Музыкальное обучение в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду 4
1.1 Музыкальное обучение в детском саду 4
1.2 Виды музыкальной деятельности 6
Выводы к I главе 10
Глава II. Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель 11
2.1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности 11
2.1.1 Формы слушания музыки 15
2.1.2 Общая характеристика приемов обучения слушанию музыки 16
2.2 Особенности обучения слушанию музыки в разных возрастных группах 18
2.3 Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика 24
Выводы ко II главе 29
Глава III. Организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении 30
3.1 Проблема отбора репертуара для слушания музыки 30
3.2 Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 36
Выводы к III главе 43
Заключение 44

Работа содержит 1 файл

курсовая музыка (восстановлен).docx

— 111.71 Кб (Скачать)

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Общество заинтересовано сохранить  и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную  культуру. Дети должны развиваться  через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического  мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Музыкальное воспитание является составной частью эстетического  воспитания. Эффективность музыкального воспитания напрямую зависит от реализации в воспитательно – образовательном процессе системного, комплексного, интегрированного и личностного подходов. Музыкальное воспитание способствует формированию музыкальной культуры личности и её духовному развитию в целом.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой  опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и  их оттенков, может расширить эти  представления. Помимо нравственного  аспекта, музыкальное воспитание имеет  большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Необходимо с раннего  возраста создать условия для  развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы  с раннего детства дети учились  относиться к музыке не только как  к средству увеселения, но и как  к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет  примитивным, но оно значимо для  личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно  приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно  важен для последующего овладения  человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно  для их последующего развития, духовного  становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Общество заинтересовано сохранить  и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную  культуру. Дети должны развиваться  через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического  мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.

Знакомство ребенка в  дошкольном учреждении с многообразной  музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами  специально для детей, развивает  у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает  предпосылки для дальнейшего  формирования основ музыкальной  культуры и успешного развития музыкальных  способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного  интереса, эмоционального подъема ребенок  способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить  для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются  и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную  отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и  сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения  эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам  и в детском саду, и дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Использование музыки в развитии творческого воображения  детей 5-го года

1. Конспект занятия  на музыку М.П. Мусоргского  «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

Цель: активизация и развитие творческого  воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи:

1. Обогащение представлений детей  о «птенцах» и «невылупившихся  птенцах».

2. Активизация детской фантазии  и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.

3. Развитие самостоятельной творческой  деятельности дошкольников.

Атрибуты: качественная аудиозапись  музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского  «Картинки с выставки» (например, в исполнении С. Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые  предметы для рисования красками или восковыми мелками.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, дети, кто  к нам в гости пришел, такой  желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?

Правильно, это птенчик! Чей же это  детеныш, как вы думаете? Это птенец курочки, цыпленок. Давайте посмотрим  на картину, она называется «Птичий  двор», чьих птенцов мы там с вами увидим?

Кто-нибудь видел когда-нибудь живых  птенцов? Где вы их видели, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и  он один, а нас вон как много. Давайте прислушаемся...

Наш птенец рассказал, что он очень  скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?

Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них  целую историю, да не простую, а музыкальную. Хотите ее послушать? (Обращается к  игрушечному птенцу.) А ты, наш  пушистенький птенчик, хочешь послушать?

Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение. (Слушание музыки.)

Вам понравилась музыка, ребятки? О  чем она рассказала? Как вам  кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?

Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, танец их немного  неуклюж, ведь они еще совсем крохотные! А музыка, под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся птенцов». Итак, что вы представили  себе, пока звучала музыка? (Воспитатель  подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц, или птенцов, которые еще не вылупились! Но характеры у них уже разные. Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.

(Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих придуманных птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.)

Воспитатель. Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим  рассказам у него столько братьев  и сестренок появилось. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадовался, давайте нарисуем для  него невылупившихся птенцов, каждый нарисует своего птенца, и мы устроим выставку ваших работ, а птенца оставим  наедине со своими родственниками. Всем будет хорошо и весело.

Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам, она подскажет, как разукрасить  птенцов, какие подобрать для  них цвета. Может быть, кто-то из вас  нарисует не одного, а двух или даже трех птенцов. Пожалуйста, начинайте  рисовать, а я включу музыку, вот  так негромко, пусть звучит и помогает вам рисовать. А наш птенец будет  наблюдать за вашей работой и  постарается выбрать себе самого красивого братика или сестренку, а с ними и самого лучшего художника-фантазера.

(Дети рисуют под музыку, которая  звучит несколько раз, так как  произведение непродолжительно  по звучанию. Лучше использовать ее как фон в начале и в конце рисования.)

Молодцы ребятки! Какие красивые рисунки  у вас получились! (Анализ детских  работ.)

Воспитатель (обращаясь к игрушечному  птенцу). Ты доволен, птенец? Ведь у тебя появились братик и сестренка. А  кто у нас самый лучший фантазер в группе? Согласна с тобой, все ребята молодцы, все очень постарались. А теперь соберем рисунки, расположим их на стенде и посадим нашего птенца рядышком, пусть любуется.

Для самостоятельной деятельности детей можно предложить танец-импровизацию «Балет невылупившихся птенцов» или  коллективную лепку.

 

2. Конспект игры-фантазии  на музыку В. Гаврилина «Часики» (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки)

 

Цель: развитие творческого воображения  детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыкальных  произведений. Задачи:

1. Обогащение представлений детей  о времени, часовом механизме.

2. Активизация детской фантазии.

3. Развитие танцевального творчества  и импровизации в передаче  музыкального образа.

4. Развитие самостоятельной творческой  деятельности детей в процессе  слушания музыки.

5. Развитие интереса к музыкальному  искусству.

Атрибуты: качественная аудиозапись  музыкальной пьесы «Часики» из альбома  В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р. Хараджаняна), магнитофон, часы разных моделей (настенные, ручные мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).

Ход игры: во время тихого часа воспитатель  организует в группе лавку часового мастера Тик-Така, в которой собраны самые разные часы. Старинные часы заменят репродукции или увеличенные фотографии. В роли часовщика может выступить один из воспитателей или музыкальный руководитель.

Воспитатель. Давайте, ребятки, поскорее проснемся, приведем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в увлекательное путешествие, в  гости к старому мастеру Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.

Посмотрим, куда мы с вами попали, в  какой удивительный магазин, сколько  в нем разных часов! Кто мне  скажет, зачем нам с вами нужны  часы? А у кого есть дома часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у  кого-нибудь часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства?

Тик - Так. Здравствуйте, дети, будьте здоровы, берегите время! Меня зовут  Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? И тебя? (Обращается к каждому ребенку.) Попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та... А теперь представьте, что вы - часики, такие красивые, звонкие... Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. Молодцы, замечательно получилось! Мои часы могут многому вас научить.

Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю  моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем (кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает некоторые из часов). Молодцы, почти все угадали. Но хватит, я  больше рассказывать не хочу, обычно в  это время я слушаю музыку и  вас приглашаю на маленький концерт. Но концерт этот с секретом, ведь музыка моя тоже про мои любимые  часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки. (Дети рассаживаются, звучит музыка.)

Как вам кажется, ребята, про какие  часы эта музыка? Покажите. Почему ты так решил? А ты?

А я никак не могу отгадать, что-то не получается. Давайте послушаем  еще раз. (Обращается к ребенку, который  не смог ответить с первого раза.) А ты теперь как думаешь, какие  часы похожи на эту музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.

А мне кажется, что таких часов  здесь нет, хотя у меня есть целая  коллекция! Но оказывается, я ошибался (расстроен, плачет).

Воспитатель. Ребята, мы должны успокоить  Тик-Така, помочь ему, он ведь так расстроился! Как же нам помочь ему? А давайте-ка сами превратимся в часы и представим, что часики, которые он не может найти, это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая, придумывайте, какие часики вы будете изображать, стрелочки в них должны ходить в такт, четко, под настроение музыки, да и сами часики должны быть непростыми, а волшебными.

Информация о работе Музыкальное обучение в детском саду