Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:21, курсовая работа
Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 5
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры 13
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей 21
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Министерство образования и науки Российской Федерации
Агентство образования администрации Красноярского края
Ачинский педагогический колледж
КГОУ СПО (ССУЗ)
Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа
Допущена к защите
____________
Дата
____________
2008
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
§1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста
§2. Игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности музыкальной игры
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1 Диагностика уровня развития внимания детей
старшего дошкольного возраста
§ 2. Комплекс игр, направленный на развитие внимание детей 26
старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Историю развития внимания пытались проследить Л.С. Выготский, Т. Рибо, Д.Н Узнадзе, П.Я. Гальперин и многие другие. Так, например, Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. По мнению Т. Рибо, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Дошкольный возраст – наиболее значим в развитии ребенка. Именно в это время внимание начинает контролироваться внутренними психическими процессами, расширяется его объем, наблюдается рост устойчивости, формируется произвольное внимание. Несмотря на это, многие дети не могут сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Низкий уровень развития внимания создает проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Неорганизованность детей и неусидчивость является следствием неумения управлять своим вниманием. Особую роль в развитии внимания играют целенаправленные действия воспитателя-педагога. Изучив литературу, мы пришли к выводу, что развитие внимание посредством музыкального искусства используется в недостаточной мере. В связи с этим мы предлагаем для развития внимания использовать музыкальную игру, так как главными условиями этих игр является сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Тема нашего исследования: «Музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста».
Объект: воспитательный процесс, направленный на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: музыкальная игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Цель: разработать комплекс музыкальных игр, направленных на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Гипотеза: Системное и целенаправленное использование в воспитательном процессе детей старшего дошкольного возраста музыкальных игр будет способствовать развитию у них произвольности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, диагностические задания.
Практическая значимость учебно-исследовательской работы: представленный комплекс музыкальных игр поможет воспитателю правильно организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста по развитию у них внимания.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Задачами данной главы является следующее:
§ 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, обучения, воспитания является внимание. В жизни человека внимание выполняет различные функции. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные психологические и физиологические процессы в данный момент, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., В.С. Мухина и др. Они выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой.
Психолог Мухина В.С. в своих работах отмечала что внимание – это отражение интересов ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемых с ними действий. [11, с. 252]. В.С. Мухина в своих работах отмечает связь внимания с направленностью и избирательностью познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. [11, с. 252].
Шапарь В.Б. рассматривает внимание как сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени, на каком – либо реальном или идейном объекте – предмете, событии, образе, рассуждений. [22, с. 337].
В учебном пособии по психологии Р.С. Немов дает следующее определение вниманию: «Внимание – это состояния психологической концентрации, сосредоточенности на каком–либо объекте». [12, с. 202 ]. Именно этим определением мы будем руководствоваться в своей работе.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Т. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. [12, с. 208].
В основе всех основных психических процессов внимание играет одну из важных ролей. Так, например, для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем не достаточно внимательный.
Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции последующие воздействия. Внутренне она выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. [14, с. 210].
Согласно его концепции основные положения сводятся к следующему:
1.Внимание является одним из моментов ориентировочно-
2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят , определенный продукт, деятельности контроля, или внимания, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, является результатом формирования новых умственных действий.
Рассмотрим основные виды внимания, предложенные Р.С. Немовым в учебном пособии «Психология». [12, с. 206].
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не чем не управляется, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.[18, с. 270].
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, что бы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет, сознательный выбор цели усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. [16, с. 78].