Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа
В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.
Введение. 2
1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4
1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4
1.2. Образовательные программы. 10
1.2.1. Классификация программ 11
1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13
2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15
2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15
2.2. Дошкольное образование в Москве. 17
2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18
2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19
2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22
Заключение 24
Список литературы. 26
Приложение. 27
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Дополнительные
Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.
Организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов.6 Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».
В примерной программе
дошкольного образования
Примерная программа в
обязательном порядке включает критерии
результатов воспитания и обучения
детей, основанные на нормативных показателях
физического и психического развития
ребенка на каждом возрастном этапе
дошкольного детства, минимальных
требованиях к оснащению
При разработке авторских (вариативных)
программ, базирующихся на примерных,
возможно как расширение объема их
содержания, так и более углубленное
представление отдельных тем (блоков),
включенных в примерную программу,
что дает возможность на практике
реализовать принцип
Для авторов разноплановых
вариативных программ и представителей
различных научных школ, входящих
в состав авторского коллектива «Успеха»,
в ходе разработки программы зачастую
нелегко было смотреть на проблемные
вопросы теории и практики дошкольного
образования с иной, не привычной
для себя точки зрения. Тем ценнее
полученный результат — образовательная
программа нового поколения как
консолидированный продукт
Программа с октября 2009 года по декабрь 2010 года проходила апробацию в 7 пилотных регионах субъектов РФ: Московской, Липецкой, Челябинской областях, Карачаево-Черкесской Республике, городе Санкт-Петербурге, Ставропольском и Хабаровском краях. Детские сады для апробации выбирались по двум формальным критериям: 1) городского (в условиях большого и малого городов) и сельского типа местности; 2) с группами общеразвивающей и оздоровительной направленности (то есть детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида). Принципиальным моментом в ходе апробации было исключение из перечня участников такого вида ДОУ, как центры развития ребенка. Как правило, в указанных центрах в достаточной мере используются инновационные программы, методики, технологии; работают квалифицированные, подготовленные соответствующим образом педагоги; отмечается наличие крепкой материально-технической и учебно-материальной базы. Авторскому коллективу программы «Успех» важно было ответить на вопрос: возможен ли уже сегодня переход дошкольного образования к тем концептуальным положениям, что заложены в ФГТ и подготовлены последними десятилетиями развития дошкольной педагогики и психологии?
Программа «Успех» — это
образовательная программа
В программе «Успех» впервые
учитываются особенности
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они — партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок — это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста («учиться» на них обязательно надо, иначе взрослые будут недовольны!), а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников (событий) понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Авторы программы предлагают включить в календарь:
события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);
явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);
наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.
Программа построена таким
образом, чтобы педагог имел возможность
в ходе повседневной образовательной
работы учитывать индивидуальные особенности
и темпы индивидуального
И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех — это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.
Начиная с 1991 года (и по 2001
год включительно), численность детей
в дошкольных образовательных учреждениях
сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников
в 1991 году до 4246 тыс. в 2001 году). Это
было вызвано снижением рождаемости
в стране и уменьшением количества
детей дошкольного возраста (с 12593
тыс. детей в 1991 году до 7975 тыс. в 2001 году).
Кроме того, количество детей в
дошкольных учреждениях сократилось
и в связи с уменьшением
в них количества детей раннего
и младшего возраста (от 1 года до 4 лет)
вследствие существовавшей в указанное
десятилетие тенденции –
В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных образовательных учреждений – с 87,6 тыс. в 1991 году до 50,0 тыс. в 2001 году. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений.
Начиная с 2002 года, вследствие
повышения рождаемости
Число дошкольных учреждений на 2007 год по видам: общеразвивающего вида- 7644, присмотра и оздоровления- 565, компенсирующего вида- 1677, комбинированного вида- 7403. (всего 45730)
Число дошкольных учреждений на 2008 год по видам: общеразвивающего вида- 8072, присмотра и оздоровления- 534, компенсирующего вида- 1638, комбинированного вида- 7424. (всего 45607)
Число дошкольных учреждений на 2009 год по видам: общеразвивающего вида- 8439, присмотра и оздоровления- 524, компенсирующего вида- 1433, комбинированного вида- 7496. (всего 45346)
По этим данным можно сделать вывод, что число общеразвивающих учреждений растет. Связано это с тем, что в настоящее время необходимость общих навыков у ребенка высока и она требуется для нормального его развития.
По данным Рособрнадзора, в 2010 году численность детей дошкольных учреждений городского типа составляла 4280,7 тыс.(79,45%), а численность детей дошкольных учреждений сельского типа - 1107,3 тыс человек.(20,55%)
Система дошкольного образования России на данный момент включает около 50 тысяч учреждений, которые охватывают 56% детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно. В последние годы, после спада середины 90-ых годов, количество детей в учреждениях дошкольного образования постепенно увеличивается, хотя и не достигло уровня 1985 г. - 68,3% детей соответствующего возраста.
На начало 2010 г. 1906 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения
Для решения проблемы общедоступности
дошкольного образования
Вместе с тем, проблема
общедоступности дошкольного
С 1999 года активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.
Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, в настоящее
время параллельно с развитием
традиционных форм дошкольного образования
апробируются новые модели: дошкольные
группы на базе общеобразовательных
учреждений, дошкольные группы на базе
учреждений дополнительного образования,
а также систематическое
В связи с тем, что развиваются
различные формы и модели дошкольного
образования, для обеспечения качества
дошкольного образования, осуществляемого
в государственных и
Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни