Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:18, реферат
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Введение …………………………………………………………………………….…….…… 3
1. Определение конфликта ……………………….……………………………………….… 3
2. Особенности межличностного конфликта ………………………..………………..…… 5
2.1. Функции межличностного конфликта ……………………………….……….…..…… 6
2.2. Структура и элементы межличностного конфликта…….................................……. 6
2.3. Динамика межличностных конфликтов …………………..…………….……….……. 7
2.4. Стили поведения в межличностном конфликте ………………………………………. 8
2.5. Различия в типах людей, как причина возникновения межличностных конфликтов..9
3. Межличностные конфликты в семье ……………………….……………………..…… 13
3.1. Периоды развития семьи и ее функции ……………………….…………….……..…. 13
3.2. Причины конфликтов в семье и их предупреждение…………………….…………. 14
4. Межличностные конфликты в педагогическом процессе…..……………………….…. 20
4.1. Конфликт «ученик — ученик» ……………………………………………………….. 20
4.2. Конфликт «ученик — учитель» …………………………………………..…………... 21
4.3. Конфликт «педагог — педагог»……………………………………………..………… 21
4.4. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе…………….. 22
4.5. Межличностные конфликты в высшей школе ………………………………………. 22
Заключение …………………………………………….……………………………….…… 24
Список использованных источников………………..………………………………..26
Интуитивный: Бешеные деньги.
Сенсорный (раздражаясь): Я тебя спрашиваю, сколько конкретно стоят твои туфли?
Интуитивный (также теряя терпение): Твоей месячной зарплаты не хватит.
Сенсорный (разозлившись): Я дождусь от тебя конкретного ответа на конкретный вопрос?
Интуитивный
(считая, что он дал
исчерпывающий ответ):
А почему ты так
капризничаешь?
Дальнейший
разговор вряд ли будет иметь продолжение.
Сенсорному типу нужна детальная
информация, а интуитивный ее просто
не воспринимает. Он найдет массу ответов
приблизительных, не задумываясь, какие
его вполне бы устроили. Так может
возникнуть конфликтная ситуация между
близкими людьми.
Люди
на основе полученной информации могут
по-разному принимать решения. Человек
мыслительного типа при принятии
решений ориентируется на поставленную
цель, его внимание концентрируется
на решении задачи. Человек чувствующего
типа ориентируется на то, как его
решение будет воспринято другими
людьми, которых оно касается. Поэтому
он не торопится с принятием решений.
Если оба типа вынуждены принимать
решение вместе, то могут быть столкновения.
Но, если каждый понимает предпочтения
другого, то при взаимодействии они
могут дополнять друг друга.
Чувствующие
будут сдерживать мыслительных от принятия
скоропалительных решений, а те в
свою очередь не дадут отложить решение
на неопределенный срок.
По отношению
людей к жизни в этой классификации
их делят на решающих и воспринимающих.
Решающие все планируют, решение принимают
без напряжения, они всегда что-нибудь
делают. Воспринимающие предпочитают
накапливать информацию (все может измениться),
они не торопятся принимать решения. При
постоянном совместном взаимодействии
между этими двумя типами могут возникать
конфликтные ситуации тогда, когда они
не понимают предпочтений своих характеров
и характеров противной стороны.
Типология убедительно показывает, что характеры у людей разные, по крайней мере, существует 16 типов характеров. Благополучное, бесконфликтноевзаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других.
А различные
взгляды на одно и то же явление
вполне естественны, Недоразумения
из-за несовпадения типов характеров
начинаются тогда, когда бескомпромиссно
отстаиваются только свои собственные
предпочтения. Чем лучше люди будут
знать черты, в первую очередь, своего
характера, тем плодотворнее будет
их взаимодействие с другими людьми.
У них
будет возникать меньше претензий
к другим людям. Такое поведение
является самой благополучной средой
для бесконфликтного общения.
Несмотря
на то, что темперамент и характер
оказывают значительное влияние
на мотивацию поведения людей
в возникновении и разрешении
конфликтов, реакция их на внешние
стимулы имеет более сложную
природу. Окончательное решение на действие
принимает личность. Уровень
личностного развития
— еще один важный фактор, влияющий
на возникновение межличностного конфликта.
Личность
развивается и совершенствуется
в процессе ее социализации, активного
усвоения и воспроизводства социального
опыта. Человеку приходится корректировать
свои действия в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами поведения
окружающих. Для этого проявления
своего темперамента и характера
приходится держать под постоянным
контролем. Когда личность справляется
с этой задачей, у нее меньше трений
с окружающими. Проблемы возникают
тогда, когда поведение человека
определяют только темперамент и
черты характера, а личность не участвует
в этом процессе, или не в состоянии
“совладать с собой”.
При адекватной
самооценке и адекватных притязаниях
у людей больше удач и меньше конфликтных
ситуаций при взаимодействии с другими
людьми. При завышенной самооценке
у человека, намеренно подчеркивающего
свое превосходство над другими, как правило,
постоянные проблемы с окружающими. Никто
не может смириться с пренебрежительным
отношением к себе, реакция на такое поведение
всегда негативная.
Люди
с завышенной самооценкой потенциально
конфликтны, особенно в ситуациях
различного рода поощрений и вознаграждений,
У людей с заниженной самооценкой
и заниженных притязаниях много неудач,
а, следовательно, и переживаний неудач.
Поведение
человека с заниженными притязаниями
формирует у него “комплекс неполноценности”,
несамостоятельности, зависимости
от других.
Углубленное
представление о проявлениях
темперамента, типа характера, особенностей
личности дает реальную возможность
для предотвращения и профилактики
межличностных конфликтов, для их конструктивного
разрешения, а также для создания атмосферы
благоприятного взаимодействия.
В межличностных
столкновениях люди выражают свои претензии
друг к другу в основном словами,
в вербальной форме. Поэтому важную
роль здесь играет то, как
слова произносятся
— в доброжелательной или в агрессивной
форме. Давно известно – слово лечит, но
слово и калечит. Необходимо очень бережное
отношение друг к другу в любой ситуации,
бесконфликтное взаимодействие формирует
у людей положительные эмоции.
Универсальным
средством разрешения конфликтов являются
переговоры. Ими заканчиваются не только
межличностные конфликты, но даже международные
войны.
Для переговоров должны созреть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае, если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке.
Однако
оставлять неразрешенной
3.
Межличностные конфликты
в семье.
Семья
— уникальный институт взаимодействия
людей. Уникальность эта заключается в
том, что этот теснейший союз нескольких
людей (муж и жена, потом дети, с ними могут
совместно проживать и родители мужа или
жены) связывают нравственные обязательства.
В этом союзе люди стремятся провести
как можно больше времени в совместном
взаимодействии, доставлять в процессе
взаимодействия радость и удовольствие
друг другу.
3.1.
Периоды развития семьи
и ее функции.
Семья
постоянно находится в процессе развития,
в результате этого возникают непредвиденные
ситуации и членам семьи приходится реагировать
на все изменения. И на их поведение в различных
ситуациях оказывают влияние темперамент,
характер и личность. Неудивительно, что
в каждой семье между ее членами с неизбежностью
возникают различного рода столкновения.
В жизни каждой семьи, которая существует
продолжительное время, есть периоды,
когда в ней происходят важные изменения,
способные вызвать конфликтные ситуации.
Назовем основные из них.\
Первоначальный
период — происходит адаптация супругов
друг к другу. По статистике в течение
первого года совместной жизни разрушаются
до 30% браков.
Второй
период — появление детей, которым необходимо
уделять много внимания, резко ограничивает
возможности супругов в профессиональном
росте, в удовлетворении прежних увлечений,
накапливается усталость, могут проявляться
противоположные представления по вопросам
воспитания и профессиональной ориентации
детей. Такая обстановка может провоцировать
межличностные конфликты.
Третий
период — появление новых членов семьи
во взаимодействии — невест, зятьев, внуков,
родителей другой стороны. Наступающие
зрелый возраст и старость также создают
свои проблемы.
Каждый
из этих периодов характеризуется своими
специфическими конфликтными ситуациями
и конфликтами. На возникновение
межличностных конфликтов в семье
на любом отрезке ее развития могут
влиять различные внешние факторы.
Прежде всего, это изменения, происходящие
в обществе, например, изменение
моральных и культурных критериев,
утверждение культа наживы и ориентация
на удовлетворение чувственных потребностей
(в противоположность
Социология
вычленяет несколько важнейших
функций семьи: 1) репродуктивную
(воспроизводство новых членов), 2)
воспитательную (воспитание нового поколения),
3) хозяйственно-экономическую (формирование
и расходование семейного бюджета), 4)
рекреационную (проблема досуга и психической
разгрузки). Каждая семья может какую-то
из функций считать наиболее важной.
Противоречия
могут возникнуть тогда, когда у
мужа и жены расходятся мнения по проблеме —
какой из функций отдать предпочтение
и как ее выполнять. Например, жена желает
иметь много детей, а муж не более одного,
ссылаясь на недостаток времени на воспитание,
желание “пожить самим” и др.
3.2.
Причины конфликтов
в семье и их предупреждение.
В
первый период, период
притирки супругов,
наиболее типичными причинами конфликтов
являются:
1. Межличностная совместимость.
Межличностная
совместимость подразумевает взаимоприятие
друг друга, основывающееся на сходстве
ценностных ориентации, социальных установок,
интересов, мотивов, потребностей, характеров,
темпераментов, уровня развития личностей.
Межличностная несовместимость дает о
себе знать в том случае, когда по этим
индивидуально-психологическим характеристикам
у каждой стороны имеется свое, противоположное
другой стороне мнение.
Например, тип характера жены — сенсорный. Ее “природа” требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены “как положено”, сопровождая свои требования “лекцией”.
Причиной возможного межличностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им “беспорядок” не вызывает никаких эмоций.
Точно
так же будет все происходить,
если предпочтения характеров окажутся
противоположными. Муж и жена просто
поменяются ролями.
Для избежания
подобных конфликтов необходимо знать
особенности проявления характеров
друг друга и вместе учиться управлять
ими. Нелегко из двух сформировавшихся
“Я” прийти к одному “мы”. Однако
терпеливое отношение к привычкам
друг друга, совместная терпеливая работа
над собой создадут условия для
бесконфликтного взаимодействия в
дальнейшей жизни.
2. Лидерство в семье.
Жена
или муж (или оба) могут сформироваться
до брака лидерами. Сохранение таких
позиций в браке чревато
Выходом
из такой ситуации будут взаимное
обсуждение проблемы и категорический
отказ от претензий на лидерство,
лояльное отношение к альтернативному
мнению другого, совместное решение
семейных вопросов.
3. Превосходство.
В начальном
периоде семейной жизни нередки
случаи, когда один из супругов стремится
доказывать свое превосходство. Подобное
поведение Э. Берн описывает
в новелле “Дорогая”. Муж при гостях дает
нелестные характеристики жене и шутливо
обращается к ней за подтверждением: “Да,
дорогая?”. Жена, при таком поведении мужа,
оказывается в не очень приятной для нее
ситуации, ее настроение испорчено.
Подобное
поведение мужа (жены) по отношению
к близкому человеку есть проявление
невоспитанности. В нормальной семье
муж и жена находятся в равном
отношении друг к другу. Следовательно,
чем раньше супруги откажутся
от унижающих друг друга претензий
на превосходство, тем благополучнее
будет дальнейшее взаимодействие между
ними. Следует искать хорошее друг
в друге и подчеркивать его, в
таких случаях обратная реакция
будет всегда положительной.