Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Таблица 1

Специфические задачи для  различных видов ДОУ

Вид ДОУ

Специфичные задачи

Детский сад 

предшкольной подготовки

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу

Детский сад для детей раннего  возраста

Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста.

Обеспечение ранней социализации и  адаптации детей к условиям ДОУ

Детский сад

общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического  развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной  программой, обеспечивающей  превышение  Временных (примерных) требований к  содержанию и методам, реализуемым  в дошкольном образовательном учреждении, по одному или нескольким направлениям развития

Детский сад

компенсирующего вида

Осуществление квалифицированной  коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников

Детский сад 

инклюзивного вида

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического  развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной  программой

Осуществление квалифицированной  коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников.

Интеграция детей  с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Детский сад

комбинированного вида

Осуществление квалифицированной  коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников.

Интеграция детей  с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Центр развития ребенка –

детский сад

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического  развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной  программой, обеспечивающей  превышение  Временных (примерных) требований к  содержанию и методам, реализуемым  в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития.

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и развития детей раннего возраста.

Обеспечение ранней социализации и  адаптации детей к условиям ДОУ.

Оказание консультативной и  методической помощи родителям в  вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей

Центр коррекции – 

детский сад

Обеспечение условий для социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

Создание оптимальных условий  для охраны и укрепления  физического  и психического здоровья детей с  отклонениями в развитии.

Взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития ребенка с отклонениями в развитии.

Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического  развития ребенка с отклонениями в развитии в соответствии с реализуемой  образовательной программой, обеспечивающей превышение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым  в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям деятельности ДОУ.

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей с отклонениями в развитии в школу.

Осуществление  квалифицированной  коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников  по двум и более видам нарушений.

Оказание консультативной и  методической помощи родителям в  вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей с отклонениями в развитии


Таблица 2

Уровень реализации общеобразовательных  программ

Вид ДОУ

Уровень реализации

инвариантной части

Уровень реализации

вариативной части

Детский сад 

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования

Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии

Детский сад

компенсирующего вида

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования 

Занятия в соответствии с образовательной  программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия коррекционной  направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Детский сад 

инклюзивного вида

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования 

Занятия в соответствии с образовательной  программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия коррекционной  направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Детский сад 

комбинированного вида

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования

Занятия в соответствии с образовательной  программой коррекционной направленности (для детей с отклонениями в  развитии)

Дополнительные занятия коррекционной  направленности, а также физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной или художественно-эстетической направленности

Центр развития ребенка – 

детский сад

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования

Занятия по приоритетным направлениям деятельности, в т.ч. кружки, студии.

Центр коррекции – 

детский сад

Реализация основной общеобразовательной  программы дошкольного образования 

Занятия в соответствии с образовательной  программой коррекционной направленности 

Дополнительные занятия преимущественно  коррекционной и физкультурно-оздоровительной  направленности


 

Таблица 37

Комплексные образовательные программы  для дошкольных образовательных  учреждений

«Истоки»

Авторский коллектив: научные 
сотрудники центра "Дошкольное 
детство" им. А. В. Запорожца  
под руководством доктора  
педагогических наук Л.А. Парамоновой

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного  на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция  психологического возраста как этапа  развития ребенка, имеющего свою структуру  и динамику, а также научное  положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи  всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в  программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так  и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Периодизация не предусматривает  обязательного объединения детей  в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно  комплектовать группы дошкольного  образовательного учреждения детьми как  одного, так и разных календарных  возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного  возраста. Для каждого возрастного  этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в  программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные  компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся  задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения  со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В разделе "Познавательное развитие" выделены задачи, содержание и условия  педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка  в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств  познавательной деятельности и др.

Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического  отношения к миру и его художественного  развития средствами народного, классического  и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через  детское творчество, интеграцию различных  видов детской художественной деятельности.

В разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия  педагогической работы, решение которых  содействуют укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию  функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые, самостоятельные  разделы "Здоровье", "Речь и  речевое развитие", "Мир, в котором  мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые  ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в разделе "Здоровье" отражены современные представления о  здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации.

В разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества  и игр ребенка со звуками и  рифмами.

Цель раздела "Мир, в котором  мы живем" - формирование у ребенка  чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких  разделах программы, как "Мир, в котором  мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и др.

В программе "Истоки" выделено базовое  и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

  • характеристика возрастных возможностей детей;
  • общие показатели развития;
  • базисные характеристики личности;
  • рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность  корректировки содержания педагогического  процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", {(Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими  и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (ЕЮ. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.

«Радуга»

Научный руководитель программы  Е.В, Соловьева. Авторы-разработчики Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.

«Радуга» — первая комплексная  инновационная программа, открывшая  путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она  охватывает полный комплекс проблем, связанных  с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных  учреждений, прошедшей полную экспериментальную  проверку в10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования  РФ, по итогам которой программа  была рекомендована к массовому  внедрению.

Программа ориентирована  на общечеловеческие гуманистические  ценности и создана с целью  – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно  прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное  психическое развитие каждого ребенка  с учетом его индивидуальных особенностей.

«Радугу» отличает отказ  от жесткой регламентации детской  деятельности, учет логики становления  детской психики, возможность вариативности  реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий  уровень подготовки детей к школе.

«Детство»

Программа разработана коллективом  преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена с  позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образования  и воспитания детей дошкольного  возраста, разработанное на основе достижений классической и современной  дошкольной педагогики.

Рекомендовано Министерством  общего и профессионального образования  РФ.

Цель программы — обеспечение  целостного развития личности ребенка  в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в  окружающий мир осуществляется путем  его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного  опыта ребенка. Количество занятий! и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право  самостоятельно определять необходимость  их проведения, содержание, способ организации  и место в режиме дня.

Содержание программы  разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа  состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного  возраста — младший (третий и четвертый  год жизни), средний (пятый год  жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Программа, ориентированная  на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения  к окружающему миру, включает новый  важный раздел — «Отношение к самому себе».

«Кроха»

ПРОГРАММА «КРОХА»  
(ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ТРЁХ ЛЕТ)  
авторов Г. Г. Григорьевой, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетовой и др.

Цель  программы — комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до трёх лет.

Программа разработана в  духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. В основе программы лежат гуманистические принципы, признающие за ребёнком право быть личностью. Именно развитие личностных качеств, таких? как самостоятельность, любознательность, инициативность, занимает центральное место в программе. В качестве главных принципов выступают уважительное отношение к ребёнку, внимание к его потребностям, желаниям и интересам, развитие у него чувства собственного достоинства, самостоятельности.

Создание программы продиктовано современным состоянием воспитания детей раннего возраста. С одной  стороны, до сих пор большинство  родителей ориентируются на устаревшие представления о развитии детей  первых лет жизни как о физиологическом  созревании и во главу угла ставят обеспечение условий для физического  развития ребёнка. Аспекты личностного  развития, как правило, не осознаются и игнорируются. Вследствие этого  огромные резервы психики маленьких  детей остаются невостребованными. С другой стороны, некоторые родители и педагоги стремятся как можно  раньше начать обучение чтению, математике и другим ненужным в раннем возрасте вещам и, не понимая закономерностей развития ребёнка, используют неадекватные методы, подходящие только для более старших детей.

Программа «Кроха», безусловно, рассчитана на тех родителей и  воспитателей, которые хотят получить углублённые знания в этой сфере. Раздел научного обоснования содержит грамотное изложение современных  взглядов на закономерности психического развития детей, при этом знания даются родителям в вполне конкретной форме, а именно в жизненных ситуациях, в которых проявляются возрастные особенности малышей.

Программа состоит из нескольких разделов, охватывающих наиболее важные стороны развития детей младенческого  и раннего возраста. Многие из этих разделов для отечественных программ являются традиционными: физическое воспитание, охрана и укрепление здоровья, развитие движений, навыки самообслуживания, речевое развитие. Другие разделы отражают новые разработки в области педагогики (например, раздел, посвящённый экологическому воспитанию детей раннего возраста).

Впервые в рамках программы  воспитания достаточно полно представлен  раздел о психологической подготовке родителей к рождению ребёнка. Помимо традиционных медицинских советов, в интересной и доступной форме  рассказывается об этапах внутриутробного  развития ребёнка, делается акцент на том, как важно общаться с малышом  ещё до его рождения.

Пособие дополнено таблицами  с показателями развития детей в  разные возрастные периоды.

Методическая часть программы  отвечает современным требованиям: она соответствует заложенным в  программу ценностям личностно  ориентированной педагогики; в ней  реализуется принцип постепенности  и преемственности развития ребёнка  при переходе на новую возрастную ступень; она оснащена новыми педагогическими  приёмами и технологиями работы с  детьми. Каждый раздел начинается с  изложения основных задач воспитания, что поможет родителям лучше  осознать смысл своих педагогических воздействий. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой  характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Они изложены в  виде пожеланий, а не жёстких требований, которые часто предъявляются  даже самым маленьким детям. Хорошо представлен раздел художественно-эстетического  воспитания детей. В нём предлагаются разнообразные приёмы изобразительной, театрализованной и музыкальной  деятельности, направленные на развитие творческого воображения и способностей малышей.

"Образовательная система  «Школа 2100». Программа «Детский  сад 2100»"

Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что  она реально решает проблему непрерывности  дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

  1. Разработка содержания, обеспечивающего
    • воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
    • развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
    • развитие эмоциональной сферы;
    • цельность детского мировоззрения.
  2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения  этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей  среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление  о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Программе посвящен целый интернет-ресурс - http://www.school2100.ru/uroki/preschool/index.php?sphrase_id=6988

«Развитие»

Программа «Развитие» разработана  сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.

Программа «Развитие» разработана  сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера. В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. 
Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. 
Задачи программы:

  • сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;
  • способностей к наглядному моделированию;
  • элементов логического мышления.

Развитие у детей характерных  для их возраста способностей проявляется  в умении самостоятельно анализировать  ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в  развитии децентрации. Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной. В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»: 
1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст). 
2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 
3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы). 
4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст). 
5. Ознакомление с природой (средняя группа). 
6. Формирование элементарных экологических представлений. 7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы). 
8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы). 
9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы). 
10. Конструктивная деятельность. 
11. Изобразительная деятельность. 
12. Игровая деятельность. 
Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности. 
В комплексе программы отсутствуют разделы «Развитие музыкальности» и «Физического развитие». Авторы рекомендуют программы: «Гармония», «Синтез» ( К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова) – музыкальное воспитание и развитие; рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ Маханевой. Программой предлагаются дополнительные разделы: «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».     
Программно-методическое обеспечение: Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста»; «Педагогическая диагностика»; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (теоретический и практический материал); «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей 5-6 лет».

М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском  саду»

Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном  положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. 
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.  
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.  
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:  
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности: их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;  
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;  
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;  
• уважительное отношение к результатам детского творчества;  
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;  
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;  
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.


1 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677

2 п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»

3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании

4 п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»

5 п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»

6 п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»

7 http://www.samamama.ru/maminab/popular/aboutchildren/education/detsad/66711/

 


Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни