Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:18, реферат

Описание работы

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…….…… 3

1. Определение конфликта ……………………….……………………………………….… 3
2. Особенности межличностного конфликта ………………………..………………..…… 5

2.1. Функции межличностного конфликта ……………………………….……….…..…… 6

2.2. Структура и элементы межличностного конфликта…….................................……. 6

2.3. Динамика межличностных конфликтов …………………..…………….……….……. 7

2.4. Стили поведения в межличностном конфликте ………………………………………. 8

2.5. Различия в типах людей, как причина возникновения межличностных конфликтов..9

3. Межличностные конфликты в семье ……………………….……………………..…… 13

3.1. Периоды развития семьи и ее функции ……………………….…………….……..…. 13

3.2. Причины конфликтов в семье и их предупреждение…………………….…………. 14

4. Межличностные конфликты в педагогическом процессе…..……………………….…. 20

4.1. Конфликт «ученик — ученик» ……………………………………………………….. 20

4.2. Конфликт «ученик — учитель» …………………………………………..…………... 21

4.3. Конфликт «педагог — педагог»……………………………………………..………… 21

4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе…………….. 22

4.5. Межличностные конфликты в высшей школе ………………………………………. 22


Заключение …………………………………………….……………………………….…… 24

Список использованных источников………………..………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Рефер Конфликтология.docx

— 74.81 Кб (Скачать)
 

Деструктивные функции конфликта связаны с: 

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
 

Эта сторона  конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать. 
 

2.2. Структура и элементы межличностного конфликта. 

При системном  изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.  

Элементами  в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.  

Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. 
 
 

2.3. Динамика межличностных конфликтов. 

Сам конфликт состоит из трех периодов: 

    1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

    2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

    3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). 

Доктор  психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:  

    1-й  уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

    2-й  уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

    3-й  уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия). 

Каждый  из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. 

В любом  случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация. 

Конфликтная ситуация характеризуется  наличием у сторон противоположных  целей и стремлений по овладению одним  объектом. 

Например, вопрос лидерства в учебной группе между учениками. Для возникновения  конфликта необходим повод, который  активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать  любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика. 

В конфликтной  ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. 

К субъектам  межличностного конфликта относят  тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся  к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. 

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. 

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. 

Всякий  межличностный конфликт, в конце концов, имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. 
 
 

2.4. Стили поведения в межличностном конфликте. 

Исследователи выделяют следующие стили поведения  в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 

    1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

    2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

    3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

    4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

    5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

    6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком. 

Все названные  стили поведения могут быть как  спонтанными, так и сознательно  используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных  конфликтов. 
 

2.5. Различия в типы людей, как причина возникновения межличностных конфликтов. 

На поведение  людей в возникновении межличностных  конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. 

Особенности личности проявляются  в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития. 

    1. Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека. Классификация типов темпераментов, осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э., не претерпела существенных изменений до наших дней. Она лишь обогатилась благодаря учению И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности.
 

Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает существенное влияние  на поведение человека в межличностных  конфликтах. Например, холерика легко  вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести  из себя. 

    1. Типология черт характера человека (дисциплина, занимающаяся изучением типов характеров и их влиянием на совместное общение) разработана впервые К. Г. Юнгом в его работе “Психологические типы”.
 

Эта типология  выделяет четыре пары противоположных  предпочтений: 

Экстраверты — Интроверты

Сенсорные — Интуитивисты

Мыслительные — Чувствующие

Решающие — Воспринимающие 

Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким  образом, всего получается шестнадцать  типов характеров. Характер формируется  за счет асимметрии левого и правого  полушарий головного мозга к  семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие  формирует эмоции и подсознательную  деятельность, левое — логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть “свою природу”, но только в поведении. 

Проблема  влияния типов характеров на возникновение  межличностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного  решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться  под угрозой.  

Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию  из внешнего мира. А интроверты находят  эту энергию внутри себя. Они фиксируют  интересы на явлениях собственного внутреннего  мира, которому придают наивысшую  ценность. Межличностные конфликты  между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений  в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух.  

Интроверт же должен все обдумать, прежде чем  высказаться. Экстраверт легко переходит  к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто  ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в  затруднительное положение, ему  необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым  может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности  высказаться. Такая ситуация чревата  конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего. 

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями — сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом.  

Например, встречаются два приятеля и между  ними происходит следующий разговор:

Сенсорный: Сколько стоят  твои новые туфли?

Интуитивный: Дорого.

Сенсорный: Я спросил, сколько  стоят твои туфли?

Информация о работе Межличностные конфликты