Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки

В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведений. Исполнение, как вокальное, так и инструментальное, должно точно передавать художественный образ произведения, быть простым и эмоционально-выразительным. В первый раз восприятие произведения, как правило, поверхностно, поэтому нужно исполнять его повторно. Следует также возвращаться к прослушанным произведениям на последующих занятиях. Задача педагога — направлять музыкальное восприятие ребенка. В ее решении важную роль играет слово педагога, который раскрывает содержание произведения, помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Педагог пользуется различными формами словесного руководства: сообщает название произведения, проводит краткую беседу перед и после слушания музыки или в нескольких словах знакомит детей с содержанием исполняемого. Например, перед исполнением сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова педагог говорит, что с весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Но не всякое произведение вызывает конкретный образ в восприятии ребенка. Иногда музыка может вызывать и создавать только определенное настроение. Следовательно, не всякое произведение требует особого пояснения. Если оно несложное, доступно пониманию детей (например, колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, вальс Н. Леви, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского), педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. После исполнения такого произведения педагог беседует с детьми, спрашивает о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

Слушанию музыки может предшествовать поэтическое слово и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, составленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сюжетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринимали его как единственно возможное толкование музыкального произведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении.

Если в музыкальном произведении есть какие-либо яркие особенности, то педагог в беседе с детьми обращает на них специальное внимание и тут же проигрывает соответствующие части или фразы. Например, после исполнения песни М. Красева «Веселая дудочка» педагог обращает внимание на вступление, в котором изображается игра на дудочке, а после исполнения «Песни и пляски птиц» Н.А. Римского-Корсакова указывает на изобразительные моменты: подражание кукованию кукушки, высокий регистр, то тихое, то громкое звучание — поют то маленькие, то большие птицы, т.е. педагог в беседе с детьми указывает на те средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, создавая музыкальный образ произведения [15, C. 92].

Слово, обращенное к детям, по своей  тональности должно соответствовать  характеру произведения: звучать  тепло, ласково, когда говорится  о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т.д.

Формы словесного руководства зависят  также от конкретных воспитательных задач данного занятия и возрастных особенностей детей.

В беседах, пояснениях педагог использует наблюдения детей за окружающей жизнью, природой, опыт знакомства с различными рассказами и сказками. Учитывая особенности  того или иного возраста, педагог  во время бесед может показать соответствующие картинки, игрушки, в младших возрастных группах — ставить вопросы и как бы от имени ребенка самому отвечать на них: «Ты, Коля, конечно, знаешь, что характер этой пляски бодрый. Маша очень внимательно на меня смотрит, она хочет сказать, что музыка звучала сначала громко, а потом тихо» и т.д. В старших группах, пользуясь рекомендациями Д.Б. Кабалевского, проводить беседы по вопросам: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Что музыка изображает?

Постановка перед детьми познавательных задач формирует их оценочные суждения.

2.2  Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах

Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в  целом, т.е. ее эмоциональное содержание. Родители, воспитатели наблюдали случаи, когда дети 2—2,5 лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую.

Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать только небольшие по объему музыкальные произведения.

У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной  памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но уметь узнавать её.  Например, детям предлагается узнать песню по мелодии, спетой без слов или исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инструментальной музыки, он напоминает им, что эту музыку надо только слушать.

Слушание музыки в младшей и  средней группах может быть частью занятия или методическим приемом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения. Прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младшей группе в процессе слушания музыки педагог стремится:

  • вызывать у них радостное настроение, чтобы дети накапливали музыкальные впечатления;
  • развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его;
  • развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

  • формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение;
  • развивать память путем узнавания произведения по сыгранной мелодии или пропетой без слов;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;
  • средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.

На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень краткие  сведения, направленные на разъяснение  прослушанных произведений. Поэтому  важно требовать от детей точных, конкретных ответов.

Систематическое слушание музыки вырабатывает у детей устойчивость слухового  внимания. Именно это помогает ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.

В целом в музыке для детей  младшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности (постоянству) репертуара, к ограниченному количеству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдут в повседневную жизнь, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара.

Слушание музыки организуется поэтапно:

  1. первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением;
  2. повторное слушание, разбор произведения, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности;
  3. узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразител ьности.

На каждом из этих этапов применяются  определенные методические приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению.

В младших группах в ходе пояснений  педагог может использовать игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.

Судить об активном музыкальном  восприятии следует по высказываниям  детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о заинтересованности детей или об отсутствии таковой.

На втором этапе — повторном слушании — перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т.е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.

Этот этап характеризуется углубленным  восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной  выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях.

В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения, потому что хотят вновь пережить вызванные ими чувства.

Желательно, чтобы знакомые детям  музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах: аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение [15, C. 96].

В старшем дошкольном возрасте продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает как раздел занятия, методический прием работы или как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания — дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в записи.

В процессе слушания музыки старшими дошкольниками педагог стремится:

  • приучать детей с вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания;
  • воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;
  • прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра;
  • приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;
  • развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры;
  • развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;
  • вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.

Произведения, предназначенные для  слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности.

Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладною искусства. Словесные приемы становятся более развернутыми, способствующие более углубленному восприятию музыкальных произведений.

Широко используется жизненный  опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услышанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одного мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро-быстро. Мчится конь — только копыта стучат. Послушайте пьесу “Смелый наездник” Р. Шумана» — и исполнить ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценочным суждениям и их аргументации.

Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду