Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Социальные и культурные ресурсы муниципального развития»

 

Тема:

«Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Оглавление

Введение. 2

1. Дошкольное  образование – виды, основные  понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное  образование. Основные понятия  и содержание. 4

1.2. Образовательные  программы. 10

1.2.1. Классификация  программ 11

1.2.2. Основная  общеобразовательная программа  дошкольного образования  «Успех» 13

2. Система  дошкольного образования в Российской  Федерации 15

2.1.Анализ  состояния системы дошкольного  образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное  образование в Москве. 17

2.2.1. Основные  направления развития дошкольного  образования. 18

2.3. Необходимость  модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения  по решению проблем системы  дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования, важная роль принадлежит дошкольному образованию. И вследствие этого, ему в России в последнее время уделяется все большее внимание.

Основные направления  в развитии дошкольного образования  формировались, развивались и функционировали  в соответствии с основными задачами модернизации образования, которое  рассматривается сегодня как  важный стратегический источник развития современного российского общества и является одним из приоритетных национальных проектов.

Правительством РФ разработана  Концепция досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в  которой представлена современная  модель образования, ориентированная  на повышение его качества. Это  качество в первую очередь зависит  от образовательной программы, которая  является ориентиром в деятельности воспитателя (определение содержания образовательного процесса, научная  концепция дошкольного образования, методология, определенное направление  развития ребенка и др.)

Актуальность  исследования. Общество развивается в режиме «нон-стоп», оно эволюционирует и вместе с этим и развиваются все области социальной жизни, в том числе и образование. Развитие и совершенствование имеющихся форм образования детей дошкольного возраста и внедрение альтернативных форм обучении в дошкольном образования- необходимость на сегодняшний день.

Проблематика.

В современной системе  дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество  проблем: нехватка мест в учреждениях  ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

До начала обучения в школе, ребенок должен достигнуть адекватного уровня развития.  Не существует единого стандарта, согласно которому можно обучать дошкольников. Проблема единой общеобразовательной программы дошкольного образования на настоящий момент стоит особенно остро. С одной стороны, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, с другой стороны- в системе должны присутствовать общие правила.

Объект исследования: условия развития системы дошкольного образования в России

Предмет: система дошкольного образования в России

Цель. Изучить состояние дошкольного образования в России на сегодняшний день, проследить основные тенденции его развития  и сделать выводы о необходимости нововведений в этой сфере.

Задачи.

  1. Раскрыть понятие и сущность дошкольного образования.
  2. Ознакомиться с законодательством, касающимся системы дошкольного образования ( в частности, ФЗ «Об образовании)
  3. Ознакомиться с образовательными программами дошкольного образования.
  4. Проанализировать систему дошкольного образования Российской Федерации.
  5. Выявить основные тенденции и направления развития системы дошкольного образовании я в Москве.
  6. Выявить несовершенства системы дошкольного образования в России.
  7. Разъяснить, в чем состоит необходимость модернизации дошкольного образования в России.
  8. Предложить свои решения проблемных вопросов, встречающихся в системе дошкольного образования.

Методы исследования: анализ источников,  нормативно-правовых документов, описание содержания традиционных и альтернативных форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.

 

 

 

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание.

В последнее время в  России все больше внимания уделяется  дошкольному образованию. И на это  есть несколько причин, одна из которых  — изменения в демографической  политике нашего государства. Существенную роль в определении приоритетных социальных программ стали играть забота о молодой семье, оказание помощи в уходе за ребенком, обеспечение  надлежащих условий содержания, когда  ребенок находится вне семьи, расширение сети дошкольных образовательных  учреждений.

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.

  Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Дошкольное образовательное  учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную  программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного  образовательного учреждения (тип, вид  и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем  и направленностью реализуемых  им образовательных программ) устанавливается  при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное  учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных  учреждений и невозможностью принять  в них всех детей дошкольного  возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

В настоящее время в  Российской Федерации сложилась  уникальная система дошкольного  образования, которая обеспечивает всестороннее  полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного  возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования  предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества.  Существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений1:

  • детский сад;
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно–эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений  в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным  осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы  в разном сочетании);
  • центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Однако практика показывает, что для обеспечения общедоступности  дошкольного образования для  разных социальных слоев населения  перечень видов дошкольных образовательных  учреждений может быть дополнен.

В настоящих рекомендациях  предлагаются новые виды, которые  еще не нашли своего нормативного правого закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное место в правом поле системы дошкольного  образования.

Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5–7 лет, воспитывающихся дома.

С учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих  нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных  учреждений, осуществляющих коррекционную  работу с детьми. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации статуса «Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции – детский сад» для детских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).

Кроме того, сегодня практически  не  разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели  инклюзивного   образования, предусматривающие различные степени интеграции: полную, комбинированную,  временную и частичную.

Наметившаяся тенденция  к увеличению числа родителей, стремящихся  как можно раньше «устроить» ребенка  в детский сад по разным причинам (материальные трудности,  сохранение рабочего места и др.) свидетельствует  о необходимости открытия таких  видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3-х лет). 

С учетом вышесказанного, перечень видов дошкольных образовательных  учреждений, определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может быть дополнен следующими видами ДОУ:

  • детский сад предшкольной подготовки; 
  • детский сад для детей раннего возраста.    
  • детский сад инклюзивного вида;
  • центр коррекции – детский сад.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» основополагающим критерием  отнесения учреждения к типу «дошкольное образовательное учреждение» является реализация им программы дошкольного образования. В свою очередь, направленность образовательной программы определяет вид дошкольного образовательного учреждения.

С учетом требований общедоступности, эффективности и качества дошкольного  образования, в настоящее время  невозможно при отнесении дошкольного  образовательного учреждения к тому или иному виду ограничиваться только критерием направленности реализуемой  в нем общеобразовательной программы  дошкольного образования. В соответствии с этим предлагается при отнесении  дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду руководствоваться  комплексом критериев, включающим содержательные и организационно-ресурсные критерии

1. Содержательные критерии  отнесения ДОУ к определенному  виду:

Основные задачи, которые  необходимо решать данному виду ДОУ.

Уровень реализации инвариантной части основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования, или уровень соответствия деятельности ДОУ  Временным (примерным) требованиям  к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее  – Временные (примерные) требования).

Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни