Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа
В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.
Введение. 2
1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4
1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4
1.2. Образовательные программы. 10
1.2.1. Классификация программ 11
1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13
2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15
2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15
2.2. Дошкольное образование в Москве. 17
2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18
2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19
2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22
Заключение 24
Список литературы. 26
Приложение. 27
Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования.
Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях государственной власти должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
Столичное дошкольное образование
представлено разнообразными дошкольными
образовательными учреждениями и вариативными
формами образования:2043 госуд
Дошкольное образование в Москве осуществляется на основе принятых федеральных стандартов. Эти стандарты распространяются не только на государственные, но и на коммерческие детские сады Москвы. Учреждения дошкольного образования в Москве подразделяются на виды и категории.
К основным видам ДОУ относятся обычные детские сады, детские сады общеразвивающего типа с преимущественным осуществлением какого-либо одного или нескольких направлений воспитания и развития, детские сады оздоровления и присмотра, компенсирующие детские сады, комбинированные детские сады оздоровления и присмотра и центры дошкольного развития детей. Обычно детский сад является наиболее распространенным видом ДОУ. Здесь работают по какой-либо одной из комплексных программ развития в рамках государственного стандарта, которая подразумевает общее развитие по всем направлениям дошкольного воспитания (физическое, интеллектуальное, эстетическое) Соответственно, второй из перечисленных видов детских садов подразумевает приоритетное развитие какого-либо одного или двух направлений, с приведением к результатам по ним выше государственного стандарта. Сады оздоровления и присмотра в своей работе уделяют большое внимание различным оздоровительным, профилактическим , санитарно- гигиеническим мероприятиям.
Комбинированные детские сады составляются из групп разных видов (например, оздоровительных и общеразвивающих). В центрах развития ребенка осуществляется комплексное физическое и психическое развитие и коррекция,, а также оздоровительные программы. Для детей с физическими и умственными отклонениями создан вид компенсирующих детских садов.
Родители уделяют большое внимание учреждениям дошкольного образования в Москве. Выделяют три категории детских садов, которые определяются в соответствие с уровнем образовательной программы. Первая присуждается центрам развития детей, где реализуется комплексная образовательная программа по всем основным направлениям , превышающая обязательный минимум. Детские сады второй категории осуществляют воспитание по программе, превышающей государственный стандарт, только по одному или нескольким направлениям. Наконец, третья категория ДОУ предоставляет программу в рамках обязательного минимума.
Повышение уровня профессионализма педагогов детских садов.
Создание московского стандарта качества дошкольного образования.
Здоровьесбережение
Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Информационная открытость дошкольного образования
Повышение эффективности управления современным детским садом
Сегодня муниципальная система
дошкольного образования –
Модернизация системы
дошкольного образования, как
определено в Конвенции
Правительством РФ разработана Концепция досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в которой представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.
Стратегическая цель государственной политики в области дошкольного образования – повышение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение такой задачи, как обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития , обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда.
Говоря об общедоступности дошкольного образования, необходимо сказать так же и о создании системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создании образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного дошкольного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. До сих пор в России работа воспитателя рассматривается с точки зрения присмотра за детьми. Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.
В настоящее время в
системе дошкольного воспитания
в основном работают люди, получившие
образование в советской школе,
где приоритетным было формирование
знаний, умений и навыков. Без фундаментальных
знаний обойтись нельзя. Модернизацию
педагогических технологий может реализовывать
педагог, обладающий инновационным
стилем мышления. Поэтому, наряду с
обновлением структуры
Творчество – наиболее
существенная и необходимая характеристика
педагогического труда. Педагогам,
работающим в условиях модернизации
системы образования, предстоит
творчески осмыслить новое
Кроме того, проблема подготовки
воспитателя ДОУ к
Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и , прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов, способных:1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); 4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни