Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44
Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на вечерах досуга и праздниках. Педагог традиционно посвящает часть музыкального занятия слушанию музыки, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают музыку дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.
Анализ учебных пособий по методике музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.) убедил нас в важности разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки дошкольниками. Это связано с тем, что сегодня, как уже неоднократно подчеркивалось на страницах нашего пособия, возможности музыки в целостном развитии и воспитании ребенка-дошкольника существенно расширены. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома [5, 28, 15].
Предлагаемые исследователями методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.
Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т.е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:
эмоциональное развитие;
· социализация и культурация;
· развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;
· особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.
Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Подчеркнем, что эффективность педагогической технологии всегда зависит от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские
технологии организации
процесса восприятия музыки дошкольниками,
следует изучить своеобразие
процесса восприятия в целом и
особенности становления
На каких же принципах базируются предлагаемые вариативные педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками?
1.
Принцип гуманизации — ведущий
принцип образования,
2. Принцип
учета возрастных и
3. Принцип
учета и развития субъектных
качеств и свойств ребенка
в ходе восприятия музыки, означающий
учет музыкальных интересов и
направленности ребенка на
Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
5.
Принцип педагогической
6. Принцип
профессионального
7. Принцип
целенаправленности процесса
Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.
9. Принцип
систематичности и
10. Принцип продуктивности
процесса детского восприятия
музыкальных произведений, означающий,
что результатом восприятия
11. Принцип синкретичности,
подразумевающий объединение
Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырех последовательных этапов:
1.
привлечение детского внимания
к слушанию музыки, настрой на
восприятие; первичное слушание
детьми музыкального
2.
повторное слушание с
3.
закрепление представлений о
прослушанной музыке в
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
На 2-м этапе педагог осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки, активизирует творческое воображение детей с помощью специальных игр и упражнений. Осуществляется данная работа в определенной логике.
Вводная часть. Разминка. Игры
и упражнения (2—3), направленные на
активизацию творческого
Основная часть. Организация
процесса восприятия детьми музыкальных
произведений (1 — 2), беседа о них, проведение
различных музыкальных
Заключительная часть. Проведение
нескольких игр (2 — 3) на развитие творческого
воображения детей в
Такую работу воспитатель
проводит с детьми 1 — 2 раза в неделю
в течение всего учебного года
совместно с музыкальным
Наблюдение проводится на музыкальных занятиях, в процессе слушания музыки по следующим критериям:
· интерес к слушанию музыки, сосредоточенность;
·
готовность самостоятельно определять
характер музыкального произведения,
опираясь на изменения доминирующих
средств музыкальной
· стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку;
·
самостоятельность детей в
Работа на заключительном
этапе технологии осуществляется в
форме интегрированных
Необходимое оборудование: магнитофон, кассеты с записью музыки, бумага, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки (по количеству детей).
В ходе занятия детям предлагается
прослушать «интересные истории, которые
расскажет музыка». Особенно подчеркивается
то, что музыка «рассказывает» свои
истории всем детям, но никому не рассказывает
одинаковых. Тем самым делается попытка
активизировать творческое воображение
каждого ребенка. После этого
дети слушают музыкальное
После слушания детям предлагается нарисовать то, что им «рассказала» музыка.
В процессе рисования музыкальное произведение воспроизводится еще 2 — 3 раза для активизации и развития фантазии. По окончании рисования дети комментируют свои рисунки.
Тем, кто испытывает определенные затруднения, воспитатель оказывает педагогическую поддержку (приложение 7).
Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.
Цель: обогащение и развитие представлений детей об эмоциях и чувствах посредством восприятия музыкальных произведений.
Этапы технологии
1 этап — развитие музыкально-
2 этап — обучение приемам
отражения результатов
3 этап — организация
деятельности по
Основу содержания системы
интегрированных занятий
Дошкольный возраст