Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

Для обеспечения качества дошкольного образования также  важен профессиональный уровень  педагогов, работающих в образовательных  учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу  дошкольного образования. Низкий уровень  заработной платы педагогов системы  дошкольного образования (в среднем  по России он в 1,5 раза ниже, чем у  учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что в  свою очередь, ведет к понижению  качества дошкольного образования.

Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного  образования для всех категорий  граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях государственной власти должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

 

2.2. Дошкольное  образование в Москве.

Столичное дошкольное образование  представлено разнообразными дошкольными  образовательными учреждениями и вариативными формами образования:2043 государственных детских сада; 278 школ с группами для дошкольников; 1210 групп кратковременного пребывания; 354 центра игровой поддержки ребёнка; 125 лекотек и 117 служб ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья; 530 семейных детских садов.

Дошкольное образование  в Москве осуществляется на основе принятых федеральных стандартов. Эти  стандарты распространяются не только на государственные, но и на коммерческие детские сады Москвы. Учреждения дошкольного  образования в Москве подразделяются на виды и категории.

К основным видам ДОУ относятся  обычные детские сады, детские  сады общеразвивающего типа с преимущественным осуществлением какого-либо одного или нескольких направлений воспитания и развития, детские сады оздоровления и присмотра, компенсирующие детские сады, комбинированные детские сады оздоровления и присмотра и центры дошкольного развития детей. Обычно детский сад является наиболее распространенным видом ДОУ. Здесь работают по какой-либо одной из комплексных программ развития в рамках государственного стандарта, которая подразумевает общее развитие по всем направлениям дошкольного воспитания (физическое, интеллектуальное, эстетическое) Соответственно, второй из перечисленных видов детских садов подразумевает приоритетное развитие какого-либо одного или двух направлений, с приведением к результатам по ним выше государственного стандарта. Сады оздоровления и присмотра в своей работе уделяют большое внимание различным оздоровительным, профилактическим , санитарно- гигиеническим мероприятиям.

Комбинированные детские  сады составляются из групп разных видов (например, оздоровительных и  общеразвивающих). В центрах развития ребенка осуществляется комплексное физическое и психическое развитие и коррекция,, а также оздоровительные программы. Для детей с физическими и умственными отклонениями создан вид компенсирующих детских садов.

Родители уделяют большое  внимание учреждениям дошкольного  образования в Москве. Выделяют три  категории детских садов, которые  определяются в соответствие с уровнем  образовательной программы. Первая присуждается центрам развития детей, где реализуется комплексная  образовательная программа по всем основным направлениям , превышающая обязательный минимум. Детские сады второй категории осуществляют воспитание по программе, превышающей государственный стандарт, только по одному или нескольким направлениям. Наконец, третья категория ДОУ предоставляет программу в рамках обязательного минимума.

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования.

Повышение уровня профессионализма педагогов детских  садов.

  • Создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов.
  • Реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений.
  • Организация городского конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.

Создание московского  стандарта качества дошкольного  образования.

  • Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.
  • Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.
  • Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона).
  • Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму.
  • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

Здоровьесбережение

  • Внедрение системы мониторинга здоровья детей.
  • Совершенствование организации питания.
  • Формирование индивидуальной модели оздоровления детей.
  • Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.
  • Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогическогосопровождения ребёнка.
  • Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования — детский сад — начальная школа.

Информационная  открытость дошкольного образования

  • Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
  • Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах.
  • Создание интернет0сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.

Повышение эффективности  управления современным детским  садом

  • Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики.
  • Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов.

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования

Сегодня муниципальная система  дошкольного образования – сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной  видовой направленности, отличительной  особенностью которых является деятельность в инновационном режиме.                 

 Модернизация системы  дошкольного образования, как  определено в Конвенции долгосрочного  социально-экономического развития  РФ на период до 2020 г., является  основой экономического роста  и социального развития общества, фактором благополучия граждан  и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.

Правительством РФ разработана  Концепция досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в  которой представлена современная  модель образования, ориентированная  на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут  самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя  их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

  Стратегическая цель государственной политики в области дошкольного образования – повышение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение такой задачи, как обеспечение  инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных  учреждений в соответствии с задачами инновационного развития , обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда.

Говоря об общедоступности  дошкольного образования,  необходимо сказать так же и о создании системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создании образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного дошкольного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. До сих пор в России работа воспитателя рассматривается с точки зрения присмотра за детьми. Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.

В настоящее время в  системе дошкольного воспитания в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных  знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать  педагог, обладающий инновационным  стилем мышления. Поэтому, наряду с  обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам  освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение  системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого  педагогического мышления.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит  творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому  процессу, приобретает в настоящее  время особую значимость и остроту.

Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и , прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов, способных:1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); 4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни