Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:25, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………...55
Привлечение старых навыков и представлений сопровождалось тогда естественной активностью самих детей, что делало излишним показ -подсказку педагога; проявления творчества стимулировались специальными методическими приемами (соревнование, оценка, участие воспитателя в качестве солиста и другое). Здесь же педагог подсказывает: «Надо играть как в «Кошки-мышки»; он разъясняет, кого следует выпускать из круга, а кого нет.
Конечно, на этой стадии подсказка преобладает над другими приемами, но по нашему убеждению, это так и должно было быть, если считать, что использование игры-аналога является своеобразной подсказкой. Она необходима для того, чтобы внести разнообразие и в дальнейшую самостоятельную музыкально-творческую деятельность детей.
Мы приводили уже примеры интересных и самостоятельных творческих проявлений появившихся после проведенного занятия. Если на прошлых стадиях применялись некоторые специальные приемы, активизирующие проявления творчества, то здесь использование игры-аналога можно так же считать одним из своеобразных приемов, активизирующих в дальнейшем проявления детского творчества.
Вот почему и на этой стадии работы можно отметить все три последовательных методических принципа:
1. Использование
тех возможностей произведения, которые
активизируют творчество;
2. Развитие
представлений и навыков детей (здесь
- представлений о
знакомой игре «Кошки-мышки»);
3. Использование специальных приемов.
Итак, преобладание подсказки, которая характеризует методику педагогического руководства, на данной стадии не противоречит основной цели работы - активизированию творческих действий детей.
V стадия. Коллективная композиция движений кругового хоровода.
К
началу этого этапа работы у детей уже
сформировался определенный круг навыков
обыгрывания народных песен. С одной стороны,
они познакомились с импровизационными
композициями, с другой-научились целесообразно
использовать некоторые народные традиции
при создании игры.
На данной стадии им должно было понадобится и то, и другое. Действительно, без умения находить движения, соответствующие данной музыке, данному тексту, без умения пользоваться некоторыми особенностями народной игры в качестве аналога, трудно было бы удачно подбирать движения и при коллективном составлении законченной хороводной игры.
Цель педагогической работы на этой стадии заключается в обучении детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной теме.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым не трудно найти самим детям. Одна из них - песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая; характерная повторность интонаций, свойственная народной песне. Лирический текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый типично народными ласкательно уменьшительными названиями («земелюшка», «березка», «листочки», «травонька», «цветики»), подсказывает разнообразные, но в общем мягкие и плавные имитационные движения, парная повторность стихов в строфе и музыкальных предложений в напеве указывает на возможность соответствующего чередования движений в хороводе.
К его композиционному построению можно перейти только тогда, когда песня усвоена детьми хорошо. Как и на предыдущих стадиях, прежде всего, следует вызвать у ребят желание передать в игре, посредством движений, яркие образы родной природы. Выразительное исполнение песни педагогом, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста с элементарным анализом художественных средств - вот основные приемы, подготавливающие ребят к придумыванию хороводных движений. Именно в результате этой предварительной работы они должны осознать, что игровые движения под эту песню не могут быть быстрыми и резкими, они должны передавать содержание каждого куплета и т.д.
У детей есть уже конкретные представления о хороводах, поэтому задача, поставленная педагогом, является для них отвлеченной. (Мы лишь напомнили, что хороводы бывают разные). Чаще всего все участники делают движения вокруг одного ребенка («Заинька», «Каравай») или вокруг дерева. Но бывает, что в кругу никого нет, и все выполняют движения одновременно («Калина»).
Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений мы ввели элемент соревнования: «Кто из детей интереснее придумает движения». Затем предложенные варианты были оценены и отобраны педагогом и испробованы в исполнении. После этого была произведена игра. Этому предшествовал разносторонний и подробный анализ произведения, ибо перед детьми ставилась задача не просто отразить в движении общий характер песни, но подобрать последовательный ряд движений, соответствующих ее различным частям.
Итак, за основу системы использования фольклорных песен, игр с целью формирования художественно-творческих способностей и творческих проявлений была взята такая последовательность заданий, которая строится на их усложнении и предусматривает постепенное накопление навыков творческого обыгрывания песен: от импровизаций к планомерным композициям, от частичных проявлений творчества к созданию законченных игр и песен, от малых форм фольклора к развернутым народным игровым песням.
Учитывая, что народные песни-игры отличаются целым рядом замечательных особенностей, способствующих проявлениям творчества, в методике использования этих произведений важное значение имеет прием анализа песни-игры. Цель этого приема - ярче выделить для детей ее богатые, музыкальные, поэтические и игровые возможности. Именно с этого мы и начинали педагогическое руководство на каждой из названных стадий. Использование возможности самого произведения являлось здесь первым и особым приемом формирования художественно-творческих способностей детей.
Что касается применения других специальных приемов, активизирующих эти способности, то их достаточно много: словесное поощрение в творчестве; выбор солистов по желанию детей; соревнования нескольких солистов; соревнование двух подгрупп; привлечение детей к оценке; участие воспитателя как солиста и т.д.
Специфика названных нами приемов не исключает, однако, необходимости в использовании тех трех общих методических принципов педагогического руководства, о которых мы неоднократно говорили: обязательный анализ, расширение представлений в процессе обучения, опора на имеющиеся навыки и применения разнообразных специальных приемов активизации творческих проявлений.
К музыкальному творчеству привлекались дети, без различия их индивидуальных данных. Ведь нельзя говорить о способностях ребенка прежде, чем мы приобщим его к музыкально-творческому опыту, ибо только тогда и происходит достаточно отчетливое выявление и становление его способностей. По этой же причине мы ни в коем случае не отказывались от музыкального развития тех детей, которые на первый взгляд расценивались как неспособные.
Попытаемся
увидеть, какие же изменения произошли
в музыкально-творческом развитии детей.
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов исследования. Контрольный этап
Цель: проверить насколько эффективны оказались предложенные формы участия детей в музыкально-игровом творчестве.
контрольная диагностика производилась аналогично констатирующему этапу исследования.
В ней оценивались:
Мы оценивали качественную подготовку детей, полученную в результате нашей работы. К ним мы отнесли:
- выразительность, индивидуальную манеру исполнения танцевальных образов;
- создание законченных танцевальных композиций;
В целом, показатели контрольной диагностики свидетельствуют о значительных возрастных творческих возможностях детей. Проявлялся повышенный интерес к народному танцу, достаточно заметные изменения техничного исполнения танцевальных элементов и движений, отличающихся выразительностью, эмоциональностью, яркими образами.
Все это говорит об эффективности разработанной и примененной нами в формирующем обучении методики
Положительная динамика была отмечена у всех детей в физическом развитии: улучшилась осанка, движения стали свободными, организованными, более непринужденными, точными. Дети стали легче, изящнее, более раскрепощеннее двигаться, быстрее осваивать незнакомые движения, появилась плавность и выразительность движений.
Достигнуты успехи в музыкально-игровом партнерстве, образном перевоплощении. Заметны сдвиги в формировании чувства ритма.
Была
замечена корректировка внешних проявлений,
поведения, общения дошкольников. Дети
стали более дисциплинированными, организованными,
терпеливыми по отношению друг к другу.
Таблица №2 дает наглядное представление о произошедших изменениях.
№п/п | Список детей | Двигательные умения | Чувство ритма | Умение передать игровые образы |
1. | Аксёнова Катя | В | В | В |
2. | Авдеев Андрей | С | С | В |
3. | Клименко Таня | В | С | В |
4. | Киссин Миша | С | В | В |
5. | Максименко Лиза | В | В | В |
6. | Николаева Оля | В | В | В |
7. | Панасенко Саша | С | В | В |
8. | Паномаренко Даша | С | С | С |
9. | Фоминых Аня | В | С | В |
10. | Фролова Юля | В | С | С |
11. | Фролов Алёша | С | В | В |
12. | Яковлев Саша | В | В | В |
В |
- высокий уровень
развития
С |
- средний уровень
развития
На основе
таблицы 2 можно составить диаграмму.
ДИАГРАММА
Анализ
Дети показали высокий уровень творческих проявлений. Этому способствовали творческие задания, активизирующие детей.
Приведем некоторые характеристики детей, за которыми велось постоянное наблюдение с целью выявления динамики их музыкально - творческого развития.
Андрей А.: стал более активным, сосредоточенным, старается при выполнении
творческих заданий, при исполнении хороводов, участия в народных
играх.
Хорошо усвоил движения танцевально – игрового творчества,
сформировались чувства ритма,
стали выразительные движения.
Таня К.: в ходе обучения стала проявлять интерес к танцевальной
деятельности. Ей особенно нравится выполнять творческие
задания, что способствует формированию чувства ритма,
двигательной активности. Умеет
воспринимать слухом
рисунок. Часто самостоятельно предлагала разные варианты
движений.
Лиза М.: все элементы – двигательные, чувство ритма, танцевально – игровые
усвоила быстро.
Очень эмоциональна и выразительна в разнообразных движениях.
Испытывает при этом радость, чувство самовыражения и
удовлетворения полученным
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества