Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:18, реферат
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Введение …………………………………………………………………………….…….…… 3
1. Определение конфликта ……………………….……………………………………….… 3
2. Особенности межличностного конфликта ………………………..………………..…… 5
2.1. Функции межличностного конфликта ……………………………….……….…..…… 6
2.2. Структура и элементы межличностного конфликта…….................................……. 6
2.3. Динамика межличностных конфликтов …………………..…………….……….……. 7
2.4. Стили поведения в межличностном конфликте ………………………………………. 8
2.5. Различия в типах людей, как причина возникновения межличностных конфликтов..9
3. Межличностные конфликты в семье ……………………….……………………..…… 13
3.1. Периоды развития семьи и ее функции ……………………….…………….……..…. 13
3.2. Причины конфликтов в семье и их предупреждение…………………….…………. 14
4. Межличностные конфликты в педагогическом процессе…..……………………….…. 20
4.1. Конфликт «ученик — ученик» ……………………………………………………….. 20
4.2. Конфликт «ученик — учитель» …………………………………………..…………... 21
4.3. Конфликт «педагог — педагог»……………………………………………..………… 21
4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе…………….. 22
4.5. Межличностные конфликты в высшей школе ………………………………………. 22
Заключение …………………………………………….……………………………….…… 24
Список использованных источников………………..………………………………..26
Завышенные
оценки отучают хороших учеников
от активной учебы, заниженные оценки
воспринимаются классом как произвол
учителя. Необходима справедливая оценка
знаний учеников.
4.3.
Конфликт «педагог —
педагог».
Конфликтные
ситуации в среде
педагогов возникают не только из-за
своеобразия темперамента и характера,
но и в случаях невысокого уровня развития
личности. Выделяют несколько вариантов
поведения в среде преподавателей:
1) соперничество
учителя, только достигающего
высокого уровня
2) поведение,
подчеркивающее степень
3) создание
некоторыми преподавателями
4.4.
Конструктивное разрешение
конфликтов в педагогическом
процессе.
Конфликты
в педагогическом процессе неизбежны.
Профессия педагога признана в числе
самых тяжелых, по своей психофизиологической
напряженности она стоит на уровне
летчиков-испытателей и
Учитель,
который не избегает конфликтов, а
стремится их разрешить, приобретает
неоценимый личный опыт управления ими.
К нему приходит понимание мотивов
поведения учеников, постепенно вырабатываются
навыки прогнозирования и управления
ими. Понимание этих проблем дает
реальную возможность преподавателю
направлять энергию межличностных
конфликтов на совершенствование процесса
образования и воспитания школьников.
Педагогика
имеет на вооружении ряд алгоритмов
повеления, необходимых для успешной
работы учителя:
4.5.
Межличностные конфликты
в высшей школе.
Это такие виды конфликтов:
1. В
среде студентов на первых курсах идет
процесс самоутверждения в группе, особенно
в начальный период. В это время на мотивацию
их повеления большое влияние оказывают
темперамент, черты характера и уровень
воспитанности. Недостаточно высокий
уровень “Я — концепции” студента может
порождать конфликтные ситуации. Исследователи
указывают, что первокурсников характеризует
обостренное чувство собственного достоинства,
максимализм, категоричность и однозначность
нравственных критериев, оценки фактов,
событий, своего поведения. Свойственный
этому периоду рационализм и нежелание
принимать все на веру, создают недоверие
к старшим, в том числе и к преподавателям
вузов. К старшим курсам межличностные
взаимодействия студентов приобретают
более осознанный характер, происходит
формирование микрогрупп по принципу
межличностной совместимости, в которых
межличностные конфликты становятся редким
явлением. Конфликты разрешаются самими
студентами, а могут заканчиваться разрывом
отношений.
2. Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку “отлично”, они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.
Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).
Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить “хорошо” или “удовлетворительно” студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в “зачетке”. При преобладании “удовлетворительных” оценок вопрос решается в пользу оценки “удовлетворительно”, “отлично” такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.
Иногда
студенты, в случаях неадекватной
оценки их знаний, конфликтуют в
открытой форме, но чаше студент уносит
с собой скрытые формы протеста
в виде отрицательных чувств: недоверия,
ненависти, презрения, враждебности, ревности,
жажды мести и т.д., которыми делится
со всем своим окружением.
3. Межличностные
конфликты с коллегами
и руководством существуют и в такой
высокостатусной группе, как преподаватели
высшей школы. Стычки могут возникать
из-за несовпадения мнений по какой-то
обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно
научной, например, при обсуждении требований
трудовой дисциплины. Одни преподаватели
относятся к этим требованиям как к неизбежности,
а другие — могут считать их чисто субъективными,
не относящимися к учебному процессу (это
различного рода дежурства, присутственные
дни и т.п.).
Межличностные
конфликты между руководством кафедры
и преподавателями могут
Межличностные
столкновения могут возникать между
преподавателями и лидерами, организующими
неформальную жизнь кафедры (разного
рода чаепития по случаю праздников, дней
рождения и т.п.). Стычки возникают
при сборе средств на эти мероприятия.
Если
конфликтные ситуации при взаимодействии
студент — студент разрешаются самими
студентами, то разрешение межличностных
конфликтов на уровне преподаватель —
студент принимает более сложные формы.
Основная роль в их предупреждении и разрешении
выпадает на преподавателя, который может
использовать для этого некоторые неизбежные
в этих случаях методики и требования:
Предупреждение
конфликтных ситуаций, стычек при
взаимодействии преподаватель — преподаватель,
преподаватель — руководство зависит
от многих факторов, в том числе и от следующих:
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
Нужно концентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно стимулировать продуктивное поведение. За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.
При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Список использованных источников:
1. http://revolution.allbest.ru
2. http://www.rudn.ru
3. http://www.humanities.edu.ru
4. http://www.i-u.ru