Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Выводы  по второй главе.

     Обучение  школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и  социальной среды. С учетом сложившейся  в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

     Применение  разнообразных  методов обучения технологии содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Технологию (технический труд), по негласной  традиции, относят к второстепенным дисциплинам. А этот предмет очень важный среди школьных предметов. Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.

     Возрастающая  учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.

     Конкретные  задания требуют не просто изготовления изделий, а решения задач, в которых  предметно-практическая форма их выполнения выступает как одно из возможных  средств, стимулирующих умственные действия. Здесь же даётся широкое поле для творческой деятельности, результаты которой воплощаются в вещественном виде.

     Отсутствие  предмета технологии (технического труда) может привести к снижению уровня знания и владения учащимися инструментами  и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в технической области, а также свёртывание профориентации сделает ещё менее престижным для школьников профессии в сфере материального производства.

     Таким образом, можно прийти к выводу, что без изучения технического труда невозможно целостное развитие ребёнка и формирование у него полноценного представления об окружающем мире.

     Качество  подготовки специалистов в средних  и высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего  общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников.

     Сделать уроки технологии более эффективными помогают следующие аспекты:

     внимание к проблеме преемственности между начальной школой и средним звеном;

     изучение предлагаемого разными авторами программно-методического обеспечения с целью сравнения и определения оптимальных путей реализации программы;

     использование разнообразных средств обучения;

     предметно-практическая преобразующая деятельность учащихся;

     профориентация.

     Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

     Применение  разнообразных  методов обучения технологии содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

Список  литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.

2. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. – 2009. – 84 с.

3. Дзюба М.Т. Воспитывающие значение беседы как учебного метода. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 121 с.

4. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях общеобразовательной школы. – М.: Алгоритм, 2008. – 227 с.

5. Карачев А.А. Государственные стандарты общего образования по технологии // Школа и производство. – 2004. – № 4. – С. 2 – 4.

6. Климов Н. Т. Ручная и машинная вышивка. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

7. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 480 с.

8. Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. – СПб.: Питер, 2009. – 376 с.

9. Лернер Л.С. Учебная книга в ООТ. Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2010. – 49 с.

10. Матросова Л. Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Издательство Магистр, 2006. – 134 с.

11. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2009. – 375 с.

12. Петрищенко, И.А. Педагогика: Учебное пособие. – Тула: РИЦ ТулГУ, 2008. – 358 с.

13. Серебренников Л.Н. Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2008. – 49с.

14. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). – Брянск: Издательство БГПУ, 2010. – 214 с.

15. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана Граф, 2008. – 263c.

16. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.

17. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология». Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2010. – 49 с.

18. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПБ.: Питер, 2008. – 485 с. 

Информация о работе Методы обучения технологии