Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

Музыкальные игры – ведущая  форма организации ритмических  движений. В основе игры чаще всего  музыка, которая подсказывает ход  действий сюжетной игры, музыкальную  характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Игра на детских музыкальных  инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую  окраску, объясняют расположение высоких  и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание [5, C.36].

Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности  ребенка. Дети учатся чувствовать и  понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

Выводы к I главе

Одним из ярких средств  воспитания является музыка. «Музыка  посредница между жизнью ума и  жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом  искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения  в хоре, но и знакомство с творчеством  отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения  дошкольника. Чередование различных  видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых  качеств и индивидуальности. С  развитием всех этих навыков, музыкальная  деятельность создает необходимые  условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает  первоначальные основы общей культуры будущего человека.

 

Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель

2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности

 

Слушание музыки - самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности.

Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.

По мнению Е.В. Назайкинского, существуют два процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые существенно различаются. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха»[24, C.91].

 Действительно, музыкальное  восприятие как разновидность  художественного восприятия - не  просто отражение художественного  произведения в сознании, а сложный  процесс соучастия и сотворчества  воспринимающего с автором произведения. От деятельности создателя, творца  произведения искусства художественное  восприятие отличает то, что оно  «движется в обратном направлении  - от восприятия результата (произведения  в целом) к заложенной в нем  идее. Продуктом восприятия становится  «вторичный» образ и смысл,  который совпадает и не совпадает  с образом и идеей, задуманными  автором» [26, C.49]. Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведения что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отношению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен - он тоже творчество» [26, C.90].

Развитое художественное восприятие может быть представлено и как  одномоментный и как фундаментальный, более длительный и развернутый  акт.

При одномоментном акте восприятия музыкального произведения различают  три фазы (С.Х. Раппопорт):

1. предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);

2. коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с искусством, в частности с музыкой, а также художественное переживание);

3. посткоммуникативную (формируются оценка, суждение). Как правило, развитое художественное восприятие не останавливается на одномоментном акте.

Фундаментальное художественное восприятие представляет собой единство трех аспектов - познавательного, чувственного (сенсорно-эмоционального) и нравственно-аффективного. Это  единство выражается в трехкомпонентной модели (Б.П. Юсов, Ю.Н. Протопопов):

1. художественная музыкальная эрудиция, выражающаяся в знании различных  сведений из области данного  вида искусства, опыте представлений  и образов (познавательный аспект);

2. эмоциональная отзывчивость на  элементы формы и содержания»  в произведении искусства, которая  позволяет оценить целостность  художественного образа и средств  его выражения (сенсорно-эмоциональный  аспект);

3. сопереживание и умение выражать  свое суждение об искусстве  в доступной для окружающих  форме, умение общения по поводу  искусства (нравственно-аффективный  аспект).

Итак, полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании  и в том случае, когда слушатель  вступает в сотворчество с создателем музыкального произведения в ходе его  прослушивания. Условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию:

· музыкальная эрудиция;

· определенный уровень развития чувственно-эмоциональной  сферы;

· способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве.

Все это в совокупности с настроением  и отношением воспринимающего к  процессу слушания музыки и образует в конечном счете музыкальный вкус человека.

Художественное восприятие детей  дошкольного возраста в общих  чертах сходно с развитым художественным восприятием взрослого человека.

Процесс музыкального восприятия детей  и взрослых характеризуют следующие  параметры (Н.А. Терентьева):

· эмоциональность (интенсивность  и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);

· нестандартность мышления (способность  к парадоксам, оригинальным сравнениям);

· целостность-дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем конкретному видению их составляющих);

· глубина и широта ассоциативной  деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).

В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется  «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его  основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности» [5, C.98]. В музыкальном восприятии ребенка также имеют место три компонента структуры развитого художественного восприятия. Но эти компоненты находятся в ином соотношении, нежели в структуре художественного восприятия более высокой степени развития. Их качественное содержание связано с возрастными возможностями слушателя.

Кроме того, музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными  характеристиками, свойственными только этому возрасту.

Высокая эмоциональность  восприятия музыкальных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу», - отмечал Л. С. Выготский [10, C.255].

У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают  эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними  переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних  эмоций без осознания того, что  в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает  свои впечатления о музыке, это  значит, что он способен глубоко  ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и  интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать  показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в  эстетическое переживание. Это достигается  при побуждении детей к эмоциональной  отзывчивости на музыку, более глубокому  ее познанию.

Таким образом, высокая эмоциональность  является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.

Но такой процесс развития художественного  восприятия детей возможен только в  том случае, если развитию художественного  восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.

Творческий характер восприятия музыкальных произведений. Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.

Дети учатся «слышать музыку как  содержательное искусство, несущее  в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» [17, C.32].

Содержание произведения не переходит - как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, - из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определенным умственной, душевной, духовной деятельностью  читателя. Деятельность эта есть творчество (В.Ф. Асмус).

Творческая деятельность способствует дальнейшему развитию художественного  восприятия, но и само восприятие музыки является ведущим видом деятельности. «И исполнительство, и творчество детей  базируются на ярких музыкальных  впечатлениях» [27, C.3]. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной художественной деятельности могут служить средствами его развития.

Особый характер слушательских реакций на музыкальное произведение. Помимо высокой эмоциональности и творчества музыкальное восприятие дошкольников характеризует некая связь с внешними опорами. Это выражается в специфическом действии, вернее содействии: когда ребенок становится на позицию героя произведения, только так он может понять заложенный в произведении смысл.

Восприятие музыки детьми, в отличие  от взрослого, может показаться ограниченным, так как приходится иметь дело с неразвитостью детского мышления, памяти, речи, ограниченностью словарного запаса. Как правило, результаты музыкального восприятия исследуются по словесным  описаниям детей. Но высказывания детей  лишь относительно отражают то, что  они переживают. По мнению Н.А. Ветлугиной [8, C.46], судить о полноте и глубине восприятия детьми музыки можно на основании наблюдений за их непосредственными двигательными реакциями в процессе так называемых свободных плясок, игр-упражнений, где движения выбирают сами дети.

Эмоциональные реакции не всегда могут  быть объяснимы ребенком как в  силу сравнительно небольшого словарного запаса, так и в силу неосознанности настроения, вызванного музыкальным  произведением.

Постепенно у детей накапливается  слуховой опыт, развивается эстетическое отношение к музыке, познавательная активность, зарождается оценка, и, как следствие, восприятие музыки становится все более глубоким и осознанным.

2.1.1 Формы слушания музыки

Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах.

  1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкальноритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. Слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.
  2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.
  3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4—5 произведений, из которых 1—2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном — простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой, например: «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т.д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более 1 —2 произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий.
  4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительный момент на концертах — знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям.
  5. Слушание как часть музыкального занятия может занимать 2—4 мин, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10—12 мин в средней группе и 15—20 мин в старшей и подготовительной группах [15, C.90-91].

Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду