Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:25, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

    3. Различные композиции игр на основе народной песни.

     В основу системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества была взята определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I – ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных традиций (IV - V стадии). 

      I стадия. Первоначальные творческие проявления при исполнении русских народных игр.

     На первом занятии детям предложили свободную пляску в игре «Заинька-горностаинька» («Ну-ка, зайка, скоком-скоком, перед нами боком-боком, ну-ка, зайка, попляши и другого поищи») или найти свои сочетания имитационных и плясовых движений в игре «Заинька, выходи...» - это, в сущности, вызывает активизацию первых проявлений художественно-творческих способностей детей. Естественно, что такие задания должны быть умственными и исходить из самой игровой ситуации. Выбор игры должен быть обусловлен предварительным тщательным анализом ее возможностей.

    Ход игры:

  1. Дети идут хороводом, «заинька» прыгает в середине круга.
  2. «Заяц» пытается выскочить из круга, дети его не выпускают.
  3. «Заяц» свободно скачет, пляшет. Дети хлопают в ладоши.

      Развитие мелодии этой песни, четкий плясовой ритм, а так же само

содержание текста побуждают детей к плясовым движениям. Разнообразие этих движений обусловлено и самим ходом игры: «зайца» выпустят из круга только после того, как он весело спляшет.

     При разучивании песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам. Более отчетливое представление о сущности конкретного художественного образа может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Например, мы говорим детям: «Музыка в песне и ласковая, и одновременно шутливо-веселая». Детям нравится «заинька». Они его называют ласково «заинька», «серенький» и, не желая отпускать, играют с ним, заставляя скакать и плясать. Только после этого они соглашаются выпустить «заиньку».

     Однако, когда мы предложили ребятам изобразить зайца, у большинства ребят движения оказались неритмичными и не достаточно разнообразными. Тогда использовались объяснение и показ педагога, для дополнительного развития нужных для данного задания представлений музыкально-двигательных навыков. В данном случае развитие представлений и навыков выразилось в том, что мы напомнили детям, как бесшумно и мягко прыгают зайцы. Напомнили мы и о том, что зайцы могут плясать по-разному, например, хлопать «лапками», приседать, выставлять ногу на пятку и т.д. Для лучшего усвоения ритма детям было предложено предварительно «прохлопать» в ладоши всю песню во время ее исполнения.

     Только после этого мы перешли к специальным методическим приемам, активизирующим творческие действия. («Дети не выпускайте «заиньку» из круга до тех пор, пока он не спляшет красиво, интересно, по-своему»).

     Привлечение к оценке движений солиста всех участников (в данном случае все дети оценивают выступление «зайца»), самого воспитателя как один из вариантов педагогического показа - именно эти приемы и активизируют детей в их творческих проявлениях. Но эти приемы можно использовать тогда, когда интересны, с одной стороны, возможности самого произведения, а с другой - возможности детей, их представления и навыки.

     Во время первых двух игр движение детей были однообразными, повторяющимися, многие дети не участвовали в игре, мотивом было не отсутствие желания, а не умение проявить себя. Но позднее дети полюбили эту игру, перестали чувствовать себя неловко. Мы поняли, что подобное использование народных игр с пением вполне доступно как на общих, музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей. Проявились они в области имитационно-плясовых движений - «зайцы» плясали разнообразно: и в присядку, и в полуприсядку, и «грели лапки», и махали ими, как бы прощаясь и т.д. Изменения коснулись даже сюжета игры. Так, появились еще 2 варианта того же «Заиньки»:

      1) Если какой-нибудь слишком озорной «заяц» на второй куплет успевал выскочить из круга, то игра, естественно на этом не заканчивалась;

     2) Иногда появлялась дополнительная пляска «зайца» в конце игры. Это происходило тогда, когда детям не нравилось, как пляшет «заяц». В этом случае они не выпускали его из круга и заставляли его плясать под веселую мелодию еще раз. Так игра приобрела и плясовую концовку, которая, кстати, очень характерна для многих народно-традиционных хороводов.

     II и III стадии. Обыгрывание малых форм музыкально-игрового фольклора.

     На этом этапе можно перейти к более сложным творческим заданиям-обыгрывание игровых песен. Но, прежде чем брать целые песни с развернутым рядом действий и действующих лиц («Как у наших у ворот...»), очень полезно сначала использовать для этой цели коротенькие прибаутки и потешки.

      Колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши - это большой и своеобразный раздел фольклора. Широк круг его педагогического использования. И в этих маленьких действенных музыкальных картинках содержится также превосходный материал для развития у детей художественно-творческих способностей и умений музыкально-игровой импровизации.

     Выразить в движении музыкально-поэтическую сущность небольшой сначала песенки - вот эта задача стояла перед детьми, как показало исследование, они воспринимают и пытаются решить ее с явным интересом.

     Задача педагога - заинтересовать детей не только сказочным текстом, но и самой музыкой. Нужно показать, что неторопливый темп, незамысловатый многократно повторяющийся ритм попевки («Уж как шла лиса...») сами по себе подсказывают однообразный и несколько важный стиль походки лисы. Внезапный «взлет» мелодии подчеркивает появление чего-то неожиданного по ходу текста песни: лиса нашла грамоту.

     Таким образом, как и на первой стадии, начинать работу по активизации творческого воображения детей следует со знакомства с произведением.

      Следующий этап - развитие детских навыков и представлений - здесь так же необходим. Дети должны вспомнить и, быть может, предварительно показать характерные особенности движений лисы, а педагогу следует дополнить и уточнить действия детей.

     Эти задания при индивидуально-групповой работе (особенно для формирования художественно-творческих способностей у мало активных детей), оказываются необходимым этапом, предваряющим дальнейшую коллективную работу по составлению игр на общих музыкальных занятиях.

     Третья стадия сводиться к некоторому усложнению и продолжению второй стадии. По методике она мало, чем от нее отличается, но все-таки ее можно определить как импровизированную драматизацию, более развернутых народных песен. Задания этой стадии приемлемы и для индивидуально-групповых и для общих музыкальных занятий.

     В песнях с более развернутым содержанием, участвуют уже несколько солистов. В песнях типа «Как у наших у ворот» появляются моменты одновременного участия и всех остальных детей (например, на припев «Ай, люли...» все хлопают в ладоши).

     На первых порах активизация всей группы детей на припеве может проходить с помощью педагога. В дальнейшем в аналогичных случаях должны проявлять активизацию уже сами дети. Иногда в таких песнях они предлагали водить хоровод. Обычно движения его были просты: помимо выступления солиста на запев добавлялась еще ходьба по кругу и хлопки в ладоши всего хоровода на припев. Это уже переход от чистого импровизирования и планомерному составлению коллективной игры.

     Итак, вторая и третья стадии, отличаясь от первой более сложным характером заданий  (надо  не только  найти  отдельные движения,  но изобразить сценку), отличаются от нее и большей индивидуализацией в методике. Здесь педагог имеет особую возможность стимулирования творческого развития внимания тем ребятам, которые требуют особого индивидуального подхода для формирования их творческих проявлений.

      Тем не менее, характер методических приемов остается тут общим для всех стадий.

    IV стадия. Сочинение игры и песни по типу данной народной игры.

      Творческие задания, которые предлагаются детям на четвертой стадии характеризуются тем, что их результатом должны быть композиционно зафиксированные игры. Это еще не настоящие круговые хороводы, движения к которым будут коллективно подбираться в заключительной стадии, но всего лишь подвижные игры с народной песней, построенные по типу народной игры.

      Существует ряд попевок и песен, само содержание которых подсказывает их обыгрывание не путем прямой драматизации, а по аналогии с другой известной игрой (иногда, к сожалению, утерявшей мелодию). До нас дошло множество утерявших игровую оформленность попевок, которые, однако, ограниченно связываются с ловишками, горелками и т.п. Это обстоятельство, характерное для современного составления детского песенно-игрового фольклора, мы попытались использовать в заданиях четвертой стадии.

      Всем известна народная попевка «Дождик». По своему происхождению это закличка: «Дождик, дождик, пуще...». Однако, есть в ней и элемент дразнилки. Дети, веселясь под дождем, как бы «дразнят его». Этим попевка близка к дразнилке «У медведя во бору» из одноименной игры, что и навело нас на мысль использовать «Дождик» в подобной же игре: дети дразнят не медведя, а дождик и затем убегают от последнего, когда он пошел сильнее.

      Известная прибаутка «Две тетери», например, хорошо обыгрывается по типу традиционной игры «Кошки-мышки». Мелодия попевки в своей первой части относительно спокойна и завершена; вторая часть отличается несколько торопливым характером, что подсказывается самим действием (птицы второпях клюют творог и улетают). Если обыгрывать песню именно так, то получается обычная музыкальная драматизация, в которой дети тренировались на второй и третьей стадиях. Однако, литературное содержание попевки как бы подсказывает введение еще одного персонажа, который догоняет тетерь. В этом случае игра превращается в хороводные ловишки, традиционным приемом которых являются столь любимые детьми «Кошки-мышки». Приведем пример занятия, на котором создавалась игра «Две тетери».

     Педагог: Дети, сейчас мы с вами придумаем игру под песню «Две тетери». Вы ее хорошо знаете. Давайте повторим эту песню (поют песню). Ребята, а ведь музыка сама подсказывает игру: она сначала спокойная, потом торопливая - это прилетели тетери, они торопятся поклевывать творог, пока их не прогнал кто-нибудь, и улететь.

     Дети, знаете ли вы игру «Кошки-мышки»?

     Помните, мы в нее играли. Аня, расскажи, как в нее играют.

    Аня: Кошка ловит мышек.

    Педагог: А кого ребята не пускают?

    Дети: Кошку!

     Педагог: Игру «Кошки-мышки» мы все любим. А теперь придумаем игру «Две тетери». Представьте, стоит чашка творогу. А около нее девочка, отвернулась. Две тетери прилетят, поклюют и улетят, а девочка побежит за тетерями. А кого ребята будут защищать?

    Одни дети: Девочку!

    Другие дети: Нет, тетерь!

     Педагог: Если девочка прозевала, то тетери могут улететь, не надо было ей отворачиваться. Мы тетерь выпустим, а девочке дорогу закроем.

     Игра, созданная таким путем, не является еще полностью детской композицией, так как здесь еще очевидно непосредственное участие педагога.

     но такие варианты использования народных игровых песен активизирует музыкально-творческие способности детей.

     Следует отметить, что созданная таким путем игра «Две тетери» пользовалась у детей особым успехом. Они играли в нее всюду: и на улице, и в группе. Появились и варианты игры: на первые строки песни дети шли, а не стояли на месте; выбирали сразу двух сторожей, вместо одного. Таким образом, результатом было и явное обогащение, активизация детской самостоятельной музыкально-игровой деятельности, творческих проявлений в них.

      Теперь проанализируем методическую сторону этого этапа работы. Проследим сначала занятие, которое проходило по такому плану:

  1. Повторение песни.
  2. Беседа (анализ песни).
  3. Анализ игры - аналога («Кошки-мышки»).
  4. Составление игры с помощью наводящих вопросов педагога.
  5. Исполнение новой игры.

     Остановимся на четвертом пункте, на вопросе о характере педагогического руководства при непосредственном составлении игры.

     С первого взгляда кажется, что методика «явной подсказки», примененная здесь, должна противоречить задаче формирования у детей именно самостоятельных творческих действий. Действительно, на предыдущих стадиях, вмешательство педагога не казалось столь навязчивым.

Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества