Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа
Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд. Учебное пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 672 с.
17. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. Общая психология. - М.: изд-во ЭКСМО, 2006. – 560 с.
19. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Д.В. Минджерицкой. - М.: Просвещение, 1973. – 111 с.
20. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Е. Россоха, О. В Шапарь : под общ. ред. В. Б Шапарь - Изд 2-е - Ростов Н/Д.: Феникс 2006. – 808 с.
21. Эльконин. Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 328 с.
22. Эльконин. Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
23. Http://www.novygorod.ru/
№
| ФИ ребенка
| Показатели |
| ||
Устойчивость внимания
| Произвольность внимания
| Распределение и переключение внимания | вывод | ||
1 | Анастасия. А. | с | н | Н | н |
2 | Иван. Ч. | с | С | н | с |
3 | Алина. О. | в | с | С | с |
4 | Ильнара Н. | н | н | с | н |
5 | Геннадий. Г. | в | с | Н | с |
6 | Александра. А. | н | с | С | с |
7 | Савелий. Л. | с | н | С | с |
8 | Антон. П | с | н | С | с |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Небо, воздух, земля»
Цель: научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры.
Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. на слово» Земля» дети приседают, касаясь руками пола, На слово «небо»-поднимают руки вверх,»Воздух»-руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.
Цель: развивать длительность внимания, быстроту внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные.
Ход игры.
Под песню «Ножками затопали «дети шагают по кругу на месте лицом друг другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается, на окончание музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми (ножками затопали, зашагали по полу, не зевай, руки поднимай!)
«Змейка»
Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку пространства.
Ход игры.
Ведущий ребенок под музыку» Чешской народной мелодии»бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. Носильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий-четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
«Поймай снежинку»
Вариант 1.
Цель: развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.
Ход игры. Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончании музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».
Вариант 2.
Цель: научить точно выполнять движения то правой, то левой рукой.
Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двудольном размере.
Ход игры.
Дети стоят в свободном построении лицом к педагогу. На звучание русской народной песни «полянка» дети с силой бросают руки вниз в «холодную воду» со словом «Ой» на ударную долю с первого по восьмой такты. На последующие 8 тактов - в «горячую воду» со словом «Ай» поочередно каждой рукой на сильную и слабые доли. Игровая ситуация активизирует детей, когда движения рук заменяются притопами, чтобы изобразить движением»сильные и слабые брызги»
Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение четвертных и половинных длительностей.
Ход игры.
Под русскую народную песню «соловьем залетным»дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах бедра с водой. Передвижениями проговаривают текст:
Воду в ведрах мы несем
И ни капли не прольем.
По дорожке мы шагаем,
Как устанем - отдыхаем.
На четверти дети шагают. На половинные длительности в конце фраз приседают.
«Мотылек»
Вариант 1.
Цель: развивать слуховое внимание, наблюдательность, речевой слух..
Ход игры. Дети изображают порхающих мотыльков. На слово «летал» - двигаются легким бегом свободно по залу. На слово: «присел» - дети приседают. Игра проводится под песню «мотылек».
Вариант 2.
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры. В соответствии с поставленной задачей текст игры изменяется. Дети двигаются легким бегом, приседая на слова «Цветок», «Пенек», «Лужок».
Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмически рисунок.
Оборудование: бубны по количеству детей.
Ход игры.
Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» Анна Александрова педагог называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмичным проговариванием слов «Не зевай! «остальными детьми.
«Пчела»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Ход игры.
Под пение песни «Пчела» (слова. В. Викторова, музыка В.Герчик) в исполнении взрослого дети двигаются в свободном направлении. Услышав звукоподражание «Жу-жу!», дети останавливаются и плавно поднимают и опускают руки через стороны по два раза, имитируя движения пчелы.
Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные ощущения.
Ход игры.
Дети стоят в кругу, проговаривают текст.
Ветерок к нам прилетел,
Поиграть здесь захотел.
До кого он долетит,
Тот быстрее побежит.
Под музыку ф. Шуберта «Контрданс» ребенок - ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становится следующий ребенок, который продолжает игру.
«Столяры»
Цель: учить детей распределять внимание, развивать ритмизированную речь, четкую дикцию.
Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и настраиваются на выполнение имитационных действий, проговаривая ритмизировано текст в двухдольном размере.
Будем дружно мы играть,
Столяров изображать:
И пилить, и строгать,
Гвозди крепко забивать.
Первая колонна имитирует первое действие столяра, вторая – второе, третья – третье. Под ритмичную музыку действия выполняются всеми играющими одновременно, затем порядок играющих в колоннах меняется.
«Птицы»
Цель: Учить распределять внимание.
Ход игры. Участники игры делятся на три подгруппы – вороны, воробьи, ласточки. Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.
текст | движения |
Вороны: Мы шагаем по дорожке, Поднимая выше ножки. Воробьи: Зернышки клюем, сидим, Да за кошкою следим. Ласточки: Мы летаем, мы летаем, Ветер теплый догоняем.
| Дети двигаются в колонне друг за другом, выполняя шаг с высоким подниманием колена. Дети приседают и постукивают пальцами по полу.
Дети разбегаются врассыпную, плавно поднимая и опуская руки через стороны. |
Услышав музыку, дети, исполняющие роли других птиц, двигаются одновременно с «ласточками»: «вороны» - высоким шагом по большому кругу, «воробьи» сидят в центре круга и клюют зернышки, «ласточки» свободно летают по всему пространству, не наталкиваясь на других птиц. Игра повторяется три раза, чтобы игроки могли изображать разных птиц.
34