Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности
Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………
Хакасский государственный университет
им. н.ф. катанова
педагогический колледж
предметно-цикловая комиссия дошкольной педагогики и психологии
специальность - 0313
дошкольное
образование
Особенности
мотивационной готовности
к обучению в школе детей 6
и 7 летнего возраста
Научный руководитель:
Гончарова И.И. _________________
(подпись)
«___» ___________________ 2001 г.
на заседании ПЦК, протокол № ____
Председатель ПЦК _______________
(подпись)
Абакан-2001
Актуальность проблемы исследования. С переходом на обучение с шести лет более острой стала проблема мотивационной готовности детей к обучению в школе.
С
одной стороны большинство
Н.И. Гуткина) подчеркивают, что мотивационная
готовность является основой успешного
школьного обучения. С другой стороны
– диагностика готовности детей к обучению
в школе свидетельствует о недостаточном
уровне развития у детей мотивационной
готовности.
Все это обусловило проблему исследования, которая является и целью исследования: Выявить особенности мотивационной готовности к обучению детей шести и семилетнего возраста.
Объект: Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста.
Предмет: Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Теоретическая значимость: Расширены представления о специфических особенностях мотивационной готовности к школьному обучению детей шести и семилетнего возраста.
Практическая значимость: Приведенный фактический материал доказывает целесообразность начала массового обучения в школе для детей семилетнего возраста.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе мы рассматриваем проблему психологической готовности и мотивационной готовности, в частности.
Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.
Структура
психологической готовности, по мнению
ряда ученых
(Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин),
включает в себя готовность основных сфер
ребенка: волевой, умственной, социальной,
а также мотивационной.
Основным
критерием психологической
Основываясь на работах Л.И. Божович, наиболее подробно мы остановились на мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснения побудительных мотивов в поведении, самыми основными являются понятия мотивации и мотивов.
Понятие мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как означающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность.
Что же касается понятия мотива, то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость. Мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:
Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
В
экспериментальной части
Цель: Выявление уровня сформированности «внутренней позиции
школьника».
Результаты данной методики представлены в схеме.
Цель: Выявить преобладание какого-либо мотива из 6-ти летнего возраста при поступлении в школу.
Дети старшей группы из шести предложенных мотивов сделали 37 выборов на игровой мотив, 29 на оценочный, 28 на позиционный, 23 на учебный, 8 на социальный и 7 на внешний мотив.
Дети подготовительной группы сделали 38 выборов на учебный мотив, 26 на игровой, 25 на оценочный, 23 на позиционный, 15 на социальный и 8 на внешний мотив. Для сравнения доминирования мотивов у детей 6 и 7 летнего возраста выборы детей были представлены в таблицах.
Для дополнения результатов, полученных по первым двум методикам, была проведена методика с воспитателями на ранжирование мотивов. Ответы воспитателей также представлены в таблицах.
Опираясь на изученную литературу и на результаты проведенных диагностик можно сделать следующие выводы: у детей семилетнего возраста выше уровень мотивационной готовности к обучению в школе, чем у детей шестилетнего возраста.
В заключении можно сказать, что мотивация – это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициативу, направление, организацию, поддержку. Именно сформированность мотивационной готовности положительно скажется на учебной деятельности учащихся, поможет им в будущем обучении и жизни, поможет адаптироваться к миру взрослых.
Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет