Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.

Задачи дипломной работы:

Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности

Содержание

Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Приложение.doc

— 1.17 Мб (Открыть, Скачать)

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 т 7 лет.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       При недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики и др., даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражительность; повышается уровень тревожности, интерес к школе падает, ребенок быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем, классах он может стать слабоуспевающим.

       У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного  выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию  знаний, они, как правило, не выходят  за рамки заданий, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников – точное следование инструкциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов. Существует много способов формирования у учащихся осознанного отношения к учебе (социальных мотивов учения), в каждом конкретном случае выбор того или другого способа воспитательного воздействия определяется индивидуальными особенностями ребенка, программой начального обучения, традициями семейного воспитания и др. Учитывая то, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.

       Воспитатель подготовительной группы из 20 детей  выделил 11 детей со сформированной «внутренней позицией школьника», 5 детей с доминирующим оценочным мотивом, 2 ребенка с доминированием позиционного мотива, 1-го ребенка с доминирующим внешним мотивом, 1 ребенка с игровым и 1-го ребенка с социальным доминирующим мотивом.

       Ответы  воспитателей также представлены в  гистограмме:

       Практическая  значимость нашего исследования заключается  в том, что такая характеристика мотивов позволит воспитателю строить педагогический процесс с учетом выделенных особенностей мотивационной готовности детей 6-ти и 7-летнего возраста.

2.3. Рекомендации по  формированию мотивационной  готовности детей  старшего дошкольного возраста к обучению в школе

       Формирование  мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического  коллектива детского сада и семи в  подготовке детей к школе.

       Работа  воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  3. формирование опыта учебной деятельности.

       Оптимизация процесса формирования активного стремления и интереса детей к предстоящему школьному обучению достигается  в результате соблюдения ряда педагогических условий:

       1. Целостный подход к осуществлению воспитания у детей, интереса к школе, т.е. органичное соединение данной работы со всем содержанием учебно-воспитательного процесса в выпускной группе детского сада. Это выражается в общей направленности педагогического процесса на достижение наиболее полного развития личности будущего школьника; в слиянии целей, задач и содержания воспитания и обучения дошкольников с перспективой радостного ожидания и стремления к будущей школьной позиции. При этом задача воспитания интереса к школьному обучению в ряде случаев выступает как самостоятельная, определяющая основное содержание (беседы о школе, школьниках, экскурсии, целевые прогулки к школе, рисование, сочинение рассказов, рассматривание картин по теме и пр.), в других случаях, в роли стимулирующего компонента различных видов детской деятельности (подготовка подарков для школьников, овладение новыми умениями в ручном труде – мотив: «Станем такими же умелыми, как наши друзья-школьники», в творческой художественной и речевой деятельности: «Все вместе придумаем интересные сказки, запишем их, нарисуем к ним рисунки, сделаем «Книгу сказок» и принесем ее нашим друзьям в школе на праздник детской книги и т.п.»), а также в роли оценочного элемента в констатации результатов детской деятельности и поведения с позиции будущего школьного обучения (например, «Сегодня все так красиво и старательно нарисовали узоры, что я могу сказать, если и в школе вы будете так стараться, учительница будет вами довольна, а я буду вами гордиться вами» и т.п.)

       2. Непрерывность развертывания и восходящий поступательный характер осуществления задачи воспитания активного интереса детей к школе в системе педагогического процесса. Это выражается в постоянном обогащении соответствующих чувств и эмоциональных переживаний, расширения сферы познания, опыта активной деятельности детей непосредственно или опосредованно связанных с перспективной будущего школьного обучения.

       3. Разнообразие форм деятельности, в которой происходит освоение  детьми соответствующих впечатлений,  чувств, умений и способов поведения.  Это общение с учителями; контакты  со школьниками; оформление группы к празднику, общие спортивные праздники, шутливые соревнования дошкольников со школьниками типа КВН; игры в «школу»; режиссерские игры типа «Лесная школа»; разговоры с воспитателем о ее школьных годах; чтение рассказов, стихов о школьниках и пр. Подобные дела объединяют детей общими переживаниями, обогащают их практические умения, расширяют социальную зону контактов и делают предстоящее поступление в школу понятнее и эмоционально привлекательнее для каждого ребенка.

       4. Создание активной позиции каждому ребенку в воспитании интереса к школе. Это выражается в создании для детей условий проявления деятельного отношения к школе в конкретных, близких и понятных делах. Дети учатся делать закладки для книг и учебников, участвуют в устройстве библиотеки в группе и посещают школьную библиотеку. Они ремонтируют книги и приглашают учителя посетить их «книжкину больницу», придумывают елочные украшения, готовят для своих друзей-школьников «Вечер сюрпризов». Получают от учителя письма с разными интересными заданиями, занимательными задачами, головоломками, ребусами, решая которые, дети приобретают много полезных умения, их самостоятельность и творчество развиваются. Происходит реальное обогащение личности ребенка и его возможностей к освоению школьной позиции.

       5. Обеспечение понимания каждым  ребенком роста своих достижений  в перспективе будущего школьного  обучения. Процесс формирования  готовности к школе – это,  в первую очередь, переживание  ребенком чувства глубокого удовлетворения  от ощущения своих новых возможностей в познании, в деятельности, в общения. Интерес к школе, подкрепленный соответствующей оценкой воспитателя, а также учителя, школьников, с которыми общаются дети, становится стимулом поступательного развития личности будущего ученика, его стремления к школьному обучению

       6. Единство детского сада и семьи  в воспитании интереса детей  к предстоящему обучению в  школе. Это выражается в коррекции  усилий родителей и воспитателей  в подходе к будущему школьнику,  в осуществлении единой линии  воспитания активного стремления детей к школе, в предупреждении негативной симптоматики в отношении детей к школе, в создании положительных установок на предстоящее обучение.

       Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы  и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

       Рассказы  и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям  различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего школьного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

       При организации игры в школу можно  использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки – ученика, которые не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

       В формировании у дошкольника мотивов  учения и собственно учебных мотивов (мы уже отмечали, что это не одно и то же) решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

       Родители  будущих первоклассников озабочены  главным образом наличием у ребенка  специальных умения: читать, писать, считать; объемом разнообразных знаний. Нередко их воспитательные воздействия типа «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь», «Снова ты ничего не знаешь», «Как же ты в школе учиться будешь?», «Одни двойки будешь получать», «Вот пойдешь в школе, там тебе покажут» формируют у ребенка отрицательное отношение к школе и тревогу детей, стойкую неприязнь к предстоящему обучению: «Нет, не хочу я в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Не хочу в школу, там  трудно и играть некогда», «Хочу, но боюсь». В этом случае, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как он любой ценой будет стараться выйти из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменке, где можно играть вволю, негативное отношение к учительнице или товарищам.

       Если  семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных  результатов силами одного лишь дошкольного  учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.

       Для формирования собственно учебных мотивов  на ранних этапах обучения в школе  можно использовать все виды мотивов, присущих школьнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.

 

заключение

       В первой главе нашей дипломной  работы мы рассмотрели основные подходы  к понятию психологической готовности и к ее структуре. Над этой проблемой работали такие ученые как Л.И. Божович., Д.Б. Эльконин, 
Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина.

       Проанализировав данные источники, мы пришли к выводу, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

       Структура психологической готовности включает в себя готовность основных психических  сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.

       Опираясь  на работы Л.И. Божович, в которых основным критерием психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» т.е. наиболее важным представляется мотивационный план, наибольшее предпочтение мы отдали изучению мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

       Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной  готовности и объяснении побудительных  мотивов в поведении, самыми общими, основными являются мотивы мотивации  и мотивов.

       Слово мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

       Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начала, направленность и активность. Что же касается мотива, то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Доклад.doc

— 88.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет