Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

Уровень реализации вариативной  части основной общеобразовательной  программы дошкольного образования,

2. Организационно–ресурсные  критерии отнесения ДОУ к определенному  виду:

2.1. Возраст воспитанников,  посещающих ДОУ.

2.2. Педагогический состав  дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Минимальный набор  помещений.

В соответствии с предлагаемыми  критериями нецелесообразно применять  деление дошкольных образовательных  учреждений на категории, в основе которого лежит принцип соответствия программы  стандарту или превышение его.

Рассмотрим отнесение  ДОУ  к тому или иному виду  в соответствии с вышеперечисленными критериями.

I. Содержательные критерии отнесения ДОУ к определенному виду

1.1. Основные задачи ДОУ

Одним из содержательных критериев  отнесения ДОУ к определенному  виду является спектр задач, решаемых ДОУ в процессе воспитательно-образовательной  работы с детьми. Целесообразно определить ряд основных задач,  характерных  для всех видов дошкольных образовательных  учреждений, а также дополнительных задач, отражающих специфику того или  иного вида ДОУ. 

Основными задачами дошкольного  образовательного учреждения любого вида являются:

  • обеспечение условий для социальной адаптации детей;
  • осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей выполнение  Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления  физического и психического здоровья детей;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Специфичными задачами для  различных видов ДОУ являются задачи, представленные в таблице 1.

1.2. Уровень реализации  инвариантной части основной  общеобразовательной программы   дошкольного образования

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. 2

Структура основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  в дошкольных образовательных учреждениях  может быть представлена следующим  образом:

  • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая  выполнение     Временных (примерных) требований;
  • вариативная часть (дополнительная), позволяющая реализовать образовательные программы  с превышением Временных (примерных) требований.

Инвариантная часть общеобразовательной  программы для ДОУ любого вида должна обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований, к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448).

В общеобразовательной программе  дошкольного образования в ДОУ  детский сад, детский сад присмотра  и ухода, детский сад предшкольной подготовки, детский сад для детей раннего возраста может быть предусмотрена только инвариантная часть.

Критерием отнесения ДОУ  к таким видам, как детский  сад компенсирующего вида, детский  сад комбинированного вида, детский  сад инклюзивного вида, центр коррекции  – детский сад является реализация в дошкольном образовательном учреждении помимо основной общеобразовательной  программы общеразвивающей направленности также программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников (в детском саду–центре коррекции – двух и более программ коррекционной направленности).

1.3. Уровень реализации  вариативной части основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования

В дошкольных образовательных  учреждениях видов: детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), центр развития ребенка–детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции–детский сад помимо инвариантной части общеобразовательной программы предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной части указан в таблице 2.

Образовательные программы  во всех видах ДОУ реализуются  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и коррекционной  направленности групп.

ДОУ может устанавливать  последовательность, продолжительность  деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания  программ. 

 С целью  оптимизации  учебной нагрузки воспитанников  ДОУ   предлагается интегрировать  содержание всех направлений примерных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении,  в четыре основных блока: физическое развитие, интеллектуальное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие. 

II. Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду.

2.1. Возраст  воспитанников

Следует отметить, что видовое  разнообразие дошкольных образовательных  учреждений позволяет обеспечить охват  дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.

Так, с 2-х месяцев принимаются  дети в следующие дошкольные образовательные  учреждения:

  • детский сад,
  • детский сад для детей раннего возраста,
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.),
  • детский сад комбинированного вида,
  • центр развития ребенка – детский сад,

с 2-х лет:

  • детский сад компенсирующего вида,
  • детский сад инклюзивного вида,
  • центр коррекции - детский сад,

с  5-ти лет:

  • детский сад предшкольной подготовки.

2.2. Педагогический состав  дошкольного образовательного учреждения

При соотнесении соответствия педагогического состава дошкольного  образовательного учреждения реализуемым  целям и задачам целесообразно  оценить следующие компоненты:

укомплектованность штата  дошкольного образовательного учреждения необходимыми специалистами;

образовательный, возрастной и квалификационный ценз педагогических кадров.

 

1.2. Образовательные программы.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования  детей в ДОУ, важная роль принадлежит  образовательной программе. Она  является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию  дошкольного образования, фиксирует  его содержание по всем основным (комплексная  программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная  программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем  реализации программы устанавливаются  вид и категория ДОУ.

Сегодня в дошкольных образовательных  учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного  возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для  дошкольников с особыми нуждами  в развитии, в образовательных  учреждениях для детей-сирот дошкольного  возраста (оставшихся без попечения  родителей) реализуются общеобразовательные  программы3, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной  информированностью о современном  видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ  испытывают значительные трудности  в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими  программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его  востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

 «Главным делом» для  каждого ДОУ становится разработка, утверждение и реализация основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования на основе  выбранной примерной основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования, разработку  которой, в свою очередь, обеспечивает  федеральный уполномоченный орган.

При разработке основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  каждое ДОУ вправе также использовать в том или ином объеме и другие программы (комплексные, базисные, парциальные), методики и технологии, в первую очередь, для разработки части, формируемой  участниками образовательного процесса4.

1.2.1. Классификация программ

Программы должны строиться  на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ  могут применяться специализированные программы.

Среди основных особое место  занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные  программы дошкольного образования. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.5

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных  программ осуществляется только по желанию  родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование  дополнительных программ дошкольного  образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с  развитием новых гибких форм образования  дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так  и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области  и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную  профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни