Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные  программы не могут реализовываться  взамен или в рамках основной образовательной  деятельности за счет времени, отведенного  на реализацию основных образовательных  программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные  программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

Организацию разработки примерных  образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных  образовательных стандартов.6 Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».

В примерной программе  дошкольного образования крупными блоками представлены примерные  объемы содержания основных компонентов  дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные  модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования  с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся  традиций в воспитании детей. А также  выстраивать логику содержания и  последовательность реализации различных  компонентов программного материала, не нарушая основных требований к  содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в  обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях  физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе  дошкольного детства, минимальных  требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор  оборудования, наглядных пособий  для демонстрационных целей и  индивидуального использования).

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное  представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности  дошкольного образования.

 

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»

Для авторов разноплановых  вариативных программ и представителей различных научных школ, входящих в состав авторского коллектива «Успеха», в ходе разработки программы зачастую нелегко было смотреть на проблемные вопросы теории и практики дошкольного  образования с иной, не привычной  для себя точки зрения. Тем ценнее полученный результат — образовательная  программа нового поколения как  консолидированный продукт современного дошкольного образования.

Программа с октября 2009 года по декабрь 2010 года проходила апробацию  в 7 пилотных регионах субъектов РФ: Московской, Липецкой, Челябинской областях, Карачаево-Черкесской Республике, городе Санкт-Петербурге, Ставропольском и Хабаровском краях. Детские сады для апробации выбирались по двум формальным критериям: 1) городского (в условиях большого и малого городов) и сельского типа местности; 2) с группами общеразвивающей и оздоровительной направленности (то есть детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида). Принципиальным моментом в ходе апробации было исключение из перечня участников такого вида ДОУ, как центры развития ребенка. Как правило, в указанных центрах в достаточной мере используются инновационные программы, методики, технологии; работают квалифицированные, подготовленные соответствующим образом педагоги; отмечается наличие крепкой материально-технической и учебно-материальной базы. Авторскому коллективу программы «Успех» важно было ответить на вопрос: возможен ли уже сегодня переход дошкольного образования к тем концептуальным положениям, что заложены в ФГТ и подготовлены последними десятилетиями развития дошкольной педагогики и психологии?

Программа «Успех» — это  образовательная программа нового поколения. В центре программы —  ребенок начала ХХI века. Он не хуже и не лучше, чем, например, ребенок 90-х годов ХХ века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.

В программе «Успех» впервые  учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).

Программа полностью меняет характер взаимоотношений между  педагогом и воспитанниками. Они  — партнеры по интересным, занимательным  делам. И хотя это партнерство  не предполагает установления полного  равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование  ребенком, потому что ребенок —  это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.

Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны  ребенку дошкольного возраста («учиться»  на них обязательно надо, иначе  взрослые будут недовольны!), а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников (событий) понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Авторы программы предлагают включить в календарь:

события, формирующие чувство  гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

традиционные праздничные  события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);

наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Игре в программе «Успех»  отводится самое продуктивное время  в первой половине дня, потому что  игра (сюжетная, с правилами) — ведущая  деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок  будущей учебной деятельности, решение  таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора  современных дошкольников.

Программа построена таким  образом, чтобы педагог имел возможность  в ходе повседневной образовательной  работы учитывать индивидуальные особенности  и темпы индивидуального развития детей.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы  каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех —  это и признание окружающих, и  одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.

 

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Начиная с 1991 года (и по 2001 год включительно), численность детей  в дошкольных образовательных учреждениях  сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников  в 1991 году до 4246 тыс. в 2001 году).  Это  было вызвано снижением рождаемости  в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. детей в 1991 году до 7975 тыс. в 2001 году). Кроме того, количество детей в  дошкольных учреждениях сократилось  и в связи с уменьшением  в них количества детей раннего  и младшего возраста (от 1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное  десятилетие тенденции – родители предпочитали отдавать детей в детский  сад не раньше, чем им исполнялось 3 года.

В связи с уменьшением  количества воспитанников значительно  сократилось количество дошкольных образовательных учреждений – с 87,6 тыс. в 1991 году до 50,0 тыс. в 2001 году. При  этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала  сокращение количества дошкольных учреждений.

Начиная с 2002 года, вследствие повышения рождаемости увеличивается  количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений: в 2002 году их было 4267 тыс., в 2003 году – 4321 тыс., в 2004 году – 4423 тыс., в 2005 году- 4530,4 тыс., в 2006 году- 4713,2 тыс., в 2007 году- 4906,3 тыс., в 2008 году- 5105,4 тыс., в 2009 году- 5228,2 тыс., в 2010 году- 5388 тыс. воспитанников.

Число дошкольных учреждений на 2007 год по видам: общеразвивающего вида- 7644, присмотра и оздоровления- 565, компенсирующего вида- 1677,  комбинированного вида- 7403. (всего 45730)

Число дошкольных учреждений на 2008 год по видам: общеразвивающего вида- 8072, присмотра и оздоровления- 534, компенсирующего вида- 1638,  комбинированного вида- 7424. (всего 45607)

Число дошкольных учреждений на 2009 год по видам: общеразвивающего вида- 8439, присмотра и оздоровления- 524, компенсирующего вида- 1433,  комбинированного вида- 7496. (всего 45346)

По этим данным можно сделать  вывод, что число общеразвивающих учреждений растет. Связано это с тем, что в настоящее время необходимость общих навыков у ребенка высока и она требуется для нормального его развития.

По данным Рособрнадзора, в 2010 году численность детей дошкольных учреждений городского типа составляла 4280,7 тыс.(79,45%), а численность детей дошкольных учреждений сельского типа - 1107,3 тыс человек.(20,55%)

Система дошкольного образования России на данный момент включает около 50 тысяч учреждений, которые охватывают 56% детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно. В последние годы, после спада середины 90-ых годов, количество детей в учреждениях дошкольного образования постепенно увеличивается, хотя и не достигло уровня 1985 г. - 68,3% детей соответствующего возраста.

На начало 2010 г. 1906 тыс. детей  нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения

Для решения проблемы общедоступности  дошкольного образования ведется  строительство новых дошкольных учреждений.

Вместе с тем, проблема общедоступности дошкольного образования  для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня также  за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе  развития различных форм дошкольного  образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей  в ДОУ.

С 1999 года активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных  учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного  образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка  и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными  режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым  и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим  наиболее предпочтителен для родителей  и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее  время параллельно с развитием  традиционных форм дошкольного образования  апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных  учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование  детей дошкольного возраста в  условиях семейного воспитания.

В связи с тем, что развиваются  различные формы и модели дошкольного  образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, реализующих  основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни