Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:25, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………...55
Гуси бегут. Волк
ловит кого-нибудь и пойманного уводит
к себе.
Приложение
В содержание занятий включены некоторые
разработки формирующего эксперимента
у Михайловой М.А.
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и спать пошла. Уснула Нина и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум.
Видит - пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой - клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может. Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу, Хочешь, секрет покажу!"
Нине она говорит.
Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось-
Кошка вдруг говорить научилась: "Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!"
- Нине она говорит.
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет –
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее –
Звуки все выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише
молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться".
Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась
до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Кончаловская Н.
ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
ХОД
ИГРЫ. Детям раздают карточки. На фортепиано
или в грамзаписи звучит мелодия: "Зайчик"
М. Старокадомского, "Медведь" В. Ребикова,
"Воробушки" М. Красева. Дети узнают
мелодию и поднимают нужную карточку.
В процессе игры развивается умение различать
звуки низкого, среднего и верхнего регистров.
БУБЕНЧИКИ
Жили
были три веселых бубенчика: Динь, Дан
и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик
Динь пел тоненьким, высоким голоском.
"Динь-динь!" - звенела его песенка.
Средний бубенчик Дан пел свою песенку
"Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика
Дон голосок был потолще, пониже, чем у
его друзей, и его песенка " Дон –
дон " звучала по – другому.
Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой
из них нарисован бубенчик. Бубенчики
поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик
звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте
песенку каждого бубенчика и одновременно
покажите рукой бубенчики, изображенные
на разных линейках.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
ХОД ИГРЫ. Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
СКОК, СКОК, СКОК, СКОК
А теперь до пятого цветка - и опять вниз:
СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, СКОК
А теперь на второй цветок - и вниз. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда - вниз.
СКОК, СКОК, СКОК!
ПРИМЕЧАНИЕ. Пение слов "Скок, скок, скок!" сопровождайте движением руки. Звуки, как это видно из рисунков, повышаются последовательно, как говорят музыканты, движутся постепенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне или другом мелодическом инструменте. Ребенок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той музыке, которую сыграл на металлофоне взрослый. Если нет металлофона, прыжки ученого кузнечика можно изобразить голосом. Чтобы сделать игровое задание более интересным, кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику тоненькой указки (карандаша). Во время пения ребенок сможет "управлять" кузнечиком. Если он при этом сам будет припевать слова "Скок, скок!", то жест и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.
Спойте с детьми движение девочки по лесенке вверх и вниз несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движение мелодии вверх, припевая слова "топ, топ, топ, топ" вместо текста и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка.
Пропев
слова "топ, топ, топ, топ" понижая
голос, попросите угадать, вверх или вниз
по лесенке движется девочка.
К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает подойти к нему: "Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки". Слышится стук в дверь. Взрослый подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: "Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу". Ребенок медленно ударяет в бубен, мишка в руках взрослого ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные принимающие в игре участие дети хлопают. Аналогичным образом взрослый обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звон колокольчика.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Вместо игрушек бибабо можно использовать
любые другие, с которыми привык играть
ребенок.
ЗАЙЦЫ
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделан разрез или кармашек, в который могут вставляться картинки-"Зайцы спят", "Зайцы пляшут").
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. "Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку". В грамзаписи звучит мелодия колыбельной или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее и по просьбе взрослого вставляет соответствующую картинку в прорези или кармашек на планшете. Участвующие в игре могут аплодировать тому, кто правильно выполнил задание.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Взрослый может не пользоваться грамзаписью,
а напевать мелодию колыбельной или на
слог "ля" напевать любую плясовую
мелодию (хорошо использовать напевы русских
народных плясовых: "Ах ты, береза",
"Ах вы, сени", "Как у наших у ворот").
Ритмический рисунок колыбельной отличается
от ритма пляски, и это должны научиться
различать дети.
НАУЧИ МАТРЕШЕК ТАНЦЕВАТЬ
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
ХОД ИГРЫ. В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей - маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками.
При
повторении игры ведущим может стать ребенок,
правильно выполнивший задание.
ИГРА "ТЕНЬ-ТЕНЬ
Спойте вашему малышу хорошо знакомую
песню "Тень-тень" и для развития
у него ритмического чувства выполните
ряд игровых заданий.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка:
"Пойди, догоняй-ка"!
Похвалялися ежи:
"У нас шубки хороши!"
Похвалялись блохи:
"И у нас неплохи".
Похвалялся медведь:
"Могу песни я петь!"
Похвалялася коза:
"Всем вам выколю глаза!"
1. Спойте песню вместе с ребенком, постарайтесь, чтобы он запомнил
текст.
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества