Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности
Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………
Введение | 2 |
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. | 4 |
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. | 4 |
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. | 11 |
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. | 23 |
2.1. Задачи
и описание методик |
23 |
2.2. Сравнительный
анализ мотивационной |
30 |
2.3. Рекомендации
по формированию мотивационной
готовности детей старшего |
40 |
Заключение ……………………………………………………………… | 45 |
Библиография …………………………………………………………… | 47 |
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.
Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
С переходом на обучение с 6-ти лет проблема мотивационной готовности стала более острой. Многие родители и педагоги считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
С одной стороны большинство авторов подчеркивает, что мотивационная готовность является основой успешного школьного обучения.
С
другой стороны – диагностика
готовности детей к школе свидетельствует
о недостаточном уровне развития
у детей мотивационной
Объект: Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста.
Предмет: Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Теоретико-
Теоретическая значимость: Расширены представления о специфических особенностях мотивационной готовности к школьному обучению детей шести и семилетнего возраста.
Практическая значимость: Приведенный фактический материал доказывает целесообразность начала массового обучения в школе для детей семилетнего возраста.
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решать проблему, как лучше учить.
Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, которые в нашей стране начались задолго до введения в школу обучения с шести лет.
Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые могут возникнуть в связи с более ранним обучением, но и найти наиболее оптимальные сроки (возраст, когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения).
Психологическая готовность к школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.
Психологическая
готовность к школьному обучению
формируется у ребенка
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом в воспитании и обучении. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.
В психологии установлено, что любые психологические свойства и способности складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к их дальнейшему усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.
Предлагалось
и предлагается сейчас немало способов
определения психологической
В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С, Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой и Е.Е. Кравцовой.
Почти все авторы, исследующие интеллектуальную психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функции контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (1978, с. 278).
Обсуждая
проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин
на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок
Фактически это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Социальная готовность.
Подготовка ребенка к школе включает также социальную готовность, т.е. формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.
В работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987; Е.Е. Кравцова, 1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Таким образом, социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителями. Каждому ребенку необходимо войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного обучения.
Н.Г. Салмина обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения по ставленых задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет