Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:25, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………...55
Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:
Нас особо интересовала импровизационно – творческая функция. Музыкально – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие: « А мы просо сеяли» - воспроизводятся движения крестьянского труда « Две тетери» - в основе игра – «Ловишки», хоровод « Бояре, а мы к вам пришли» - целое театрализованное действо (невеста, семья, жених). « Земелюшка – чернозем» - ( березка выросла, рвали цветы, заплетали венки). Подбирая и выполняя определенные действия, дети использует движения из области народной хореографии, плясовые элементы, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского творчества.
Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс подбора движений элементов драматизации. Ребенок перевоплощается в героя, переживает ситуацию действия, воплощает его образ: учится выразительно двигаться петь, танцевать. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции.
Таким образом, творчество входит в жизнь ребенка через игру, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в любой сфере практической и художественной.
Изучение и анализ литературы разной направленности
( психологической, педагогической, методической, искусствоведческой) позволил сделать следующие выводы:
- детское музыкальное творчество есть педагогически обусловленное явление.
- формирование музыкального творчества детей – обязательное условие развития современного дошкольника.
- одним
из эффективных средств творческого развития
ребенка является музыкально – игровой
фольклор.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа эксперимента
Цель нашей опытно-экспериментальной работы заключалась в том, чтобы подтвердить мысль о возможности и эффективности использования музыкально-игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников.
Эксперимент проводился на базе «Центр развития ребенка детский сад № 953» с октября по апрель месяц 2009 – 2010гг. в средней группе. Для организации исследовательской работы было задействовано 12 детей.
Констатирующий этап исследования был направлен на диагностику следующих умений дошкольников:
Исполнительское творчество в музыкально-народной игре оценивалось нами по критерию отражения в движениях особенностей музыкального образа, двигательных умений. Также проведена диагностика ритмического чувства у детей.
Перед детьми ставились различные выразительные задачи. Необходимо было передать соответствие музыки и характера исполняемого движения.
Методика обследования была следующая.
Были выбраны самые легкие песенки, заучивающиеся сами собой:
«Идет коза рогатая», «Зайчик», «Солнышко».
Напеваю песню, внимание в это время все направлено на детей.
Беседа начинается примерно так: «Идет коза рогатая».
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Кто соску сосет, молока не пьет,
Того я забоду, на рога посажу.
- Кто будет козой? Кто сумеет показать, как козочка рожки наставляет, да бодается? Как ходит козочка, да как скачет? А как она бодается? Где у нее рожки? На лбу, конечно. (Все дети показывают, как козочка бодается). Теперь встанем в кружок и будем играть в козу рогатую, в козу бодатую. Она будет стараться кого-нибудь в кружке забодать; кого она забодает, тот станет козой и за нее в круг пойдет, а она в кружке с детьми будет кружиться. Только мы сразу не дадим ей забодать, кого захочет. Как только она на кого - нибудь рога наставит, так кружок быстрей завертится, чтобы ей за ним сразу не поспеть.
Мы меняем ход игры, чтобы кружка не было. Дети двигались хаотично.
Рассмотрим другую игру
«Солнышко».
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.
Где твои детки, где малолетки!
Сидят на поветке в соломенной клетке!
-Давайте
солнышко вызывать! А как выдумаете, что
это за детки у солнышка? Дети отвечали:
«Это его свет», «Птички у солнышка детки».
Ну хорошо, будем играть, что у солнышка
детки - лучи его светлые, что от солнышка
тянуться и на ветки ложатся, или это птички,
которых солнышко любит и греет, как своих
родных деток. Бегите все, кто куда хочет,
и зовите, маните солнышко. Кто сумеет
его лучше звать? (Кто-то звал солнышко
обеими ручками, кто головкой, но некоторые
дети не реагировали на эту игру). При этом
каждый жест поощрялся.
Рассмотрим еще
одну игру, завершающую «Зайчик».
Зайчик ты, зайчик, коротеньки ножки,
На этих, на ножках сафьяновы сапожки.
Медведь-то мне дядя, лисица - сестрица,
Журавль долгоногий бежал по дороге,
На мельницу ездил, диковинку видел.
Коза муку мелит, козел засыпает.
Козлятки маленьки в дудочку играют.
А сороки-белобоки пошли танцевати.
Сова ножкой топ, топ!
Глазищами хлоп,
хлоп!
Припоминаем, какие тут звери? Кто будет зайчиком? Кто медведем? Распределили роли. Дальше предоставляется полная свобода игры.
Движения были разными, кто-то просто маршировал, кто-то ходил гуськом, ну а некоторые дети оставались пассивными к игре.
Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что детям 4-х лет была более интересна задача образного перевоплощения, чем составление еще при этом неких музыкальных композиций.
Данный вывод на наш взгляд основывался на том, что задача перевоплощения более близка к игровой ситуации, если не сказать, что это и есть игра, в которой дети чувствовали себя увереннее и могли более активно, непосредственно и эмоционально выражать переживаемые ими чувства.
На основании наблюдений за детьми были составлены уровни музыкальных проявлений.
Высокий. Ребенок обладает определенными навыками в самостоятельном использовании танцевальных элементов; наличие индивидуальной манеры исполнения; яркое образное перевоплощение, проявляющееся в передаче характера музыкального образа. Чувство ритма сформировано.
Средний. Ребенок пытается проявить свои творческие способности, что выражается в эмоциональной передаче характера музыкального образа; не имеет достаточно прочных навыков в самостоятельном использовании танцевальных элементов, необходима помощь педагога. Не всегда сразу воспринимает ритм.
Низкий. Ребенок не может выполнить ни одной творческой задачи, проявляет внешнее безразличие к исполнению танца и образному перевоплощению. Чувство ритма не развито.
Результаты обследования представлены в таблице 1. Таблица 1.
№п/п | Список детей | Двигательные умения | Чувство ритма | Умение передать игровые образы |
1. | Аксёнова Катя | В | С | С |
2. | Авдеев Андрей | Н | Н | Н |
3. | Клименко Таня | В | С | С |
4. | Киссин Миша | Н | Н | Н |
5. | Максименко Лиза | С | С | С |
6. | Николаева Оля | С | Н | Н |
7. | Панасенко Саша | В | С | С |
8. | Паномаренко Даша | С | Н | Н |
9. | Фоминых Аня | В | С | С |
10. | Фролова Юля | С | Н | Н |
11. | Фролов Алёша | Н | Н | Н |
12. | Яковлев Стёпа | В | С | С |
В |
- высокий уровень
развития
С |
- средний уровень
развития
Н |
- низкий уровень развития
В целом данные констатирующего этапа позволили нам сделать следующие выводы:
1.
Анализ творческих проявлений дошкольников
позволил
констатировать следующее: дети обладали
некоторым запасом движений в
единстве с музыкой.
2.
Не достаточно развито чувство ритма,
что мешает творческой
самостоятельности детей.
3. Слабо владеют образным перевоплощением.
На основе анализа
мы можем составить следующую диаграмму.
2.2 Содержание, формы и методы контроль опытно –
экспериментальной работы. Формирующие этап
Реальное существование детских творческих проявлений позволяет ставить вопрос об их дальнейшем развитии. Существование специфических особенностей произведений игрового фольклора привело нас к мысли о важности разработки целенаправленной педагогической системы использования народных песен - игр, активизации творческих возможностей детей.
Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности.
В большинстве случаев мы использовали игры, которые касаются сюжетно-двигательной стороны.
Формами участия детей в музыкально-игровом творчестве являлись:
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества