Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.

Задачи дипломной работы:

Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности

Содержание

Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………

Работа содержит 3 файла

Приложение.doc

— 1.17 Мб (Открыть, Скачать)

Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 т 7 лет.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие  психологической готовности и  ее содержание …..…. 4
1.2. Роль  мотивационной готовности  в психологической подготовке детей дошкольного возраста  к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи  и описание методик исследования  ……………………. 23
2.2. Сравнительный  анализ мотивационной готовности  к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации  по формированию мотивационной  готовности детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе  ……... 40
Заключение  ……………………………………………………………… 45
Библиография  …………………………………………………………… 47

 

введение

       Проблема  психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения  ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.

       Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.

       Наиболее  значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

       С переходом на обучение с 6-ти лет  проблема мотивационной готовности стала более острой. Многие родители и педагоги считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

       С одной стороны большинство авторов подчеркивает, что мотивационная готовность является основой успешного школьного обучения.

       С другой стороны – диагностика  готовности детей к школе свидетельствует  о недостаточном уровне развития у детей мотивационной готовности. Все это обусловило проблему исследования, которая является и целью исследования: Выявить уровни и особенности мотивационной готовности к обучению детей 6-ти и 7-милетнего возраста.

       Объект: Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста.

       Предмет: Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.

       Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.

       Задачи  дипломной работы:

    1. Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
    2. Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
    3. Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
    4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности

       Теоретико-методологической основой  исследования являются теоретические положения Л.И. Божович, Н.И. Гуткиной, Л.С. Выготского о структуре и содержании психологической готовности и, в частности, о мотивационной готовности.

       Теоретическая значимость: Расширены представления о специфических особенностях мотивационной готовности к школьному обучению детей шести и семилетнего возраста.

       Практическая  значимость: Приведенный фактический материал доказывает целесообразность начала массового обучения в школе для детей семилетнего возраста.

 

1 ГЛАВА. Проблема  мотивационной готовности  к обучению 
в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях

1.1 Понятие психологической  готовности и ее  составляющие компоненты

       Проблема  готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет  приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решать проблему, как лучше учить.

       Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, которые в нашей стране начались задолго до введения в школу обучения с шести лет.

       Предварительно  нужно было определить не только возможные  трудности, которые могут возникнуть в связи с более ранним обучением, но и найти наиболее оптимальные сроки (возраст, когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения).

       Психологическая готовность к школьному  обучению - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

       Психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения - в общении  с взрослыми и сверстниками, в  игре, посильном труде, и дошкольном обучении.

       Психологическая подготовка ребенка к обучению в  школе является важным шагом в  воспитании и обучении. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.

       В психологии установлено, что любые  психологические свойства и способности  складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к их дальнейшему усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.

       Предлагалось  и предлагается сейчас немало способов определения психологической готовности ребенка к школьному обучению. Одни ученые и специалисты считали  достаточным критерием – достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психологического развития, и прежде всего личностного. Как показало изучение этой проблемы и в эксперименте и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. здесь имеет значение весь комплекс факторов.

       В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С, Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой и Е.Е. Кравцовой.

       Почти все авторы, исследующие интеллектуальную психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

       Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой  игре в коллективе детей, позволяющей  ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функции контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (1978, с. 278).

       Обсуждая  проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной  деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу (Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, 1981; Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, 1988).

       Фактически  это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической  готовности к школе, на которые опирается  обучение в первом классе.

       Социальная  готовность.

       Подготовка  ребенка к школе включает также  социальную готовность, т.е. формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

       Если  ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии  необходимого запаса умений и навыков  ему будет трудно в школе.

       В работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987; Е.Е. Кравцова, 1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

       Таким образом, социально-психологическая  готовность к школе включает и  формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с  одноклассниками, с учителями. Каждому ребенку необходимо войти в детское общество, действовать  совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного обучения.

       Н.Г. Салмина обращает внимание на уровень  сформированности семиотической функции  и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения по ставленых задач), развитие эмоциональной сферы и др.

Доклад.doc

— 88.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет