Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:25, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………...55
Департамент
образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт
педагогики и психологии
образования
Кафедра
эстетического воспитания
Панфилова Вера Федоровна,
студентка VI курса (07)
Музыкально
– игровой фольклор
в развитии детского
музыкального творчества.
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Дубровская Е.А., кандидат
Рецензент:
Курочкина И.Н., доктор
профессор
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования………………………………………………
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание
и методика проведения
эксперимента………………………………………………
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный
этап …………………………………................
Выводы………………………………………………………………
Методические
рекомендации..................
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение……………………………………………………
Формирование детского музыкального творчества является одной из наиболее важных проблем приобщения детей к искусству. Особое внимание уделено этому вопросу в исследования Е.Ю. Флериной,
К. Головской, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, к концу 40 – х годов появляются ценные исследования Н.П. Усовой. В них показано, что правильно организованное обучение помогает формированию различных способностей.
Способность к творческим проявлениям, как отмечают исследователи, возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Запорожец и др.).
Вот почему важно решать задачи творческого развития личности на этапе дошкольного воспитания, поскольку дошкольное детство, как известно, является оптимальным периодом в приобщении ребенка к миру прекрасного. Именно в дошкольном возрасте возникает возможность первого общения с искусством, его восприятие, первые его оценки, первые импровизации. Следовательно, в современных условиях перед педагогом стоит важная задача создания необходимых условий для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной деятельности с целью развития художественного восприятия, творческих способностей.
Вопрос о детском творчестве до сих пор остается актуальным вопросом психологии и педагогики, поскольку его решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка (Л.С. Выготский). Детское творчество признается сегодня многими зарубежными и отечественными исследователями. Однако при этом подчеркивается его условность, отличие от творчества взрослых, которое предполагает создание на основе определенного замысла нового продукта, обладающего общественной ценностью.
Детское
творчество такой ценностью не
обладает, хотя может доставлять
истинное наслаждение (детский
рисунок, танцевальные
Но, как
отмечает Н.А. Ветлугина, оно
имеет общественно –
Детское
музыкальное творчество может
быть в какой – то степени
и исполнительским и
Исполнительская деятельность проявляется в определенном индивидуальном отношении ребенка к исполняемому произведению, в способах проявления этого отношения, в особом эмоциональном настрое при исполнении песен, танцев и т.д.
Продуктивное творчество проявляется в пении в виде звукоподражаний или сочетании несложных мелодий разного характера в музыкальной игре – в передаче музыкального, игрового образа средствами доступных выразительных движений, подчеркивающих характерные особенности того или иного персонажа, в танце – в виде комбинирования знакомых танцевальных движений или поиска новых, на основе накопленного опыта, знаний, навыков.
Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка (Усова А.П., Павлова Л.Н., Князева О.Л., Маханева М.Д. и др.). Фольклор уникален по своей природе. Народное искусство рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Приобщение детей пятого года жизни к музыкально – игровому фольклору - путь к их творческому развитию.
Объект исследования: музыкальное творчество детей.
Предмет исследования: процесс формирования предпосылок к творческой деятельности у детей 4-5 лет, средствами музыкально – игрового фольклора.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на
практике разработанные формы
и методы формирования
Гипотеза исследования: процесс формирования творческих проявлений дошкольников 4-5 лет, средствами народного искусства будет проходить успешно, если подобрать формы участия детей в музыкально – игровом фольклоре, соответствующее данному возрасту.
К ним мы относим:
- внесение новых
движений и комбинаций в
- обыгрывание произведений песенно – игрового фольклора;
- составление
композиции игр на основе
Методы исследования:
- анализ психолого
– педагогической и
- наблюдение за дошкольниками;
- педагогический эксперимент;
- анализ результатов
исследования.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого – педагогические основы формирования творческих способностей у детей пятого года жизни
В теории отечественного дошкольного воспитания влияние искусства и художественной деятельности на развитие и эстетическое формирование личности ребенка дошкольника рассматривается в трудах Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой,Е.А. Флериной и др.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте происходит процесс становления личности ребенка, развитие ее новых качеств: речь в единстве с мышлением поднимается на новую, более высокую ступень, появляется произвольность внимания, памяти, на основе расширяющегося опыта развиваются зачатки творческого воображения, складывается система эмоциональных и познавательных процессов, чувства становятся разнообразными и более устойчивыми. Поэтому педагоги рассматривают период' дошкольного детства как наиболее сензитивный для приобщения детей к творческой деятельности.
Согласно
возрастным возможностям детей дошкольного
возраста в системе дошкольного воспитания
используются следующие виды искусства:
живопись, скульптура, музыка, графика,
декоративное прикладное искусство, хореография,
литература, которые составляют содержание
изобразительной деятельности, музыкальной,
художественно-речевой, театрализованной
и игровых видов художественной деятельности.
Взаимодействуя между собой, они комплексно
воздействуют на ребенка, обеспечивая
его всестороннее развитие.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, педагоги в их творческой деятельности выделяют три основных этапа, по отношению к которым определяют три группы показателей качества творческих отношений, способов действий и продукции.
I этап - выбор сюжета, возникновение, развитие и оформление замысла в гипотетическом плане. Этому этапу соответствует первая группа показателей, характеризующая отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые ситуации, искренность переживаний. Этот этап творческого процесса можно соотнести с поисковой фазой, в ходе способностей - интеллектуальная инициатива и активность, выражающаяся у детей дошкольного возраста в желании что-либо придумать, изменить, сочинить, и в стремлении реализовать этот замысел.
II этап
- включает в себя реализацию замысла,
в процессе которого дети
подбирают выразительные средства, ищут
способы решения задач, что
обязательно предполагает владение детьми
элементарными умениями и
навыками. Этот этап характеризует вторая
группа показателей,
определяющих качество способов творческих
действий детей: быстрота
реакций, находчивость при решении новых
задач, использование различных
вариантов, комбинирование знакомых элементов
в новые сочетания,
оригинальность способов действий. Этот
этап соответствует поисковой и
исполнительской способности к изменению
стереотипов в мысленных
операциях, способность к активной реализации
своего замысла, волевой
саморегуляции.
III этап - анализ результатов действий
продукции (рисунка, песенки,
игры и т.п.). Он тесно связан с двумя предыдущими
и считается их логическим продолжением
и завершением, главной целью, которой
является формирование оценочных суждений
детей.
Этому этапу соответствует третья группа показателей, характеризующих качество детской продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунках, музыкально-танцевальной композиции, игре и пр.; поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества