· с развитием психических процессов - мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

· с развитием художественного  восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных  произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.

Музыкальный репертуар  для обогащения эмоционального опыта  ребенка. Напомним, что в дошкольном возрасте процесс развития ребенка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, культуру, и на этой основе - как процесс самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Иными словами, ведущей линией развития дошкольника становятся процессы социализации и культурации. Ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С. Выготский), познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Ведь, как мы уже говорили выше, музыка - это и есть собственно эмоция. Какие  же эмоции может испытывать ребенок, слушающий музыку?

Проблема сравнительного анализа  жизненных и музыкальных эмоций - одна из интереснейших в музыкальной  психологии

Для характеристики эмоций ребенка-слушателя  воспользуемся классификацией типов  эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как чувство жизни; эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки [32, C.182].

Во-первых, процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный  заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Вот примерный перечень музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса.

Утренние часы приема детей: «Улыбка» (В. Шаинский - М. Пляцковский), «Настоящий друг» (Б. Савельев - М. Пляцковский), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков - Ю. Энтин), «Голубой вагон» (В. Шаинский - Э. Успенский).

Утренняя зарядка: «Песенка про зарядку» (Г. Гладков - Г. Остер), «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский - Н. Носик), «Вместе весело шагать» (В. Шаинский - М. Матусовский), «Пластилиновая ворона» (В. Шаинский - Э. Успенский).

Одевание на прогулку : «Облака» (В. Шаинский - С. Козлов), «Какой чудесный день» (А. Флярковский - Е. Карганова), «Неприятность эту мы переживем» (Б. Савельев - А. Хаит), «Непогода» (Н. Лев - М. Дунаевский).

Тихий час: «Колыбельная» (В.А. Моцарт), «Колыбельная Умки» (А. Флярковский - С. Свириденко), «Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский - И. Токмакова), «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников - А. Гладков), «Перепелка» (И. Черницкая - Н. Сушева).

Игровая деятельность: «Песенка Чебурашки» (В. Шаинский - Э. Успенский), «Подарки» (В. Шаинский - М. Пляцковский), «Буратино» (Е. Крылатов - Ю. Энтин), «В мире много сказок» (В. Шаинский - Ю. Энтин).

Занятия:

· по физическому воспитанию «Утренняя  гимнастика» (В. Высоцкий);

· по изобразительной деятельности «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков -М. Пляцковский);

· по экологическому воспитанию «Кто же такие птички?» (А. Журбин - Б. Заходер), «Одуванчики» (В. Герчик - Р. Горская), «Доброе лето» (В.Иванникова - Е. Авдиенко), «Лесной колокольчик» (В. Иванникова - И.Башмакова);

· по развитию речи «Слова» (В. Шаинский - Р. Рождественский);

· по трудовому воспитанию «Всем  на свете нужен дом» (И. Ефремов  -Р.Сеф), «Птичий дом» (Д. Кабалевский - О. Высотская), «На даче» (В.Витлин - А. Пассова);

· музыкальные занятия «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский - А.Тимофеевский), «Мишка с куклой пляшут полечку» (М. Качурбина - Н.Найденова), «Новоселье» (Е. Тиличеева - В. Семернин) [29, C.173]

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать»  собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает ему установить такую связь, это  существенно обогащает эмоциональное  развитие дошкольника. Отметим, что  в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют  составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное  произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем  эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему  хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством  исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать  музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного  исполнения ребенок испытывает сильные  эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к  музыке, желания заниматься музыкальной  деятельностью.

В-четвертых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает выраженные в  музыке эмоции. Художественный образ  музыкального произведения наделен  определенным эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить  детям с помощью музыки тот  или иной образ, то лучше это сделать  на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет  целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных  для слушания и исполнения детьми. Назовем хотя бы все известные циклы детских пьес: «Детский альбом» П. Чайковского, «Петя и волк» С. Прокофьева, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные  эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Для растущего  человека предпочтительно отражение  в музыке позитивных эмоций. Чем  устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное  развитие.

Музыкальный репертуар  для решения задач психического развития ребенка. Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать репертуар в качестве фактора развития психических процессов, и в первую очередь, конечно, креативности, творческого воображения и мышления дошкольника [33, C.215-217].

Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации.

Вот примерный перечень произведений, слушание которых может оказать  существенное влияние на музыкальное  развитие ребенка.

1. С. Прокофьев. «Ромео  и Джульетта» - стремительный Меркуцио, неторопливый патер Лоренцо;

2. В.А. Моцарт. «Свадьба  Фигаро», «Волшебная флейта» - кокетливые женщины;

3. М. Глинка. «Руслан и  Людмила» - смешной, трусливый Фарлаф;

4. А. Бородин. «Князь  Игорь» - плачущая Ярославна.

5. К. Сен-Санс. «Карнавал  животных»;

6. П. Чайковский. «Шелкунчик»; С. Прокофьев. «Петя и волк».

7. О. Мессиан. «Каталог птиц», «Пробуждение птиц»;

8. Л. Бетховен. «Пасторальная»  симфония;

9. Э. Григ. «Ноктюрн» и  др.

Музыкальный репертуар  для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора. Круг этих задач решается, как правило, на музыкальных занятиях. Педагог-музыкант помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, интонационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются образовательными дошкольными программами.

Это произведения:

· небольшие по объему, время  их звучания не должно превышать 5 - 8 мин, что связано с особенностями  детского внимания (отвлекаемость, плохое сосредоточение) и недостаточностью развития произвольных процессов;

· с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

· разнообразные по стилям и жанрам;

· программные и непрограммные.

Итак, репертуар определяет содержание работы с детьми по восприятию музыкальных произведений - это существенная часть работы, но еще не вся работа. Помимо содержания представляется важным познакомиться с технологиями организации  процесса восприятия музыки детьми дошкольного  возраста [13, C. 173].

3.2  Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

 

В этом параграфе будет  предпринята попытка объяснить  необходимость использования в  педагогическом процессе ДОУ вариативных  технологий организации восприятия музыки дошкольниками.

Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду