Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:18, реферат
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Введение …………………………………………………………………………….…….…… 3
1. Определение конфликта ……………………….……………………………………….… 3
2. Особенности межличностного конфликта ………………………..………………..…… 5
2.1. Функции межличностного конфликта ……………………………….……….…..…… 6
2.2. Структура и элементы межличностного конфликта…….................................……. 6
2.3. Динамика межличностных конфликтов …………………..…………….……….……. 7
2.4. Стили поведения в межличностном конфликте ………………………………………. 8
2.5. Различия в типах людей, как причина возникновения межличностных конфликтов..9
3. Межличностные конфликты в семье ……………………….……………………..…… 13
3.1. Периоды развития семьи и ее функции ……………………….…………….……..…. 13
3.2. Причины конфликтов в семье и их предупреждение…………………….…………. 14
4. Межличностные конфликты в педагогическом процессе…..……………………….…. 20
4.1. Конфликт «ученик — ученик» ……………………………………………………….. 20
4.2. Конфликт «ученик — учитель» …………………………………………..…………... 21
4.3. Конфликт «педагог — педагог»……………………………………………..………… 21
4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе…………….. 22
4.5. Межличностные конфликты в высшей школе ………………………………………. 22
Заключение …………………………………………….……………………………….…… 24
Список использованных источников………………..………………………………..26
Деструктивные
функции конфликта связаны с:
Эта сторона
конфликта вызывает у людей негативное
отношение к ним, и они стараются
их избегать.
2.2.
Структура и элементы
межличностного конфликта.
При системном
изучении конфликтов в них выделяют
структуру и элементы.
Элементами
в межличностном конфликте являются: субъекты
конфликта, их личностные характеристики,
цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.
Структура
конфликта — это взаимосвязи между его
элементами. Конфликт всегда находится
в развитии, поэтому его элементы и структура
постоянно изменяются.
2.3.
Динамика межличностных
конфликтов.
Сам конфликт
состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная
ситуация (частичная нормализация отношений,
полная нормализация отношений).
Доктор
психологии Даниэль
Дэна, один из пионеров в области разрешения
конфликтов, в своем четырехшаговом методе
улучшения взаимоотношений выделяет всего
три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й
уровень: кризис (перерастание столкновений
в кризис — окончательное решение о разрыве
отношений, которые носят нездоровый характер,
здесь эмоциональная неустойчивость участников
доходит до такой степени, что появляются
опасения физического насилия).
Каждый
из этих авторов по-своему определяет
тактику и стратегию разрешения
конфликтов и их предупреждения.
В любом
случае для возникновения
Конфликтная
ситуация характеризуется
наличием у сторон
противоположных
целей и стремлений
по овладению одним
объектом.
Например,
вопрос лидерства в учебной группе
между учениками. Для возникновения
конфликта необходим повод, который
активизирует действие одной из сторон.
В качестве повода могут выступать
любые обстоятельства, даже действия
третьей стороны. В приведенном примере
поводом может послужить негативное мнение
об одном из претендентов в лидеры любого
ученика.
В конфликтной
ситуации выявляются субъекты и объект
конфликта.
К субъектам
межличностного конфликта относят
тех участников, которые отстаивают
свои собственные интересы, стремятся
к достижению своей цели. Они всегда
выступают от своего лица.
Объектом
межличностного конфликта считают то,
на что претендуют его участники. Это та
цель, к достижению которой стремится
каждый из противоборствующих субъектов.
Например, муж или жена претендуют на единоличное
распоряжение семейным бюджетом. В таком
случае объектом разногласий может стать
семейный бюджет, если противная сторона
сочтет свои права ущемленными.
Предметом
конфликта в такой ситуации служат противоречия,
в которых проявляются противоположные
интересы мужа и жены. В приведенном случае
предметом будет выступать стремление
супругов к овладению правом распоряжаться
семейным бюджетом, т.е. проблема овладения
объектом, те претензии, которые субъекты
предъявляют друг другу.
Всякий
межличностный конфликт, в конце концов,
имеет свое разрешение. Формы их разрешения
зависят от стиля поведения субъектов
в процессе развития конфликта. Эту часть
конфликта называют эмоциональной
стороной и считают ее наиболее важной.
2.4.
Стили поведения в межличностном
конфликте.
Исследователи
выделяют следующие стили поведения
в межличностном конфликте: противоборство,
уклонение, приспособление, компромисс,
сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6) Ассертивное
поведение (от англ. assert — утверждать,
отстаивать). Такое поведение предполагает
способность человека отстаивать свои
интересы и добиваться своих целей, не
ущемляя интересов других людей. Оно направлено
на то, чтобы реализация собственных интересов
являлась условием реализации интересов
взаимодействующих субъектов. Ассертивность —
это внимательное отношение как к себе,
так и к партнеру. Ассертивное поведение
препятствует возникновению конфликтов,
а в конфликтной ситуации помогает найти
верный выход из нее. При этом наибольшая
эффективность достигается при взаимодействии
одного ассертивного человека с другим
таким же человеком.
Все названные
стили поведения могут быть как
спонтанными, так и сознательно
используемыми для достижения желаемых
результатов при разрешении межличностных
конфликтов.
2.5.
Различия в типы
людей, как причина возникновения
межличностных конфликтов.
На поведение
людей в возникновении
Особенности
личности проявляются
в ее темпераменте,
характере и уровне
личностного развития.
Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.
Темперамент
оказывает существенное влияние
на поведение человека в межличностных
конфликтах. Например, холерика легко
вовлечь в конфликтную
Эта типология
выделяет четыре пары противоположных
предпочтений:
Экстраверты — Интроверты
Сенсорные — Интуитивисты
Мыслительные — Чувствующие
Решающие —
Воспринимающие
Каждому
типу характера соответствуют четыре
из приведенных предпочтений. Таким
образом, всего получается шестнадцать
типов характеров. Характер формируется
за счет асимметрии левого и правого
полушарий головного мозга к
семи годам и не изменяется радикально
в течение всей жизни. Правое полушарие
формирует эмоции и подсознательную
деятельность, левое — логическую и рассудочную
деятельность. Поэтому экстраверты никогда
не становятся интровертами, и наоборот.
Так же, как левши никогда не становятся
правшами, хотя могут научиться более
эффективно действовать другой рукой.
Только благодаря невероятным усилиям
можно преодолеть “свою природу”, но
только в поведении.
Проблема
влияния типов характеров на возникновение
межличностных конфликтов и их разрешение
состоит в том, что люди с противоположными
предпочтениями своих типов характеров
могут оказаться в ситуации совместного
решения одной задачи, и их совместное
взаимодействие может оказаться
под угрозой.
Например,
экстраверта и интроверта отличает
друг от друга их отношение к внешнему
миру. Экстраверты черпают свою энергию
из внешнего мира. А интроверты находят
эту энергию внутри себя. Они фиксируют
интересы на явлениях собственного внутреннего
мира, которому придают наивысшую
ценность. Межличностные конфликты
между экстравертами и
Интроверт
же должен все обдумать, прежде чем
высказаться. Экстраверт легко переходит
к новому повороту при обсуждении
проблемы и снова начинает открыто
ее обсуждать. Для интроверта всякий
поворот обсуждения ставит его в
затруднительное положение, ему
необходимо время для осмысления.
При совместном решении проблемы
экстраверт будет постоянно говорить,
а интроверт молчать. Это молчание
экстраверт может принимать за согласие
и навязывать свое решение, с которым
может быть в принципе не согласен
интроверт, он просто не получил возможности
высказаться. Такая ситуация чревата
конфликтом. Более того, доминирующее
поведение экстраверта при совместном
взаимодействии с интровертом может послужить
причиной болезни последнего.
Экстраверты,
как и интроверты, могут собирать
информацию противоположными путями —
сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного
типа собирают информацию, опираясь на
свои чувства, им необходимо все увидеть,
потрогать, услышать, понюхать. Для них
важнее детали и факты и меньше всего то,
что они значат. Люди интуитивных предпочтений,
получив информацию с помощью органов
чувств, интуитивно ищут их опосредованное
значение и взаимосвязи между явлениями
и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят
глобально. Любая встреча человека сенсорных
предпочтений с интуитивным может обернуться
конфликтом.
Например, встречаются два приятеля и между ними происходит следующий разговор:
Сенсорный: Сколько стоят твои новые туфли?
Интуитивный: Дорого.
Сенсорный: Я спросил, сколько стоят твои туфли?