Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности
Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………
При недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики и др., даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражительность; повышается уровень тревожности, интерес к школе падает, ребенок быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем, классах он может стать слабоуспевающим.
У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки заданий, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников – точное следование инструкциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов. Существует много способов формирования у учащихся осознанного отношения к учебе (социальных мотивов учения), в каждом конкретном случае выбор того или другого способа воспитательного воздействия определяется индивидуальными особенностями ребенка, программой начального обучения, традициями семейного воспитания и др. Учитывая то, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.
Воспитатель подготовительной группы из 20 детей выделил 11 детей со сформированной «внутренней позицией школьника», 5 детей с доминирующим оценочным мотивом, 2 ребенка с доминированием позиционного мотива, 1-го ребенка с доминирующим внешним мотивом, 1 ребенка с игровым и 1-го ребенка с социальным доминирующим мотивом.
Ответы воспитателей также представлены в гистограмме:
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что такая характеристика мотивов позволит воспитателю строить педагогический процесс с учетом выделенных особенностей мотивационной готовности детей 6-ти и 7-летнего возраста.
Формирование
мотивов учения и положительного
отношения к школе – одна из
важнейших задач
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
Оптимизация процесса формирования активного стремления и интереса детей к предстоящему школьному обучению достигается в результате соблюдения ряда педагогических условий:
1. Целостный подход к осуществлению воспитания у детей, интереса к школе, т.е. органичное соединение данной работы со всем содержанием учебно-воспитательного процесса в выпускной группе детского сада. Это выражается в общей направленности педагогического процесса на достижение наиболее полного развития личности будущего школьника; в слиянии целей, задач и содержания воспитания и обучения дошкольников с перспективой радостного ожидания и стремления к будущей школьной позиции. При этом задача воспитания интереса к школьному обучению в ряде случаев выступает как самостоятельная, определяющая основное содержание (беседы о школе, школьниках, экскурсии, целевые прогулки к школе, рисование, сочинение рассказов, рассматривание картин по теме и пр.), в других случаях, в роли стимулирующего компонента различных видов детской деятельности (подготовка подарков для школьников, овладение новыми умениями в ручном труде – мотив: «Станем такими же умелыми, как наши друзья-школьники», в творческой художественной и речевой деятельности: «Все вместе придумаем интересные сказки, запишем их, нарисуем к ним рисунки, сделаем «Книгу сказок» и принесем ее нашим друзьям в школе на праздник детской книги и т.п.»), а также в роли оценочного элемента в констатации результатов детской деятельности и поведения с позиции будущего школьного обучения (например, «Сегодня все так красиво и старательно нарисовали узоры, что я могу сказать, если и в школе вы будете так стараться, учительница будет вами довольна, а я буду вами гордиться вами» и т.п.)
2. Непрерывность развертывания и восходящий поступательный характер осуществления задачи воспитания активного интереса детей к школе в системе педагогического процесса. Это выражается в постоянном обогащении соответствующих чувств и эмоциональных переживаний, расширения сферы познания, опыта активной деятельности детей непосредственно или опосредованно связанных с перспективной будущего школьного обучения.
3.
Разнообразие форм
4. Создание активной позиции каждому ребенку в воспитании интереса к школе. Это выражается в создании для детей условий проявления деятельного отношения к школе в конкретных, близких и понятных делах. Дети учатся делать закладки для книг и учебников, участвуют в устройстве библиотеки в группе и посещают школьную библиотеку. Они ремонтируют книги и приглашают учителя посетить их «книжкину больницу», придумывают елочные украшения, готовят для своих друзей-школьников «Вечер сюрпризов». Получают от учителя письма с разными интересными заданиями, занимательными задачами, головоломками, ребусами, решая которые, дети приобретают много полезных умения, их самостоятельность и творчество развиваются. Происходит реальное обогащение личности ребенка и его возможностей к освоению школьной позиции.
5.
Обеспечение понимания каждым
ребенком роста своих
6.
Единство детского сада и
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего школьного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки – ученика, которые не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов (мы уже отмечали, что это не одно и то же) решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.
Родители
будущих первоклассников
Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.
Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих школьнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.
В
первой главе нашей дипломной
работы мы рассмотрели основные подходы
к понятию психологической
Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина.
Проанализировав данные источники, мы пришли к выводу, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.
Структура психологической готовности включает в себя готовность основных психических сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.
Опираясь на работы Л.И. Божович, в которых основным критерием психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» т.е. наиболее важным представляется мотивационный план, наибольшее предпочтение мы отдали изучению мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснении побудительных мотивов в поведении, самыми общими, основными являются мотивы мотивации и мотивов.
Слово мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность. Что же касается мотива, то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет