Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

ВКР 2.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Произвольность внимания: Средний уровень развития произвольности внимания показали Иван, Алина, Гена, Саша, потому что было допущено три ошибки в дополнении элементов фигур. На низком уровне оказался Стас, Савелий, Антон (было допущено более трех ошибок в дополнении элементов фигур). Так как в работе детей были допущены ошибки,  высокий уровень развития внимания не достиг ни один ребенок.

Распределение и переключение внимания находятся на следующих уровнях: низкий -  у Насти, Ивана, Гены, так как они очень много отвлекались, сделали много ошибок. Все остальные респонденты продемонстрировали средний уровень  развития распределения и переключаемости внимания.                

Проведя диагностическое исследование на  выявление уровня развития внимания в старшем дошкольном возрасте показало, что сформированность внимания находится на среднем уровне. (Приложение)

 

Уровень развития внимания.

 

Высокий уровень - отсутствует

 

 
Средний уровень – 70%

 

 
Низкий уровень – 30%

 

      

 

 

Результаты диагностики выявили, что  у 70% - средний уровень развития внимания, у 30% - низкий, что отражено на диаграмме.

Таким образом, проведенная диагностика развития внимания детей старшего дошкольного возраста показала, что данная группа  респондентов находится на среднем и низком уровне, что подтвердило проблему нашего исследования и определило логику дальнейшей работы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

§2  Комплекс игр, направленный на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.

 

 

На основе изученной литературы, диагностики мы предлагаем использовать музыкальные игры, которые окажут неоценимое влияние в развитие внимания. При создании комплекса игр, направленного на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на методическое пособие Анисимовой Г.И.

В этот комплекс вошли игры, направленные на развитие таких свойств внимания как устойчивость, произвольность,  переключение, распределение.

 

Комплекс игр на развитие внимания

 

игры

Название игры

Задачи

Развитие свойств внимания

музыкальная

1

«Небо, воздух, земля»

Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции.

Размеренная ходьба.

2

«Ножками затопали»

Произвольность внимания

Ощущение окончания музыки.

3

«мотылёк»

Слуховое внимания, наблюдательность, речевой слух.

Легкий бег, плавные движения рук.

4

«Поймай снежинку»

Длительность внимания.

Ладовый слух, ощущение предложения.

5

«Птицы»

Распределение внимания.

Высокий шаг, бег врассыпную.

6

«Капельки»

Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций.

Бег и прыжки на двух ногах.

7

«Столяры»

Распределение внимания.

Ритмизированная речь, дикция.

8

«Змейка»

Наблюдательность, ориентировка в пространстве.

Акцент .Без змейки.

9

«Пчела»

Слуховое внимание, фонетический слух.

Плавные движения рук. Легкий бег.

10

«По водицу»

Слуховое внимание.

Соотношения четвертных и половинных длительностей. Хороводный шаг.

11

«Не зевай»

Переключение слухового внимания.

Метрический акцент. Ритмический слух.

12

«Солнечные зайчики»

Переключение.

Вокально-двигательно- слуховая координация

Легкий бег. Игровые подражательные действия.

 

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действия, игровой замысел, игровой материал, правила. Главными условиями проведения игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. По форме проведения игры подразделяются на:

o        С движением

o        Игры-песни

o        Речедвигательные

В группу игр с движением вошли следующие игры: «Небо, воздух,  земля», «Ножками затопали», «Змейка», «Капельки». (см. Приложение 2).

Цель данных игр:  научить переключать слуховое внимание, его длительность, а также способствовать развитию слухового и зрительного восприятия.

Так, например, в игре «Капельки» дети развивают устойчивость внимания и точность выполнения словесной инструкции.  При знакомстве с содержанием игры и освоении музыкального сопровождения дети-«капельки» выбегают и прыгают в том порядке, как указано в тексте.  В связи с этим детям предлагается разбиться в соответствии с порядковым номером 1, 2, 3, 5, 8 – двигаются, а с порядковыми номерами – 4,6,7 остаются на месте со всеми остальными игроками и при последующих повторениях игры участники меняются. Звукоподражания могут заменяться хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками, свистульками и др. Текст стихотворения разучивается перед игрой.

Игры-песни: «По водицу», «Солнечные зайчики», «Мотылёк». (см. Приложение 3)

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности. При проведении игр воспитатель должен быть эмоционален и выразительным, с целью создания образа для подражания дошкольников.

Участвуя в игре «Солнечные зайчики» дети выполняют движения в соответствии с текстом и характером песни «Солнечные зайчики», сл. В. Шумилина, муз. В. Сорокина. Так при исполнении первого куплета дети смотрят из-под ладошки, свободно гуляя по залу. С началом припева – дети бегают и ладошками ловят солнечных зайчиков. При выполнении этих движений необходимо четко реагировать на содержание текста и смену характера музыки.

Применение данной группы игр-песен может варьироваться в зависимости от уровня развития внимания детей. Так, например, игра-песня «Мотылек» может использоваться в четырех вариантах. Главным отличием от основного варианта (см. Приложение 3) включением детей в проблемную ситуацию, усложнением последовательности действий.

Группа речедвигательных игр: «Не зевай», «Пчела», «Столяры», «Птицы».

Целью этих игр является развитие ритмического, фонематического слуха, сосредоточенности слухового внимания, активизирование слуховых и зрительных ощущений. (см. Приложение 4)

Так как данная группа  игр содержат художественное слово, воспитатель должен заранее выучить с детьми слова к игре это возможно на таких видах деятельности как совместная деятельность детей с воспитателем, на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, на прогулке, на занятиях окружающего мира. Проведение данных игр требует от воспитателя тщательной подготовки: музыкального оборудования, атрибуты для игры, соответствующей художественной литературы, музыкального зала.

Так для проведения игры «Птицы» (см. Приложение 4), воспитателю необходимо вместе с детьми  договориться о характере движений «птиц», подобрать костюмы, поработать над выразительностью речи.

Развитие в игре происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором этапе идет формирование  двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей. Каждой игре предшествует подготовительная или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения.

В ходе практики во второй половине дня некоторые из этих игр были включены в воспитательный процесс. Дети эмоционально реагировали на них. Импровизация создавала положительный настрой, организовывала детей на единый темп выполнения игровых действий.

А такие игры как «Небо, воздух,  земля», «Ножками затопали», «Змейка», «Капельки», ребята перенесли в повседневную жизнь, внесли несколько своих изменений в них (в правила, в игровые действия), на основе разученных игр придумывали новые. Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил. Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятиях у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов. Дети, с которыми перед игрой проводились данные подготовительные упражнения, показывали положительные результаты через две – четыре недели. Динамика развития детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительности внимания, запоминании и сохранения информации с незначительной ее потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движения. Мы предлагаем вводить  игры в музыкальные занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально – психологическую нагрузку разных видов  музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный  интерес ребенка, так и в повседневной жизни детей.

 

Выводы по второй главе:

В соответствии с поставленными задачами нами был проведен ряд диагностических заданий. Данные диагностики позволяют сделать вывод об уровне развития внимания у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень развития внимания у данной группы респондентов отсутствует, средний уровень – 70%, низкий уровень выявлен у 30 % детей.

Полученные данные подвигли нас на разработку комплекса музыкальных игр, направленных на развитие внимания  детей старшего дошкольного возраста. Представленный комплекс музыкальных игр может быть использован, как музыкальным руководителем  на занятиях, так и воспитателем в повседневной деятельности детей, поскольку не требует дополнительной подготовки в области музыкального воспитания.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основе изученной литературы мы пришли к выводу, что внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Проблемой развития внимания детей старшего дошкольного возраста занимались зарубежные и отечественные психологи, и педагоги Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Согласно Р.С. Немову внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком–либо объекте. Именно это определение мы выделили как рабочее.

На основе проведенной диагностики мы пришли к выводу, что внимание детей старшего дошкольного возраста не всегда достаточно развито, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышать только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе.

Специально разработанный комплекс музыкальных игр поможет развить у детей свойства внимания, главными условиями которых являются сосредоточенность слухового  внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством двигательной активности.

В музыкальной игре движения и действия ребенка связаны с процессом узнавания и различения характера музыки,  отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Таким образом, если ввести в воспитательный процесс комплекс музыкальных игр, направленных на развитие внимания, то развитие свойств  внимания детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно.

Цель выпускной квалификационной работы достигнута. Перспективу дальнейшего исследования видим в проведении опытно – экспериментальной работы по данной проблематике в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для    студ.вузов. – М.:  Издательский центр « Академия», 1997. – 704с.

2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников.   Старшая и подготовительная группы. – Ярославль:  Академия развития, 2007.- 95 с.

3.  Анри Воллон. "Психическое  развитие ребенка" – М.: Просвещение, 2003. –  230 с.

4.      Аромштам М.С. Детский сад – открытое образовательное пространство. – М.: Эврика, 2003. – 96с.      

  1. Афоничева, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.

6.      Дружинина В. Н. Психология. – С-Петербург: Питер, 2000. - 672 с.

7.      Коджаспирова А.Н. Педагогический словарь для студентов высших и   средних педагогических учебных заведений - М.: изд. центр – академия, 2007.- 165 с.

8.      Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр " Академия ", 2006. - 416 с.

9.      Люблинская. А.А.  Детская психология. – М.: Просвещение, 1960. – 328 с.

  1. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

11. Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.-272 с.

12. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. учеб. заведении : В 3 кн. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС.,1999. - 688 с.

13. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. - М.: Владос. – 1995. –654 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Петербург: Питер, 2000. – 720 с.

15. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2003. – 308 с.

Информация о работе Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста