Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.

Задачи дипломной работы:

Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности

Содержание

Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Приложение.doc

— 1.17 Мб (Открыть, Скачать)

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 т 7 лет.doc

— 307.50 Кб (Открыть, Скачать)

Доклад.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Хакасский государственный  университет

им. н.ф. катанова

педагогический  колледж

предметно-цикловая комиссия дошкольной педагогики и психологии

специальность - 0313

дошкольное  образование 
 

Вейхлей Алена Александровна

 
 

Особенности мотивационной готовности 
к обучению в школе детей 6 и 7 летнего возраста

Автореферат дипломной работы
 
 
 

                 Научный руководитель:

                 Гончарова И.И. _________________

                      (подпись)

Предварительная защита состоялась

«___» ___________________ 2001 г.

на заседании  ПЦК, протокол № ____

Председатель ПЦК _______________

              (подпись) 

Абакан-2001

 

        Актуальность проблемы исследования. С переходом на обучение с шести лет более острой стала проблема мотивационной готовности детей к обучению в школе.

       С одной стороны большинство авторов (Л.И. Божович, 
Н.И. Гуткина) подчеркивают, что мотивационная готовность является основой успешного школьного обучения. С другой стороны – диагностика готовности детей к обучению в школе свидетельствует о недостаточном уровне развития у детей мотивационной готовности.

       Все это обусловило проблему исследования, которая является и целью исследования: Выявить особенности мотивационной готовности к обучению детей шести и семилетнего возраста.

       Объект: Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста.

       Предмет: Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.

       Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.

       Задачи дипломной работы:

    1. Изучить литературу по проблеме мотивационной готовности детей к обучению в школе.
    2. Выявить особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
    3. Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школу является возраст семи лет.

       Теоретическая значимость: Расширены представления о специфических особенностях мотивационной готовности к школьному обучению детей шести и семилетнего возраста.

       Практическая  значимость: Приведенный фактический материал доказывает целесообразность начала массового обучения в школе для детей семилетнего возраста.

       Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения.

       В первой главе мы рассматриваем проблему психологической готовности и мотивационной готовности, в частности.

       Психологическая готовность – необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

Структура психологической готовности, по мнению ряда ученых 
(Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин), включает в себя готовность основных сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.

       Основным  критерием психологической готовности в школе в трудах Л.И. Божович выступают новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне, т.е. наиболее важным признается мотивационный план.

       Основываясь на работах Л.И. Божович, наиболее подробно мы остановились на мотивационной готовности детей к обучению в школе.

       Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснения побудительных мотивов в поведении, самыми основными являются понятия мотивации и мотивов.

       Понятие мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как означающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность.

       Что же касается понятия мотива, то в  психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость. Мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика знать определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

       Именно  сочетание этих двух потребностей позволяет  ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

       В экспериментальной части исследования была продиагностирована  мотивационная готовность детей шести и семилетнего возраста. Базой исследования были старшая подготовительная группа детского сада №9 «Ивушка». Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Обследовано было 40 детей. Для получения более точных и обширных результатов обследования был выбран комплекс методик:

  1. Методика А.Л. Венгера «Две школы»

       Цель: Выявление уровня сформированности «внутренней позиции

школьника».

       Результаты  данной методики представлены в схеме.

    1. Методика  М.Р. Гинсбурга «Исследование мотивации учения у старших дошкольников»

       Цель: Выявить преобладание какого-либо мотива из 6-ти летнего возраста при поступлении в школу.

       Дети  старшей группы из шести предложенных мотивов сделали 37 выборов на игровой мотив, 29 на оценочный, 28 на позиционный, 23 на учебный, 8 на социальный и 7 на внешний мотив.

       Дети  подготовительной группы сделали 38 выборов  на учебный мотив, 26 на игровой, 25 на оценочный, 23 на позиционный, 15 на социальный и 8 на внешний мотив. Для сравнения  доминирования мотивов у детей 6 и 7 летнего возраста выборы детей были представлены в таблицах.

       Для дополнения результатов, полученных по первым двум методикам, была проведена методика с воспитателями на ранжирование мотивов. Ответы воспитателей также представлены в таблицах.

       Опираясь  на изученную литературу и на результаты проведенных диагностик можно сделать следующие выводы: у детей семилетнего возраста выше уровень мотивационной готовности к обучению в школе, чем у детей шестилетнего возраста.

В заключении можно сказать, что мотивация  – это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициативу, направление, организацию, поддержку. Именно сформированность мотивационной готовности положительно скажется на учебной деятельности учащихся, поможет им в будущем обучении и жизни, поможет адаптироваться к миру взрослых.

Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет