Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:18, реферат

Описание работы

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…….…… 3

1. Определение конфликта ……………………….……………………………………….… 3
2. Особенности межличностного конфликта ………………………..………………..…… 5

2.1. Функции межличностного конфликта ……………………………….……….…..…… 6

2.2. Структура и элементы межличностного конфликта…….................................……. 6

2.3. Динамика межличностных конфликтов …………………..…………….……….……. 7

2.4. Стили поведения в межличностном конфликте ………………………………………. 8

2.5. Различия в типах людей, как причина возникновения межличностных конфликтов..9

3. Межличностные конфликты в семье ……………………….……………………..…… 13

3.1. Периоды развития семьи и ее функции ……………………….…………….……..…. 13

3.2. Причины конфликтов в семье и их предупреждение…………………….…………. 14

4. Межличностные конфликты в педагогическом процессе…..……………………….…. 20

4.1. Конфликт «ученик — ученик» ……………………………………………………….. 20

4.2. Конфликт «ученик — учитель» …………………………………………..…………... 21

4.3. Конфликт «педагог — педагог»……………………………………………..………… 21

4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе…………….. 22

4.5. Межличностные конфликты в высшей школе ………………………………………. 22


Заключение …………………………………………….……………………………….…… 24

Список использованных источников………………..………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Рефер Конфликтология.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

Завышенные  оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников. 
 

4.3. Конфликт «педагог — педагог». 

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей: 

    1) соперничество  учителя, только достигающего  высокого уровня профессиональной  деятельности, с ранее признанными  авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;

    2) поведение,  подчеркивающее степень превосходства  опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно  поучать их, выражать недовольствоих  методами, навязывать в виде образца  свою методику;

    3) создание  некоторыми преподавателями благоприятного  впечатления о себе не продуктивной  деятельностью, а имитацией ее  участием в различных общественных  мероприятиях, саморекламой и т.п. 
     

4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе. 

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе  самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в  педагогике является вопрос конструктивного  разрешения конфликтов.

Учитель, который не избегает конфликтов, а  стремится их разрешить, приобретает  неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов  поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю  направлять энергию межличностных  конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников. 

Педагогика  имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя: 

  • в школе  должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные  с личными проблемами, остаются за порогом школы:
  • не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
  • одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам:
  • вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания:
  • не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня:
  • учить школьников умению учиться:
  • в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.
 
 

4.5. Межличностные конфликты в высшей школе. 

Это такие  виды конфликтов:

  • студент — студент,
  • студент — преподаватель,
  • преподаватель — преподаватель,
  • преподаватель — руководство.
 

1.  В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень “Я — концепции” студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений. 

2. Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку “отлично”, они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение  на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в  споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при  оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить “хорошо” или “удовлетворительно” студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в “зачетке”. При преобладании “удовлетворительных” оценок вопрос решается в пользу оценки “удовлетворительно”, “отлично” такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда  студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в  открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится  со всем своим окружением. 

3. Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.). 

Межличностные конфликты между руководством кафедры  и преподавателями могут возникать  из-за неравномерного распределения  нагрузки, особенно в тех в тех  случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты. 

Межличностные столкновения могут возникать между  преподавателями и лидерами, организующими  неформальную жизнь кафедры (разного  рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают  при сборе средств на эти мероприятия. 

Если  конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования: 

  • при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации:
  • в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент — преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы:
  • ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента:
  • владение собой и своими эмоциями в любой ситуации:
  • все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.
 

Предупреждение  конфликтных ситуаций, стычек при  взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих: 

  • компетенции руководителя и его искусства  управления межличностным взаимодействием;
  • высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;
  • предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;
  • равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;
  • постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;
  • оправданного и одобренного учебной группой введения новаций;
  • культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия руководителем и лидерами.

Заключение.

Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут  быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники  получают возможность выражать различные  мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Существуют  два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко  различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное  несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

В межличностных  конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

В процессе управления межличностными конфликтами  важно учитывать их причины и  факторы, а также характер межличностных  отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

Нужно концентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно стимулировать продуктивное поведение. За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

Список использованных источников: 

1. http://revolution.allbest.ru

2. http://www.rudn.ru

3. http://www.humanities.edu.ru

4. http://www.i-u.ru

Информация о работе Межличностные конфликты