Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В современной системе дошкольного образования России остается много нерешенных вопросов, вследствие чего возникает и множество проблем: нехватка мест в учреждениях ДОУ, доступность дошкольного образования, качество преподнесения нужной информации детям и др.

Содержание

Введение. 2

1. Дошкольное образование – виды, основные понятия и классификации 4

1.1.Дошкольное образование. Основные понятия и содержание. 4

1.2. Образовательные программы. 10

1.2.1. Классификация программ 11

1.2.2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 13

2. Система дошкольного образования в Российской Федерации 15

2.1.Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. 15

2.2. Дошкольное образование в Москве. 17

2.2.1. Основные направления развития дошкольного образования. 18

2.3. Необходимость модернизации дошкольного образования 19

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования. 22

Заключение 24

Список литературы. 26

Приложение. 27

Работа содержит 1 файл

Модернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни.docx

— 102.95 Кб (Скачать)

Концепцией а долгосрочном социально-экономическим развитии установлены следующие целевые ориентиры системы дошкольного образования на 2012 год:

  • обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением
  • становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
  • формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;
  • создание в дошкольных образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
  • введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала дошкольных образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;

к 2020 году:

  • обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
  • расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ;
  • институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;
  • обеспечение условий, при которых показатели качества дошкольного образования в российских ДОУ будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;
  • обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;

По мере реализации Концепции, осуществления институциональных  преобразований, обеспечивающих повышение  эффективности расходования бюджетных  средств в сфере дошкольного образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование  с 4,8 процента валового внутреннего  продукта (в 2007-2008 годах) до 7 процентов  в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего  продукта.

2.4. Предложения по решению проблем системы дошкольного образования.

Обучение может вести  за собой развитие, а может идти за ним и даже тормозить. Следовательно, нельзя прямо переносить школьные методы обучения в детский сад. Дошкольное образование строится совсем по другой логике, на иной основе. Тогда, может  быть, вообще отказаться от обучения, предоставив  дошкольникам возможность играть, проявлять  спонтанность? Практика показывает, что  если детей предоставить самим себе, то мы столкнемся с таким явлением, как педагогическая запущенность. Ее последствия могут быть крайне неприятными и для ребенка, и для его окружения.

Необходимо понять следующее: дошкольное образование - залог процветания и благосостояния народа.  Нельзя забывать о том, что вложенные средства окупятся, когда человек достигает зрелого возраста. Вследствие этого, образование для детей должно быть общедоступным и качественным.

 

Общедоступность.

Дефицит мест в  детских садах на протяжении последних  лет остается актуальной проблемой  для жителей практически всех регионов России. Система детского дошкольного образования, количество учреждений которой изрядно подсократилось в годы экономических реформ, оказалась просто-напросто неготовой к увеличению рождаемости. К тому же возросли и запросы родителей, вполне обоснованно желающих, чтобы уже в детском саду их чада начали получать современное образование и воспитание.

Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги садиков постоянно  растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. На начало 2010 года в очереди в детские сады стояло 1 млн 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую до рождения ребенка. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад.

Для улучшения сложившейся  ситуации необходимо реконструировать старые и строить новые детсады  во всех регионах или предоставить под них соответствующие помещения.  Стоит поддержать вариативные формы  дошкольного образования, в том  числе систему негосударственных  детских учреждений и семейных детсадов.

Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности  дошкольного образования для  всех слоев населения, особенно для  малообеспеченных семей.

Очевидна необходимость  решения проблемы доступности дошкольного  образования. Дело не только в количестве дошкольных образовательных учреждений, но и в качестве дошкольного образования, оценка которого становится одной из приоритетных задач. Решение этого  вопроса сопряжено с различными сложностями. Нужно иметь в виду, что российская система дошкольного  образования вариативна, а значит, в разных программах существуют различия в содержании дошкольного образования. В связи с этим обсуждается  проблема: нужно ли отказываться от идей вариативного образования и  сосредоточить усилия на разработке типовой общеобразовательной программы. Если программа будет одна, то существенно  проще решить вопрос об оценке качества. Однако вариативность системы дошкольного  образования позволяет гибко  удовлетворять образовательные  потребности детей и их родителей. Ответ на вопрос, какой детский  сад лучше, где занимаются бальными танцами или английским, не очевиден.

Качество.

Качество дошкольного образования, выступающего самой первой ступенью образования в целом, предопределяет возможности и способности обучающегося к освоению программ на последующих уровнях  образования.

Система дошкольного образования  не стоит на месте, наиболее востребованными  на сегодняшний день являются многопрофильные  детские сады. В таких садах  практикуют целый спектр новых программ и педагогических технологий, созданных  коллективами воспитателей и отдельными авторами. Именно открытие такого, широкопрофильного  детского сада – наиболее прибыльное вложение денег для современных  инвесторов.

Для детей, которые не посещают детские сады, стоит создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Должны создаваться условия, при которых каждый ребенок смог бы достичь адекватного уровня развития до начала обучения в школе. Качество зависит от многих факторов, включая  соответствующему возрасту учебные программы, наличие игровых возможностей, книг и других учебных материалов, социальные стимулы, здравоохранение, питание и санитарию. Необходимо и достаточное количество учителей, которые прошли подготовку для занятий с детьми на различных уровнях

Дети – это будущее  страны, поэтому важно проводить  исследования развития детей дошкольного  возраста. Только в этом случае возможно, с одной стороны, понять законы развития ребенка и разработать соответствующие  образовательные модели и технологии, а с другой – подготовить специалистов, способных работать в дошкольных образовательных учреждениях.

Подготовка хороших специалистов- это то, на что следует обратить должное внимание. Ведь именно от учителя или воспитателя зависит то, как будет донесена определенная информация до ребенка. Хороший воспитатель должен умело ориентироваться в образовательных программах, подбирать нужную в определенной ситуации с определенным ребенком. Индивидуальный подход в работе с детьми- важный аспект. Именно поэтому воспитатель должен быть в первую очередь психологом.

Следует признать, что подготовка специалистов – дело непростое. Если говорить о вузе, то на факультеты дошкольного  образования вузов идут выпускники школ в большинстве случаев с  относительно невысокой подготовкой. Это объясняется недостаточной  престижностью профессии дошкольного  работника. Вместе с тем его влияние  на жизнь и судьбы детей гораздо  больше, чем влияние учителя школы  на своих учеников или преподавателя  вуза на студентов. К сожалению, эта  огромная ответственность педагога за последствия собственной деятельности не до конца осознается как самими педагогами, так и другими членами профессионального сообщества.

Научные исследования показывают, что дети, получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило, продолжают образование  в высших учебных заведениях. Они  не только находят работу, но и получают более высокую заработную плату. Соответственно, они накапливают  сбережения и вносят больший вклад  в систему социального обеспечения. Поэтому забота о дошкольном образовании  детей ограждает их от нужды и  криминальных рисков в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольное образование  приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это  важный период, который будет влиять на последующее становление детской  личности.

То, что родители и общество вкладывают в детей, дает свои плоды спустя какое-то время.  Именно от того, каким развитие ребенка будет на начальном этапе, зависит и последующая его жизнь. От этого зависит его отношения к окружающему его миру, взглядам, государству.

Существует множество  прорех в системе дошкольного  образования.  Прежде всего, это проблемы доступности и качества образования.

Малое количество учреждений дошкольного образования, мест в этих учрежденияхжзастойность в программах, преподаваемых в этих учреждениях.

Да, от образовательных  программ зависит многое. В них  должны вноситься изменения, поскольку  человек не стоит на одном месте  и постоянно развивается. Эти  изменения должны отвечать множеству  факторов: время, возраст детей, категория  учреждений, способности детей и  др.

Не смотря на то, что подход к детям должен быть индивидуальным, образовательные программы  обязаны поддаваться неким стандартам. Необходимо это, прежде всего, для того, чтобы появилась шкала, по которой  возможно было бы оценивать уровень  дошкольного образования страны. На настоящий момент, к сожалению, такой шкалы нет.

В настоящее время в  системе дошкольного воспитания в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных  знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать  педагог, обладающий инновационным  стилем мышления. Поэтому, наряду с  обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам  освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение  системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого  педагогического мышления.

Общество давно  шагнуло вперед и теперь четко  видно, что та старая система непригодна для жизни. Меняется общество, взгляды, эволюционирует наука и вместе с  тем должна развиваться система  образования. Дошкольное образование  –это малая толика, от которой зависит вся система. Качество дошкольного образования, выступающего самой первой ступенью образования в целом, предопределяет возможности и способности обучающегося к освоению программ на последующих уровнях  образования.

Система дошкольного образования  играет важную роль в социально-экономической  жизни, так же и  всего в силу того, что право на беспрепятственное  устройство детей в детские сады выступает необходимым условием обеспечения возможности участия  в трудовой деятельности родителей  воспитанников, которые, как правило, находятся в наиболее продуктивном для такого рода деятельности возрасте.

Большая проблема заключается  в том, что со стороны политики дошкольному образованию уделяется  мало внимания. Соответственно, следует  решить этот вопрос. Уже сегодня существует ювенальная юстиция, которая стоит на страже интересов ребенка, в том числе и получения образования, в том числе и дошкольного. Следует создавать больше подобных организаций, необходимо чаще давать огласке этот вопрос, чтобы получить больше «правильных» граждан для своей страны.

Данная работа- это прежде всего, оценка ситуации, сложившейся в области дошкольного образования в России. Она четко показывает все погрешности и несоответствия в работе системы дошкольного образования, которые следует решать незамедлительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677
  4. КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  5. Методические рекомендации по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду (Проект)
  6. Проект Комплекса мер по развитию дошкольного образования
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
  8. Интернет-источник. Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ: http://mon.gov.ru
  9. Интернет- источник. Официальный сайт Департамента Образования г. Москвы: http://www.educom.ru/
  10. Интернет-источник. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

Информация о работе Можернизация дошкольного образования в стратегии улучшения качества жизни