Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский Институт
Физической Культуры
и Спорта
РЕФЕРАТ
по
предмету: «Конфликтология»
на
тему: «Межличностные
конфликты»
Москва
2010
Содержание.
Введение
…………………………………………………………………………….…….……
3
1. Определение
конфликта ……………………….……………………………………….…
3
2. Особенности
межличностного конфликта ………………………..………………..……
5
2.1. Функции
межличностного конфликта ……………………………….……….…..……
6
2.2. Структура
и элементы межличностного конфликта…….................................…….
6
2.3. Динамика
межличностных конфликтов …………………..…………….……….…….
7
2.4. Стили
поведения в межличностном конфликте
………………………………………. 8
2.5. Различия
в типах людей, как причина возникновения
межличностных конфликтов..9
3. Межличностные
конфликты в семье ……………………….……………………..……
13
3.1. Периоды
развития семьи и ее функции
……………………….…………….……..…. 13
3.2. Причины
конфликтов в семье и их
предупреждение…………………….…………. 14
4. Межличностные
конфликты в педагогическом процессе…..……………………….….
20
4.1. Конфликт
«ученик — ученик» ………………………………………………………..
20
4.2. Конфликт
«ученик — учитель» …………………………………………..…………...
21
4.3. Конфликт
«педагог — педагог»……………………………………………..…………
21
4.4. Конструктивное
разрешение конфликтов в педагогическом
процессе…………….. 22
4.5. Межличностные
конфликты в высшей школе ……………………………………….
22
Заключение
…………………………………………….……………………………….……
24
Список
использованных источников………………..………………………………..26
Введение.
К самым
распространенным психологическим
конфликтам относятся межличностные
конфликты. Они охватывают практически
все сферы человеческих отношений.
Любой конфликт в конечном итоге,
так или иначе, сводится к межличностному.
Даже в межгосударственных конфликтах
происходит столкновение между лидерами
или представителями государств.
Поэтому знание особенностей межличностных
конфликтов, причин их возникновения
и способов управления ими является
важной составляющей в профессиональной
подготовке любого специалиста.
1.
Определение конфликта.
Воспоминания
о конфликтах, как правило, вызывают
неприятные ассоциации: угрозы, враждебность,
непонимание, попытки, порой безнадежные,
доказать свою правоту, обиды. В результате
сложилось мнение, что конфликт - всегда
явление негативное, нежелательное для
каждого из нас, а в особенности для руководителей,
менеджеров, так как им приходится сталкиваться
с конфликтами чаще других. Конфликты
рассматриваются, как нечто такое, чего
по возможности следует избегать.
Представители
ранних школ управления, в том числе
сторонники школы человеческих отношений,
считали, что конфликт - это признак
неэффективной деятельности организации
и плохого управления. В наше время теоретики
и практики управления все чаще склоняются
к той точке зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной организации
при самых лучших взаимоотношениях не
только возможны, но и желательны. Надо
только управлять конфликтом. Роль конфликтов
и их регулирования в современном обществе
столь велика, что во второй половине XX
в. выделилась специальная область знания
- конфликтология. Большой вклад в ее развитие
внесли социология, философия, политология
и, конечно, психология.
Конфликты
возникают практически во всех сферах
человеческой жизни.
Что же
такое конфликт?
Существуют
различные определения конфликта,
но все они подчеркивают наличие
противоречия, которое принимает форму
разногласий. Если речь идет о взаимодействии
людей.
Конфликт
(лат. conflictus - столкновение)
- столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты
могут быть скрытыми или явными,
но в основе их всегда лежит отсутствие
согласия. Поэтому определим конфликт
как отсутствие
согласия между двумя или более сторонами
- лицами или группами.
Наблюдения
показывают, что 80 процентов конфликтов
возникает помимо желания их участников.
Происходит это из-за особенностей нашей
психики и того, что большинство людей
либо не знает о них, либо не придает им
значения.
Главную
роль в возникновении конфликтов
играют так называемые конфликтогены
- слова, действия (или бездействия), способствующие
возникновению и развитию конфликта, то
есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Коварную
суть конфликтогенов можно объяснить
тем, что мы гораздо более чувствительны
к словам других, нежели к тому, что
говорим сами.
Эта особая
чувствительность относительно обращенных
к нам слов происходит от желания
защитить себя, свое достоинство от
возможного посягательства. Но мы не так
бдительны, когда дело касается достоинства
других, и поэтому не так строго
следим за своими словами и действиями
(то есть, не особенно задумываясь, "запускаем
на орбиту" своих взаимоотношений с
окружающими нас людьми различные конфликтогены).
Однако
сам по себе "одиночный" конфликтоген
не способен, как правило, привести
к конфликту. Должна возникнуть "цепочка
конфликтогенов" - их, так называемая,
эскалация.
Эскалация
конфликтогенов - на конфликтоген в
наш адрес мы стараемся ответить более
сильным конфликтогеном, часто максимально
сильным среди всех возможных.
Какова
же общая схема этого процесса
"обмена любезностями"? Все происходит
до невозможного просто. Получив в
свой адрес конфликтоген, "пострадавший"
хочет компенсировать свой психологический
проигрыш, поэтому испытывает желание
избавиться от возникшего раздражения,
ответив "обидой на обиду". При этом
ответ должен быть не слабее, и для уверенности
он делается с "запасом". Ведь трудно
удержаться от соблазна проучить обидчика,
чтоб впредь не позволял себе подобного.
В результате сила конфликтогенов стремительно
нарастает.
Безусловно,
требованиям высокой морали отвечает
умение сдержаться, а еще лучше - простить
обиду. Однако число желающих "подставить
другую щеку" не множится.
Выделяют
три основных типа конфликтогенов:
- стремление
к превосходству;
- проявления
агрессивности;
- проявления
эгоизма.
Как избежать
конфликтогенов в процессе общения
и взаимодействия с другими людьми?
- Необходимо
твердо помнить, что всякое
наше неосторожное высказывание в силу
эскалации конфликтогенов может
привести к конфликту.
- Необходимо
проявлять эмпатию к собеседнику (представьте,
как отзовутся в его душе ваши слова, действия).
Отсутствие
согласия обусловлено наличием разнообразных
мнений, взглядов, идей, интересов, точек
зрения и т. д. Однако оно, как уже
отмечалось, не всегда выражается в
форме явного столкновения, конфликта.
Это происходит только тогда, когда существующие
противоречия, разногласия нарушают нормальное
взаимодействие людей, препятствуют достижению
поставленных целей. В этом случае люди
просто бывают вынуждены каким-либо образом
преодолеть разногласия, и вступают в
открытое конфликтное взаимодействие.
В процессе конфликтного взаимодействия
его участники получают возможность выражать
различные мнения, выявлять больше альтернатив
при принятии решения, и именно в этом
заключается важный позитивный смысл
конфликта. Сказанное, конечно, не означает,
что конфликт всегда носит положительный
характер.
Если
конфликты способствуют принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений,
то их называют функциональными (конструктивными).
Конфликты, препятствующие эффективному
взаимодействию и принятию решений, называют
дисфункциональными (деструктивными).
Так что нужно не раз и навсегда уничтожить
все условия для возникновения конфликтов,
а научиться правильно ими управлять.
Для этого надо уметь анализировать конфликты,
понимать их причины и возможные последствия.
2.
Особенности межличностного
конфликта.
Под межличностным
конфликтом понимают открытое столкновение
взаимодействующих субъектов на
основе возникших противоречий, выступающих
в виде противоположных целей, не
совместимых в какой-то конкретной
ситуации.
Межличностный
конфликт проявляется во взаимодействии
между двумя и более лицами.
В межличностных конфликтах субъекты
противостоят друг другу и выясняют
свои отношения непосредственно, лицом
к лицу. Это один из самых распространенных
типов конфликтов. Они могут происходить
как между сослуживцами, так и
между самыми близкими людьми.
В межличностном
конфликте каждая сторона стремится
отстоять свое мнение, доказать другой
ее неправоту, люди прибегают к взаимным
обвинениям, нападкам друг на друга, словесным
оскорблениям и унижениям и т.п.
Такое поведение вызывает у субъектов
конфликта острые негативные эмоциональные
переживания, которые обостряют
взаимодействие участников и провоцируют
их на экстремальные поступки. В
условиях конфликта становится трудно
управлять своими эмоциями. Многие
его участники после разрешения
конфликта еще долго испытывают
негативное самочувствие.
Межличностный
конфликт выявляет отсутствие согласия
в сложившейся системе взаимодействия
между людьми. У них появляются
противоположные мнения, интересы,
точки зрения, взгляды на одни и
те же проблемы, которые на соответствующем
этапе взаимоотношений нарушают
нормальное взаимодействие, когда одна
из сторон начинает целенаправленно
действовать в ущерб другой, а
та, в свою очередь, осознает, что
эти действия ущемляют ее интересы,
и предпринимает ответные действия. Такая
ситуация чаще всего приводит к конфликту
как средству ее разрешения. Полное разрешение
конфликта будет осуществлено в том случае,
когда противоборствующие стороны вместе
вполне осознанно устранят причины, породившие
его. Если же конфликт разрешится победой
одной из сторон, то такое состояние окажется
временным и конфликт обязательно в какой-то
форме заявит о себе при благоприятных
обстоятельствах.
Любое
урегулирование конфликта или его
предупреждение направлены на сохранение
существующей системы межличностного
взаимодействия. Однако источником конфликта
могут оказаться такие причины,
которые ведут к разрушению сложившейся
системы взаимодействия. В связи
с этим выделяют различные функции
конфликта: конструктивные и деструктивные.
2.1.
Функции межличностного
конфликта.
К конструктивным
функциям относят:
- познавательную
(появление конфликта выступает
как симптом неблагополучных
отношений и проявления возникших
противоречий);
- функцию развития
(конфликт является важным источником
развития его участников и совершенствования
процесса взаимодействия);
- инструментальную
(конфликт выступает как инструмент разрешения
противоречий);
- перестроечную
(конфликт снимает факторы, подтачивающие
существующие межличностные взаимодействия,
способствует развитию взаимопонимания
между участниками).