Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

ВКР 2.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд. Учебное пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 672 с.

17. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. Общая психология. - М.: изд-во ЭКСМО, 2006. – 560 с.

  1. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.: Академия, 2000. – 408с.

19. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Д.В. Минджерицкой.  - М.: Просвещение, 1973. – 111 с.

20. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Е. Россоха, О. В Шапарь : под общ. ред. В. Б Шапарь - Изд 2-е  - Ростов Н/Д.: Феникс 2006. – 808 с.

21. Эльконин. Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 328 с.

22. Эльконин. Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

23. Http://www.novygorod.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ФИ ребенка

 

Показатели

 

Устойчивость внимания

 

Произвольность внимания

 

Распределение и переключение внимания

вывод

1

Анастасия. А.

с

н

Н

н

2

Иван. Ч.

с

С

н

с

3

Алина. О.

в

с

С

с

4

Ильнара Н.

н

н

с

н

5

Геннадий. Г.

в

с

Н

с

6

Александра. А.

н

с

С

с

7

Савелий. Л.

с

н

С

с

8

Антон. П

с

н

С

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

«Небо, воздух, земля»

Цель: научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры.

Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. на слово» Земля» дети приседают, касаясь руками пола, На слово «небо»-поднимают руки вверх,»Воздух»-руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.      

 

«Ножками затопали»

Цель: развивать длительность внимания, быстроту внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.

Ход игры.

Под песню «Ножками затопали «дети шагают по кругу на месте лицом друг другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается, на окончание музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми (ножками затопали, зашагали по полу, не зевай, руки поднимай!)

 

 

«Змейка»

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку пространства.

Ход игры.

Ведущий ребенок под музыку» Чешской народной мелодии»бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. Носильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий-четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

«Поймай снежинку»

Вариант 1.

Цель: развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.

Ход игры. Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончании музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».

Вариант 2.

Цель: научить точно выполнять движения то правой, то левой рукой.

Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

«Холодно – тепло»

Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двудольном размере.

Ход игры.

Дети стоят в свободном построении лицом к педагогу. На звучание русской народной песни «полянка» дети с силой бросают руки вниз в «холодную воду» со словом «Ой» на ударную долю с первого по восьмой такты. На последующие 8 тактов - в «горячую воду» со словом «Ай» поочередно каждой рукой на сильную и слабые доли.  Игровая ситуация активизирует детей, когда движения рук заменяются притопами, чтобы изобразить движением»сильные и слабые брызги»

 

«По водицу»

Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение четвертных и половинных длительностей.

Ход игры.

Под русскую народную песню «соловьем залетным»дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах бедра с водой. Передвижениями проговаривают текст:

Воду в ведрах мы несем

И ни капли не прольем.

По дорожке мы шагаем,

Как устанем - отдыхаем.

На четверти дети шагают. На половинные длительности в конце фраз приседают.

 

«Мотылек»

Вариант 1.

Цель: развивать слуховое внимание, наблюдательность, речевой слух..

Ход игры. Дети изображают порхающих мотыльков. На слово «летал» - двигаются легким бегом свободно по залу. На слово: «присел» - дети приседают. Игра проводится под песню «мотылек».

Вариант 2.

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры. В соответствии с поставленной задачей текст игры изменяется. Дети двигаются легким бегом, приседая на слова «Цветок», «Пенек», «Лужок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

«Не зевай»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмически рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Ход игры.

Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» Анна Александрова педагог называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмичным проговариванием слов «Не зевай! «остальными детьми.

 

«Пчела»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Ход игры.

Под пение песни «Пчела» (слова. В. Викторова, музыка В.Герчик) в исполнении взрослого дети двигаются в свободном направлении. Услышав звукоподражание «Жу-жу!», дети  останавливаются и плавно поднимают и опускают руки через стороны по два раза, имитируя движения пчелы.

 

«Ветерок»

Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные ощущения.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, проговаривают текст.

Ветерок к нам прилетел,

Поиграть здесь захотел.

До кого он долетит,

Тот быстрее побежит.

Под музыку ф. Шуберта «Контрданс» ребенок - ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становится следующий ребенок, который продолжает игру.

«Столяры»

Цель: учить детей распределять внимание, развивать ритмизированную речь, четкую дикцию.

Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и настраиваются на выполнение имитационных действий, проговаривая ритмизировано текст в двухдольном размере.

Будем дружно мы играть,

Столяров изображать:

И пилить, и строгать,

Гвозди крепко забивать.

Первая колонна имитирует первое действие столяра, вторая – второе, третья – третье. Под ритмичную музыку действия выполняются всеми играющими одновременно, затем порядок играющих в колоннах меняется.

 

«Птицы»

Цель: Учить распределять внимание.

Ход игры. Участники игры делятся на три подгруппы – вороны, воробьи, ласточки. Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.

текст

движения

Вороны:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимая выше ножки.

Воробьи:

Зернышки клюем, сидим,

Да за кошкою следим.

Ласточки:

Мы летаем, мы летаем,

Ветер теплый догоняем.

 

Дети двигаются в колонне друг за другом, выполняя шаг с высоким подниманием колена.

Дети приседают и постукивают пальцами по полу.

 

Дети разбегаются врассыпную, плавно поднимая и опуская руки через стороны.

 

Услышав музыку, дети, исполняющие роли других птиц, двигаются одновременно с «ласточками»: «вороны» - высоким шагом по большому кругу, «воробьи» сидят в центре круга и клюют зернышки, «ласточки» свободно летают по всему пространству, не наталкиваясь на других птиц. Игра повторяется три раза, чтобы игроки могли изображать разных птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 



Информация о работе Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста