Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:38, дипломная работа
Гипотеза: Мы предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной работы:
Изучит литературу по проблеме мотивационной готовности детей шести и семилетнего возраста к обучению в школе.
Выявить особенности и уровни мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и семилетнего возраста.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе является возраст семи лет.
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по формированию мотивационной готовности
Введение 2
1 Глава. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях ……. 4
1.1. Понятие психологической готовности и ее содержание …..…. 4
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ….. 11
2 Глава. Экспериментальное исследование …………………………. 23
2.1. Задачи и описание методик исследования ……………………. 23
2.2. Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования …………………………………... 30
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ……... 40
Заключение ……………………………………………………………… 45
Библиография ……………………………………………………………
Первая из них – методика Л.А. Венгера «Две школы».
Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.
Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.
Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».
Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.
Словесные ситуации:
Оценка результатов:
Внутренняя
позиция считается
Вторая методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников».
Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом. Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.
В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.
Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.
Инструкция:
Сейчас я тебе прочитаю рассказ.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На
стол перед ребенком
выкладывается карточка
с рисунком №1 женская
фигура с указывающим
жестом: перед ней фигура
ребенка с портфеле
в руках. (Внешний мотив.)
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Выкладывается
карточка с рисунком
№2: фигура ребенка,
сидящего за партой. (Учебный
мотив.)
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Выкладывается
карточка с рисунком
№4: две фигурки, изображенный
спиной друг к другу:
у той, что повыше,
в руках портфель,
у той, что пониже, игрушечный
автомобиль. (Позиционный
мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».
Выкладывается
карточка с рисунком
№5: фигурка с портфелям
в руках направляется
к зданию. (Социальный
мотив.)
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».
Выкладывается
карточка с рисунком
№6: фигурка ребенка,
держащего в руках
раскрытую тетрадь.
(Отметка)
После прочтения рассказа задаются вопросы:
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка данных исследования:
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.
Мотивы,№
Выборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I выбор | + | + | + | + | ||
II выбор | + | + | + | + | ||
III выбор | + | + | + | + | ||
Контрольный выбор | + | + | + | + |
I выбор – внешний мотив – 0 б.;
II выбор – учебный мотив – 5 б.;
III выбор – игровой мотив – 1 б.;
IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;
V выбор – социальный мотив – 4 б.;
VI выбор – отметка – 2 б.
Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.
Мотивация
учения диагностируется по наибольшему
количеству баллов (доминирующая). Вместе
с тем ребенок может
Примечание:
методика разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург,
экспериментальный материалы и система
оценок в 1993 г. –
И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
Третьей методикой является методика «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста». Данная методика описана в книге Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. «Психолого-педагогическая готовность детей к школе», 2001.
Методика проводилась с воспитателями обследуемых нами старшей и подготовительной групп.
Заранее нужно подготовить 6 карточек. На одной стороне карточки записывают одно из шести, перечисленных ниже утверждений, характеризующий поведение и действия детей 6-ти и 7-летнего возраста. На обратной стороне карточки – тип мотива, соответствующий данной характеристике.
Педагогу предлагают проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива. Для этого из шести карточек предлагают выбрать ту, на которой характеристика поведения во время занятий в наибольшей степени подходит для данного ребенка. После того как выбрана первая карточка, напротив фамилии ребенка записывают соответствующий мотив под №1. затем из оставшихся пяти характеристик предлагают выбрать ту, которая также характеризует ребенка, но в меньшей степени, чем первая, соответствующий мотив записывают под №2. То же самое предлагают сделать с оставшимися четырьмя карточками (мотив №3), тремя карточками и, наконец, выбрать из последних двух. В итоге для каждого ребенка будет получен список свойственных ему мотивов, проранжированных по степени выраженности в его поведении и деятельности: от наиболее выраженного (доминирующего) к менее выраженным.
После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, мотивы №1 и №2 рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре. Для качественного анализа результатов ранжирования используют данные об особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения, приведенные в таблице:
Тип мотива | Характеристика поведения ребенка |
1. Социальные мотивы | На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно |
2. Учебно-познавательные мотивы | Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно |
3. Оценочный мотив | Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель |
4. Позиционный мотив | Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий |
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия | Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель |
6. Игровые мотивы | Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры |
После проведения методик подводились итоги и обрабатывались полученные результаты, которые представлены в гистограммах.
Методика «Две школы»
Из гистограммы видно, что в старшей группе всего 35% детей готовы к обучению в школе в мотивационном плане. А в подготовительной группе 70% детей со сформированной школьной мотивацией. Следовательно, дети подготовительной группы имеют более высокий уровень мотивационной готовности, чем дети старшей группы.
Методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников»
Выборы детей занесены в таблицы №1 и №2.
Таблица №1
Информация о работе Мотивационная готовность к обучению в школе детей 6 и 7 лет