Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

ВКР 2.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Чувственное и интеллектуальное   внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе сосредоточенностью и направленностью мысли.

Внимание, как и  все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное. [4, с.180].  Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский.  В своих работах он отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Культура  развития произвольного внимания  заключается в том усвоение ряда искусственных стимулов – средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. Различая, в характеристиках произвольного и непроизвольного  внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. В своей научной работе А.Н. Леонтьев говорил о том, что эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии основных свойств внимания [15, с. 190].

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: [12, с. 211].

1.                                 Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2.                                 Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3.                                 Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4.                                 Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5.                                 Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6.                                 Пять – шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

7.                                 Школьный возраст. Дальнейшее развитие совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Из выше сказанного можно сказать следующее, что развития внимания  в дошкольном возрасте развивается на каждом году жизни и играет важную роль. Произвольное внимание, как и непроизвольное внимание, развивается при помощи средств деятельности и общения. 

Рассмотрим основные свойства внимания. 

Объем внимания.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматриванию которых как будто отвечало на вопрос "что это?", то внимание дошкольников привлекают часто внешне не чем не примечательные вещи. Их интересует особенности вещей, и, прежде всего применение каждой, ее назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопрос: "Для чего эта вещь? Что с ней можно делать? " Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные связи. Ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку, а может рассмотреть последовательно 2-3 объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно.

Устойчивость внимания.

Это качество внимания выражено в длительности сохранения одной доминанты. Как правило, такая устойчивость внимания ребенка с возрастом возрастает. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности сохранения устойчивости внимания в процессе детских игр:

годовалые дети -  14,5 минут

трехлетние  - до 27минут

5-6 летние   - 96-100минут.

В своих наблюдениях Т.В. Петухов и В.В. Ночевкина пришли к выводу, что показателем устойчивости внимания является не только чистота отвлечения, но и длительность каждой паузы.

В основе развития произвольного внимания лежит такое свойство как сосредоточенность. Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу.

Внимание не является, какой то специальной формой психической деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах деятельности детей, разумно организованной взрослыми. Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста. Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения. Вместе с тем устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований для использования музыкальной игры с целью развития их внимания в их повседневной жизни.                            

Таким образом, внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, обучения, воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2  ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

 

 

 

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки детей связаны с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играют и играли, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Наиболее полезны для ребенка старшего возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных функций внимания, памяти, мышления.[1, с. 4].

В современной педагогической литературе существуют различные определения игры.

По мнению Г.И. Анисимовой игра есть  оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей». [1, с. 6].

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение игры: «Игра-это тот или иной вид, способ каким играют, развлекаются» [13, с. 356]

В педагогическом словаре Коджаспировой А.Н.: «Игра-это один из видов деятельности значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе». [7, с. 57]

По мнению педагога С.А. Козловой.: «Игра представляет собой   специфический вид деятельности свойственно ребенку». [8, с. 113]

Таким образом, игра  представляет  собой особую деятельность,  которая расцветает в детские годы и   сопровождает   человека  на  протяжении всей жизни.  Неудивительно,   что  проблема  игры  привлекала  и привлекает к себе  внимание исследователей,  при чем не только педагогов и  психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои»  аспекты, но все они сходятся в мнении,  что игра – неотъемлемая часть  человеческой культуры. [19, с. 37]

В современной  теории вопрос об историческом происхождении игры  является одним из главных,  потому что проливает свет на ее природу. И  по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую  постоянный, неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры,  которые отличаются по своему  содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у  детей, живущих  в одно время, но в разных культурах, экономических, географических условиях.

Большинство  современных ученых объясняют игру как особый  вид деятельности, сложившийся  на определенном  этапе развития общества. В  начале XX век у  исследователей не было единодушия  в решении вопроса,  что является  первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались  предположения, что игра  возникла раньше  чем  труда.  Впервые с  противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда»,  выступил немецкий  психолог и  философ В.Вунд,  а  в дальнейшем  эту  точку зрения развил русский  философ Г.П. Плеханов в  работе «Письма без адреса» (1912). [14, с. 231]

Изучая проблему  происхождения искусства в человеческом обществе, Г.В. Плеханов пришел  к  выводу, что игра имеет многовековую историю и  возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства, тем самым подчеркнул генетическую общность искусства и игры.

Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом  возникновении и развитии ролевой игры.  Он считал,  что, на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу  примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе  взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и пр.). [24, с. 78]

Усложнение орудий  труда, переход к  охоте, скотоводству, земледелию  привели к  изменению  положения  ребенка в обществе:  малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала  умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для  упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения,  в ходе  которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой  мотыгой – рыхлить землю).

Другими словами игрушки становятся  образами орудия труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в  которой находит удовлетворение свойственное  маленькому ребенку стремление  к  активному  участию в жизни взрослых.  Следовательно, ролевая игра возникает не под  влиянием внутренних,  врожденных инстинктов, а  в результате вполне определенных социальных  условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют  распространению детской игры с  помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая  саму игру в  часть культуры общества. [23, с. 43]

Опираясь на выше изложенный материал,  можно сделать вывод, что современная  отечественная теория игры базируется на положениях об ее  историческом  происхождении, социальной  природе,  содержании и назначении в человеческом обществе.

Велика роль игры в развитии психических качеств и личностных особенностей ребенка, таких как память, внимание, воображение, речь и т.д, в формировании. произвольности этих психических процессов. Так как в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное внимание на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителями предметами, он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра в большой мере способностей тому, что ребенок постепенно переходит к ролевой игре, имеет большое значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя разные роли. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношением взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества необходимые для установления контакта со сверстниками. Специальные игры помогут развивать у детей свойство внимания, так как главным условием является сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. [17, с. 94]              

Детские игры -  явление неоднородное. Даже глаз  профессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры  с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.  Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого его  вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном  процессе. [8, с. 156]

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их  классификации. В каждой теории игры предлагаются те  критерии, которые отвечают данной концепции.

Мы в своей исследовательской работе остановимся на классификации игр, в основе которой лежит зависимость  от характера обучающей задачи игры с правилами. Они делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые в свою очередь, классифицируются  с  учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с  предметами и игрушками, настольно печатные, словесные).

Информация о работе Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста