Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной  деятельности, на вечерах досуга и  праздниках. Педагог традиционно  посвящает часть музыкального занятия слушанию музыки, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают музыку дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.

Анализ учебных пособий  по методике музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.) убедил нас в важности разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки дошкольниками. Это связано с тем, что сегодня, как уже неоднократно подчеркивалось на страницах нашего пособия, возможности музыки в целостном развитии и воспитании ребенка-дошкольника существенно расширены. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома [5, 28, 15].

Предлагаемые исследователями  методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются  в обновлении.

Конкретизируем возможности  процесса восприятия музыки в целостном  развитии ребенка-дошкольника, т.е. назовем  аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:

  эмоциональное развитие;

·      социализация и культурация;

·     развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;

· особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.

Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что  она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные  и итоговые результаты собственной  профессионально-педагогической деятельности.

Подчеркнем, что эффективность  педагогической технологии всегда зависит  от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного  психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские

технологии организации  процесса восприятия музыки дошкольниками, следует изучить своеобразие  процесса восприятия в целом и  особенности становления данного  вида детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

На каких же принципах  базируются предлагаемые вариативные  педагогические технологии организации  процесса восприятия музыки дошкольниками?

1.              Принцип гуманизации — ведущий  принцип образования, предполагающий  учет личности ребенка, индивидуальной  логики его развития в процессе  восприятия музыкальных произведений.

2.      Принцип  учета возрастных и индивидуальных  особенностей ребенка, показывающий  необходимость использования первичной  диагностики восприятия музыки  детьми и учитывающий ее результаты  и основные новообразования возраста  в ходе работы по слушанию  музыки.

3.      Принцип  учета и развития субъектных  качеств и свойств ребенка  в ходе восприятия музыки, означающий  учет музыкальных интересов и  направленности ребенка на конкретный  вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности,  своеобразия и характера музыкального  опыта; развития этих качеств  и свойств в музыкальной деятельности.

  Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

5.              Принцип педагогической поддержки,  направляющий действия педагога  на оказание помощи ребенку,  испытывающему те или иные  затруднения в процессе восприятия  музыки. Основной задачей воспитателя  становится решение совместно  с ребенком сложной ситуации  адекватными, доступными способами  и приемами. Основным критерием  реализации данного принципа  становится удовлетворенность дошкольника  самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6.      Принцип  профессионального сотрудничества  и сотворчества, означающий обязательное  профессиональное взаимодействие  музыкального педагога и воспитателя  в процессе организации восприятия  музыки дошкольниками, как в  целом и всего процесса музыкального  воспитания и развития воспитанников  ДОУ. Принцип подразумевает тесное  сотрудничество с семьей ребенка  в контексте проблем музыкального  развития и специалистами, работающими  в детском саду.

7.      Принцип  целенаправленности процесса восприятия  музыки детьми. Восприятие — это  целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в  ходе восприятия музыкальных  произведений, разнообразны, и педагогу  необходимо знать, ради достижения  какой цели организуется музыкальное  восприятие. Целенаправленность процесса  восприятия позволит определить  этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами  и приемами, содействующими лучшему  пониманию и проникновению ребенка  в музыкальное произведение, музыкальный  образ.

Принцип отбора музыкальных  произведений в процессе организации  восприятия музыки детьми дошкольного  возраста, означающий необходимость  критериального отбора музыкальных  произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного  раздела.

9.      Принцип  систематичности и последовательности  в организации процесса восприятия  музыки детьми, предполагающий планомерную  работу по восприятию музыкальных  произведений дошкольниками, постепенное  усложнение музыкального содержания  и приемов работы с детьми  на разных этапах педагогической  технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

10.  Принцип продуктивности  процесса детского восприятия  музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки  может явиться некий творческий  продукт, например образ, воплощенный  в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.

11.  Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных  методов активизации восприятия  музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации  восприятия музыки детьми дошкольного  возраста обусловлен логикой четырех  последовательных этапов:

1.              привлечение детского внимания  к слушанию музыки, настрой на  восприятие; первичное слушание  детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение  в него;

2.              повторное слушание с последующим  музыкальным анализом, разбором  впечатлений и используемых средств  музыкальной выразительности;

3.              закрепление представлений о  прослушанной музыке в музыкальном  опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем,  оценивать, желание послушать  его еще раз;

После организации музыкальной  зоны или уголка для слушания музыки необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось у  нас в группе?», настраивая их тем  самым на конкретный вид музыкальной  деятельности.

На 2-м этапе педагог  осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных  переживаний в ходе восприятия музыки, активизирует творческое воображение  детей с помощью специальных  игр и упражнений. Осуществляется данная работа в определенной логике.

Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения (2—3), направленные на активизацию творческого воображения  детей.

Основная часть. Организация  процесса восприятия детьми музыкальных  произведений (1 — 2), беседа о них, проведение различных музыкальных дидактических  игр.

Заключительная часть. Проведение нескольких игр (2 — 3) на развитие творческого  воображения детей в изобразительной  деятельности (рисовании).

Такую работу воспитатель  проводит с детьми 1 — 2 раза в неделю в течение всего учебного года совместно с музыкальным педагогом. По результатам работы (за один месяц) необходимо провести промежуточную диагностику, используя метод наблюдения и диагностики творческого воображения.

Наблюдение проводится на музыкальных занятиях, в процессе слушания музыки по следующим критериям:

·         интерес к слушанию музыки, сосредоточенность;

·         готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения, опираясь на изменения доминирующих средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику и т.д.), впечатления  и эмоции, которые она вызвала  у них;

·         стремление передать характер услышанного  музыкального произведения, своеобразие  музыкального образа в движении, действиях  под музыку;

·         самостоятельность детей в процессе слушания музыки, организация восприятия музыкальных произведений по их собственной  инициативе.

Работа на заключительном этапе технологии осуществляется в  форме интегрированных музыкально-изобразительных  занятий.

Необходимое оборудование: магнитофон, кассеты с записью  музыки, бумага, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки (по количеству детей).

В ходе занятия детям предлагается прослушать «интересные истории, которые  расскажет музыка». Особенно подчеркивается то, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаковых. Тем самым делается попытка  активизировать творческое воображение  каждого ребенка. После этого  дети слушают музыкальное произведение, название которого не сообщается, чтобы  не ограничивать детское воображение.

После слушания детям предлагается нарисовать то, что им «рассказала» музыка.

В процессе рисования музыкальное  произведение воспроизводится еще 2 — 3 раза для активизации и развития фантазии. По окончании рисования  дети комментируют свои рисунки.

Тем, кто испытывает определенные затруднения, воспитатель оказывает  педагогическую поддержку (приложение 7).

Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

Цель: обогащение и развитие представлений детей об эмоциях  и чувствах посредством восприятия музыкальных произведений.

Этапы  технологии

1 этап — развитие музыкально-слухового  опыта детей, его расширение  и обогащение в процессе знакомства  с различными музыкальными произведениями.

2 этап — обучение приемам  отражения результатов восприятия  в различных видах художественно-творческой  деятельности.

3 этап — организация  деятельности по самостоятельному  отражению продуктов восприятия  в различных видах деятельности.

Основу содержания системы  интегрированных занятий составляет репертуарное планирование музыкальных  и художественных произведений, которое  включает в себя различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, хореография).

Выводы к III главе

Дошкольный возраст чрезвычайно  важен для последующего овладения  человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно  для их последующего развития, духовного  становления.

Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду