Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа
Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Остановимся более подробно на особенностях дидактические игры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, в основе которых лежит обучающая задача. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются его обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодитактизма. [8, с. 274]
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность. Выполнить игровые действия значит добиться результата.
Существенную роль в воспитании детей играют музыкальные игры, которые, кроме своей специфической направленности (развивают музыкальный слух, слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты, средства музыкальной выразительности), оказывают влияние и на развитие психических процессов, в том числе и на внимание.
Музыкальные игры могут использоваться не только на занятиях, но и в досуговой деятельности. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Во время игры музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит то цели, содержания, образа игры, который отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и так далее, дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. [2, с. 174]
Виды:
1. музыкальные игры
2. музыкальные сказки
3. инсценирование.
В процессе музыкальных игр, согласно учениям Н. Ветлугиной, Теплова у детей развиваются не только музыкальные и творческие способности, но также и различные психические процессы такие как мышление, внимание, воображение, память и .д..
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанирует» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и так далее.
Во многих музыкальных играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник). Так, в игре на различение тембра воспитатель, поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.
Для музыкальной игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмичного рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах»). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, бубен, погремушку и так далее). Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмые, «записан»ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попeвку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок. [2, с. 150]
С помощью магнитофона, проигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это-полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.
Согласно учениям Н. Ветлугиной, Теплова музыкальные игры способствуют развитию внимания и воображения, быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавление от комплекса. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.
Вывод.
1. На основе теоретического анализа выделили особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.
В силу своих возрастных особенностей дети старшего дошкольного возраста не могут управлять вниманием и часто оказываются во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, в невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяется, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в тоже время зависят и от характера деятельности. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Именно уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
2. Рассматривая роль музыкальной игры в развитии внимания, мы пришли к следующему выводу.
Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче и занимательнее, помогает проявляться детской индивидуальности. Благодаря музыке обогащается и расширяется опыт эмоциональных переживаний ребенка. Опора на восприятие в ходе музыкальной игры обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий. Главным условием музыкальных игр является сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. Согласованность текста с музыкой, движением способствует развитию распределения внимания, умению переключаться с одного вида деятельности на другой.
ГЛАВА II. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задачи:
1. Провести диагностику уровня произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс музыкальных игр, направленный на развитие произвольности, устойчивости, распределения и переключения внимания детей старшего дошкольного возраста.
В воспитательном процессе большое значение имеет выявление уровня знаний и развития детей. Диагностика необходима воспитателю для того, чтобы он, во-первых, мог наблюдать за динамикой развития ребенка; во-вторых, имел возможность определить программу дальнейшего развития детей с целью создания оптимальных условий; в-третьих, мог осуществлять индивидуальный подход при оказании помощи в случае затруднений.
В своей исследовательской работе остановимся на выявлении уровня развития таких свойств внимания как устойчивость и продуктивность.
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
В воспитательном процессе большое значение имеет выявление уровня знаний и развития детей. Диагностика необходима воспитателю для того, чтобы он, во-первых, мог наблюдать за динамикой развития ребенка; во-вторых, имел возможность определить программу дальнейшего развития детей с целью создания оптимальных условий; в-третьих, мог осуществлять индивидуальный подход при оказании помощи в случае затруднений.
Психический процесс внимания характеризует такие свойства как устойчивость, переключаемость, распределение и произвольность.
Как же реально определить, насколько свободно ребёнок проявляет эти свойства внимания, которые, по мнению многих психологов, заложены и существуют в каждом человеке? Для этого мы использовали 3 задания, которые направлены на определения уровня развития этих свойств. Выявить их уровень развития возможно в результате выполнения диагностических заданий, разработанных Г.И. Анисимовой.
Для выявления уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста мы выбрали следующие виды заданий.
Задание 1. «Переплетенные нити»
Цель: Выявить устойчивость внимания на данном этапе развития.
Воспитатель предлагает ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако номера не совпадают.
Воспитатель просит ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом запрещено пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.
Воспитатель фиксирует время выполнения всего задания, ошибки сбой в работе и т.д. На выполнение задания отводится 1-2 минуты.
Задание 2. «S-тест»
Цель: Определить скорость распределения и переключения внимания.
Воспитатель дает ребенку бланк с различными элементами, фигур и целыми фигурами – эталонами. Воспитатель просит ребенка внимательно посмотреть на элементы фигур и, сравнить их с эталонами, 1-2 штрихами дополнить их до полных, целостных фигур.
Выполнение этого задания предполагает предварительной тренировки. И только после этого дает команду к выполнению и включает секундомер (часы).
Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания. На выполнение задания отводится 3-4 минуты.
Задание 3. «Цветные треугольники».
Цель: Выявление уровня развития произвольного внимания.
Воспитатель ребенку дает лист бумаги, цветные карандаши и просит его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом 3, 7 и 9 треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнения заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
В своей работе мы будем руководствоваться следующими критериями уровня развития внимания:
Высокий уровень: ребенок безошибочно назвал номер линии слева и справа, без сбоя в работе, выполнил дополнение элементов фигур за короткое время, все треугольники были заштрихованы нужным цветом.
Средний уровень: ребенок допустил две ошибки в назывании номера слева и справа, затратил больше времени на работу. При выполнении задания 2 допустил три ошибки в дополнении элементов фигур. При заштриховке треугольников
Ребенок не выполнил задания с первого раза.
Низкий уровень: Ребенок допустил более двух ошибок в назывании номера слева и справа, затратил больше времени на роботу. При выполнении работы допустил более трех ошибок в дополнении элементов фигур. Ребенок не может сосредоточиться, переспрашивает воспитателя более трех раз.
Диагностические исследования проводилось во время прохождения преддипломной практики на базе ДОУ № 25 города Ачинска в старшей группе. В ней принимало участие 8 респондентов. Данные диагностического исследования занесены в протокол (приложение 2).
Проведя диагностическое исследование, мы получили следующие результаты: устойчивость внимания на среднем уровне зафиксировали у Насти, Ивана, Савелия и Антона, так как они в данной работе допустили две ошибки в назывании номера слева и справа, а также было затрачено много времени. Низкие результаты показали Стас и Александр, потому что было допущено более двух ошибок в задании. Высокие результаты получили Алина и Гена, они без ошибок выполнили задания и затратили минимум времени.